город Томск |
|
15 декабря 2019 г. |
Дело N А27-15505/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2019 года.
председательствующего |
|
Колупаевой Л.А., |
судей |
|
Сластиной Е.С., |
|
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-11222/2019) общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 сентября 2019 года по делу N А27- 15505/2019 (судья Федотов А.Ф.) по иску Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготранзит", г. Новокузнецк, Кемеровской области (ОГРН 1165476072233, ИНН 5406603432) об обязании заключить договор теплоснабжения
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: Медведев В.М. по доверенности от 03.12.2018, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление, истец) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготранзит" (далее - общество, ответчик, апеллянт) с исковым заявлением об обязании заключить договор теплоснабжения на условиях, предусмотренных договором теплоснабжения N 2-20 от 01.01.2019, представленного истцом.
Иск обоснован уклонением ответчика от заключения договора теплоснабжения в отношении нежилых помещений общей площадью 574,5 м2, расположенных в здании по адресу: г. Новокузнецк, Кемеровской области, ул. Орджоникидзе, д. 18.
Решением суда от 20.09.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь, что фактически своими действиями по получению тепловой энергии Управление совершило акцепт, и договор теплоснабжения N 1766 от 04.07.2018 является заключенным в полном объеме; суд первой инстанции проигнорировал в своем решении то обстоятельство, что все остальные владельцы помещений в здании подписали договор теплоснабжения N 1766 от 04.07.2018; законодательство о контрактной системе предусматривает наличие заказчика - но не устанавливает запрета на наличие нескольких лиц на стороне заказчика.
Истец в отзыве просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Истец явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, ООО "Энерготранзит" (ТСО) согласно выписки из ЕГРЮЛ является коммерческой организацией, одним из видов деятельности которой является - деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Управление является потребителем услуг теплоснабжения в зоне ответственности ТСО ООО "Энерготранзит".
02.08.2018 Управление направило в адрес ООО "Энерготранзит" заявку на заключение договора теплоснабжения письмом N 02/11286.
Ввиду того, что в здании имеется один ввод, собственник которого не установлен, между собственниками нежилых помещений в данном здании достигнуто соглашение о заключении договора теплоснабжения с одним из собственников N 1766 от 04.07.2018, а все остальные собственники производят оплату через него.
Управление отказалось подписывать данное соглашение, полагая, что подписание такого договора противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, и направило в адрес ООО "Энерготранзит" проект договора теплоснабжения N 2-20 от 01.01.2019 письмом N03/05982, проект договора ответчиком получен, и возвращен 27.05.2019 письмом N 12457 без подписи.
Указанное послужило основанием для обращения Управления в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 2 данной статьи договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком (теплоснабжающей организацией) с потребителем тепловой энергии, является публичным (ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 426 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", согласно которому с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения признается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Правила N 808), в случае, если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством, при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
В Правилах N 808 указано, что основными обязанностями ЕТО, в частности, являются: заключение и исполнение договоров теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения (абзац 2 пункта 12); заключение и исполнение договоров поставки тепловой энергии (мощности) и(или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (абзац 3 пункта 12); заключение и исполнение договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (абзац 4 пункта 12).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Управление правомерно обратилось в суд с требованиями об обязании ЕТО к заключению договора теплоснабжения.
В силу пункта 36 Правил N 808 основанием для заключения договора теплоснабжения являются представленные копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающие право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости, в которых расположены теплопотребляющие установки.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" абонентом (потребителем) является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В силу статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о подписании многостороннего договора теплоснабжения, судом апелляционной инстанции учитывается следующее.
Из материалов дела следует, что собственники (иные законные владельцы) помещений договорились, что содержание теплового узла, расположенного в подвальной части здания по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 18 и начисленная плата за тепловую энергию будет распределяться пропорционально принадлежащему каждому собственнику (иному законному владельцу) объему в помещениях. Т
Также данным соглашением собственники договорились на содержание теплового узла и процентное распределение между ними тепловой энергии, определяемой по показаниям прибора учета. Срок действия указанного соглашения - 31.12.2019.
Данное соглашение было подписано Управлением в виду того что оно регулировало только распределение объемов потребления тепловой энергии и содержание теплового узла. Подписание соглашения о распределении объемов тепловой энергии не влекло за собой согласия Управления на подписание многостороннего договора теплоснабжения.
Считать договор теплоснабжения от 04.07.2018 N 1766 заключенным оснований не имелось, поскольку данный договор рассмотрен Управлением и без подписей возвращен в адрес ООО "ЭнергоТранзит" письмом от 25.04.2019 N 03/05982, содержащим нормативное обоснование невозможности его заключения.
В пункте 2.1 положения о "Кузбассфонде" утвержденного постановлением совета народных депутатов Кемеровской области от 19.07.2000 N 670 указанно, что "Кузбассфонд" вправе осуществлять деятельность приносящую прибыль, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Соответственно "Кузбассфонд" вправе заключать договоры, не руководствуясь законодательством о контрактной системе и соответственно оплачивать их за счет собственных средств.
В свою очередь Управление, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которая, входит в систему Министерства экономического развития Российской Федерации, финансируется исключительно за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, учитывая цели и задачи, действует исключительно в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственного заказа и расходования бюджетных средств и учета бюджетных обязательств.
Управление, являясь государственным заказчиком, проводит закупки товаров, работ, услуг на основании положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), нормы которого обязательны для государственного заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта. На основании части 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд-совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения и особенностей исполнения контрактов. Таким образом, Закон N 44-ФЗ в части заключения и исполнения контракта, вне зависимости от выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусматривает наличие только двух сторон по контракту: заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель).
Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта. Данная позиция подтверждается выводами Минэкономразвития РФ, изложенными в письмах от 14.06.2016 N Д28и-1614, от 17.06.2016 N ОГ-Д28-7625, от 17.11.2017 N 24-02-08/76584.
Контракты, которые заключаются в ходе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, являются гражданско-правовыми, о чем прямо сказано в статье 1 Закона N 44-ФЗ. Однако в силу своей специфики (особый субъект - публично-правовое образование, исполнение денежных обязательств заказчика за счет бюджетных средств и т. д.) данный вид контрактов регулируется законодательством в особом порядке.
Исходя из изложенного доводы ООО "ЭнергоТранзит" являются необоснованными, основаны исключительно на положениях Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), которые не учитывают и не регулируют особенности, обусловленные статусом субъектов, финансируемых за счет бюджетных средств.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей (долевой или совместной) собственности. Все правомочия собственника осуществляются участниками общей собственности на основании соответствующего соглашения, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 246 и пункт 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данных требований, арбитражный суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункты 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Прямого запрета на заключение отдельного прямого договора теплоснабжения с Управлением на условиях представленного в материалы дела проекта договора судом не установлено.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами прямо не вытекает из иных доказательств, представленных в обоснование возражений против существа заявленных требований.
Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Из материалов дела следует, что ответчик условия, включенные истцом в проект договора теплоснабжения N 2-20 от 01.01.2019 не оспорил, несоответствий проекта договора действующему законодательству не указал.
Проверив условия договора, суд не установил положений, противоречащих законодательству и ущемляющих права ответчика.
Согласно частям 1, 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На этом основании требования истца, изложенные в исковом заявлении, являются обоснованными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 сентября 2019 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15505/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерготранзит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15505/2019
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Ответчик: ООО "ЭнергоТранзит"