г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-112952/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АНО ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ "КОС "ЛУБЯНКА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-112952/19
принятое судьей Е.А. Аксеновой,
по заявлению АНО ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ "КОС "ЛУБЯНКА"
к Департамент культурного наследия города Москвы
третьи лица: 1) ДГИ г. Москвы; 2) Департамент государственной охраны Министерства культуры РФ
о признании недействительным Приказа,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Шастун А.В. по дов. 09.01.2019; |
от третьих лиц: |
1. Шинкарюк А.Ю. по дов. от 29.11.2018; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2019 в удовлетворении требований заявления АНО "КОС "Лубянка" о признании недействительными: приказа Департамента культурного наследия города Москвы от 16.11.2018 г. N 901 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых: особняк Тарасовых, 1905 г., арх.В.П. Вотилов, Н.Морозов, 1907, инж.М.Ф. Гейслер, 1912 г.; - Конюшни, 1907 г.", расположенный по адресу: Москва, Скатертный пер., д. 4/2 стр. 1, 2 в единый государственный в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля), об утверждении границ его территории и предмета охраны; приказа Департамента культурного наследия города Москвы от 24.12.2018 г. N 1101 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Городская усадьба семьи Тарасовых: особняк Тарасовых, 1902-1903 гг., архитектор С.К.родионов,1905 г., архитектор В.П. Вопилов,1907 г., инженер М.ФЫ.Гейслер, 1912 г.", расположенный по адресу (местонахождение): г. Москва, Скатертный пер., д. 4/2 стр. 1, 2 отказано.
Не согласившись с указанным решение, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента, ДГИ г. Москвы против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Заявитель, Департамент государственной охраны Министерства культуры РФ при надлежащем извещении, явку представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что он не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный объект (помещение), расположенный по адресу: г. Москва, Скатертный переулок, д. 4/2, стр. 2 находится в собственности г. Москвы, по договору аренды от 21.11.2005 N 1-1068/05 передано АНО "КОС "Лубянка".
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или 3 уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установление ограничений (обременении) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с названным Законом; установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных названным Законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ; обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.
В силу ст. ст. 9.1 и 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ полномочия по учету и государственной охране объектов культурного наследия всех категорий историко-культурного значения, за исключением ряда отдельных объектов культурного значения федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р, находятся в компетенции региональных органов охраны объектов культурного наследия.
Региональным органом охраны спорного объекта культурного наследия является Департамент культурного наследия г. Москвы.
Спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Скатертный пер., д. 4/2, стр. 2, был отнесен к выявленным объектам культурного наследия с наименованием "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых. Конюшни, 1907 г." (далее - Объект) протоколом заседания секции N 1 Историко-культурного экспертного совета (протокол от 19 февраля 2009 г. N 1/37), утвержденного приказом от 5 мая 2009 г N 164.
Приказом от 16.11.2018 г. N 901 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых: - Особняк Тарасовых, 1905 г. арх. В.П. Вотилов, Н.Морозов, 1907 г., инж. М.Ф. Гейслер, 1912 г.; - Конюшни, 1907 г.", расположенного по адресу: г. Москва, Скатертный пер., д. 4/2, стр. 1, 2 в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля), об утверждении границ его территории и предмета охраны" Объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации, абзацам третьему, четвертому преамбулы Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-Федеральный закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 73-ФЗ Минкультуры России ведет единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее-реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. В соответствии с нормами Федерального закона внесению в реестр подлежат сведения об объекте культурного наследия, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 20 Федерального закона.
В реестре отсутствуют сведения об объектах культурного наследия, расположенных по адресу: г. Москва, Скатерный пер., д. 4/2, стр. 1,2.
Вместе с тем, срок представления региональными органами государственной охраны объектов культурного наследия информации и документов по объектам культурного наследия с целью регистрации объектов культурного наследия в реестр не установлен.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Доводы Заявителя о том, что Ответчиком не проведена государственная историко-культурная экспертиза, обоснованно отклонен судом.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В соответствии с пунктом 4.2.7 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП (далее - Положение), Департамент принимает решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения или объектам культурного наследия регионального значения соответственно.
Так, в отношении Объекта проведена государственная историко-культурная экспертиза (акт государственной историко-культурной экспертизы от 19 июля 2018 г. выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых: - Особняк Тарасовых, 1905 г. арх. В.П. Вотилов, Н.Морозов, 1907 г., инж. М.Ф. Гейслер, 1912 г.; - Конюшни, 1907 г." расположенного по адресу: г. Москва, Скатертный пер., д. 4/2, стр. 1, 2.
Кроме того, АНО "КОС "Лубянка" сообщалось письмом от 29.05.2019 г. N ДКН-16-09-1/9-6 в соответствии с п. 29 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" заключение государственной историко-культурной экспертизы Объекта было размещено на странице Мосгорнаследия официального сайта Мэра Москвы в разделе "Документы", далее подраздел "Нормативные правовые акты". В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ регистрация объектов культурного значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется Минкультуры России, а не Мосгорнаследием.
24.12.2018 г. издан приказ N 1101 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Городская усадьба семьи Тарасовых, 1902-1903 гг., архитектор С.К. Родионов (?), 1905 г., архитектор В.П. Вопилов, 1907 г., инженер М.Ф. Гейслер, 1912 г.", расположенного по адресу (местонахождение): г. Москва, Скатертный пер., д. 4/2, стр. 1, 2" (далее - приказ от 24 декабря 2018 г N 1101).
Согласно п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В соответствии с пунктом 4.2.8 Положения Департамент принимает решение об утверждении особенностей объекта культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения, послуживших основанием для включения его в Единый реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны).
Форма охранного обязательства установлена приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".
Форма охранного обязательства установлена приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".
Пунктом 3 приложения N 2 к вышеуказанному приказу установлено, что охранное обязательство утверждается актом органа охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Таким образом, приказ от 24.12.2018 г. N 1101 соответствуют установленной Минкультуры России форме, не противоречит законам и не нарушает права и законные интересы Заявителя.
При таких обстоятельствах, оспариваемые приказы Мосгорнаследия соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования было отказано правомерно.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-112952/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112952/2019
Истец: АНО ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ "КОС "ЛУБЯНКА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВА, Департамент государственной охраны Министерства культуры РФ, Минкультуры России