г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-138575/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Электросеть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-138575/19
принятое судьей Е.А. Аксеновой
по заявлению ООО "Электросеть"
к ФАС России
третье лицо: ДЖКХЭИРТ ЯО
о признании незаконным бездействия,
в присутствии:
от заявителя: |
Назаров А.А, по дов. от 01.02.2019, Марков С.Б. ген. директор; |
от заинтересованного лица: |
Савостина Е.В. по дов. от 10.01.2019, Мицкевич О.А. по дов. от 23.01.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2019 в удовлетворении требований заявления ООО "Электросеть" о признании незаконным бездействия ФАС России по не рассмотрению в установленные сроки заявления ООО "Электросеть" от 28.03.2019 N 1-54/19 о признании недействующим и отмене приказов Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (правопреемника Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области), выраженного в письме ФАС России от 19.04.2019 N СП/32878/19, а также о возложении обязанности на ФАС России по принятию к рассмотрению и рассмотреть по существу заявление ООО "Электросеть" от 29.03.2019 N 1-54/19 о признании недействующим и отмене приказов Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (правопреемника Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области), в порядке предусмотренном Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 - отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Электросеть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Третье лицо - ДЖКХЭИРТ ЯО при надлежащем извещении, явку представителя не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 156, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ФАС России поступило заявление ООО "Электросеть" от 28.03.2019 N 1-54/19 об отмене приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 20.12.2016 N 357-ээ/дпр "О долгосрочных параметрах регулирования" (в части установления долгосрочных параметров регулирования для ООО "Электросеть" на 2017-2019 гг.) и приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.12.2018 N 464-п/ээ "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии". В указанном заявлении ООО "Электросеть" оспаривало долгосрочные параметры регулирования на 2017-2019 гг. и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, установленные Департаментом.
По результатам рассмотрения заявления ФАС России письмом от 19.04.2019 N СП/32878/19 разъяснила Обществу порядок рассмотрения ФАС России заявлений о несогласии с установленными тарифами, указав на необходимость в таком случае подачи заявления, соответствующего утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 Правилам рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (далее - Правила N 533).
Не согласившись с выводами, изложенными в письме, полагая бездействия по нерассмотрению в установленные сроки заявления ООО "Электросеть" от 28.03.2019 N 1-54/19, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Так, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрена процедура обжалования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в случае, если регулируемый субъект считает установленную таким органом цену (тариф) экономически необоснованной и принятой с нарушением законодательства - рассмотрение досудебных споров и разногласий. Такая процедура является специальной по отношению к процедуре отмене решений органов исполнительной власти и фактически специально разработана" и включена в законодательство Российской Федерации в целях оперативного, эффективного и компетентного разрешения споров между регулируемыми субъектами и регуляторами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 признаны утратившими силу многочисленные подзаконные нормативные акты, регламентирующие эту процедуру, и утверждены Правила N 533, предусматривающие единый порядок рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов).
Порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрены Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (далее - Правила N 533).
Согласно пункту 1 Правил N 533, они устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий:
- разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике;
- споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;
- разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
- разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов;
- разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов;
- досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, поданное ООО "Электросеть" в ФАС России заявление представляет собой заявление о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), к которому применяются Правила N 533.
Между тем, заявление ООО "Электросеть" не отвечало требованиям, установленным пунктом 3 Правил N 533, в связи с чем ФАС России письмом от 19.04.2019 разъяснила ООО "Электросеть" порядок его подачи.
Так, в силу пп. 123 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок) установлена обязанность по оплате госпошлины. Из содержания указанного подпункта следует, что ООО "Электросеть" было обязано оплатить госпошлину за рассмотрение поданного в ФАС России заявления по существу.
Указанный подпункт Налогового Кодекса Российской Федерации был изменен Федеральным законом от 12.11.2018 N 415-ФЗ, направленным на унификацию рассмотрения заявлений о досудебных тарифных спорах.
Заявитель полагает, что его заявление должно было быть рассмотрено в порядке, предусмотренном утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 123).
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Правила N 123 не применимы к рассматриваемым отношениям.
Законом об электроэнергетике предусмотрено полномочие федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен тарифов отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), при этом не установлен заявительный порядок рассмотрения таких вопросов. "Профессиональные" участники отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которые считают решение об установлении регулируемых цен (тарифов) незаконным и экономически необоснованным, должны обращаться в ФАС России с заявлением о рассмотрении досудебных споров и разногласий, уплачивая государственную пошлину и соблюдая сроки подачи заявления.
Согласно п. 2 Правил N 123 ФАС России может рассмотреть жалобы заинтересованных лиц - физических лиц-потребителей, юридических лиц, не являющихся регулируемыми организациями, для которых установлен тариф. Поданное в ФАС России заявление ООО "Электросеть" не отвечает указанным критериям.
Таким образом, вопреки доводам Заявителя, к рассматриваемым правоотношениям не применим пункт 2 Правил N 123.
Приведенная Обществом практика судом не принимается, поскольку в каждом из указанных дел не рассматривался вопрос об экономической обоснованности величины тарифа, а также заявление было принято к рассмотрению до вступления в силу Правил N 533.
В связи с вышеизложенным, оспариваемые бездействия ФАС России не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеизложенного, на основании п. 2 ч. 8 и п. 2 ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции ФАС России обоснованно принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков данного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение ФАС России от 21.12.2018 N РП/105595/18 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства является законным, обоснованным и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-138575/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138575/2019
Истец: ООО электросеть
Ответчик: ФАС Росии
Третье лицо: ДЖКХЭИРТ ЯО