г. Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-18348/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019 по делу N А40-18348/19
по иску ТСЖ "ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ" (ОГРН: 1087746386518)
к ПАО "МОЭК" (ОГРН: 1047796974092)
о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 287 201,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 217 748,59 руб. и с 22.01.2019 по дату фактического исполнения обязательства, расходов на оплату услуг представителя в размере 190 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца Маслов С.В. по доверенности от 06.11.2019,
Перминова О.И. по доверенности от 06.11.2019;
от ответчика Кохан М.С. по доверенности от 13.10.2018;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Зеленый остров" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "МОЭК" о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 287 201,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 217 748,59 руб. и с 22.01.2019 по дату фактического исполнения обязательства, расходов на оплату услуг представителя в размере 190 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019 по делу N А40-18348/19 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчиком было заявлено ходатайство о назначении экспертизы по делу.
Истец возражал против заявленного ходатайства, указав, что оно не заявлялось в первой инстанции.
Материалами дела подтверждается, что изначально ответчиком ходатайство о назначении экспертизы было заявлено устно, для формирования вопросов и экспертного учреждения ответчик просил дело слушанием отложить (т.4 л.д.136-137).
Ходатайство о назначении экспертизы судом было оставлено открытым.
Между тем, впоследствии, как следует из протокола судебного заседания от 13.06.2019, ответчик не настаивал на ходатайстве о назначении экспертизы (т.10 л.д.58).
Суд апелляционной инстанции полагает возможным в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы, отказать.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор теплоснабжения от 29.12.2009 N 02.103010-ТЭ (т.2 л.д.84-125).
Стороны согласовали ряд приложений, в том числе акт разграничения балансовой принадлежности (т.2 л.д.95-103).
Объектом энергоснабжения по спорному договору являются семь жилых многоквартирных домов, которыми управляет ТСЖ "Зеленый остров", согласно реестру точек поставки (приложение N 1 от 29.12.2009 к договору энергоснабжения от 29.12.2009 N 02.103010-ТЭ).
ТСЖ "Зеленый остров" полностью оплатило поставленную тепловую энергию поставленную энергоснабжающей организацией на нужды отопления многоквартирных домов под управлением истца в 2016 году, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, а также решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-184247/16-161-1615, согласно которому ПАО "МОЭК" отказалось от иска в части основного долга, в порядке ст. 49 АПК РФ, в связи с оплатой задолженности за поставленную тепловую энергию.
На основании п. 4.1.2 договора ТЭ энергоснабжающая организация обязана поддерживать в точке подачи тепловой энергии абоненту температуру теплоносителя и давление теплоносителя в подающей линии в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115.
По мнению истца, энергоснабжающей организацией абоненту поставлена тепловая энергия и горячая вода ненадлежащего качества.
Истцом оспаривается качество поставленной ответчиком тепловой энергии и горячей воды на границу эксплуатационной ответственности, а не в помещении потребителей (собственников помещений).
В обоснование исковых требований, истец указал, что ввиду поставки тепловой энергии ненадлежащего качества сумма денежных средств, уплаченных энергоснабжающей организации превышает размер реального обязательства по оплате коммунальных ресурсов и на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы ответчика о том, что судом не применены обязательные нормы права, подлежащие применению к управляющей организации, а именно Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, выводы суда не соответствуют фактически сложившимся правоотношениям между сторонами, что ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, отклоняются судом.
Материалами дела подтверждается тот факт, что все возражения, доводы представителя ПАО "МОЭК" самым тщательным образом исследовались судом первой инстанции и правомерно были отклонены по основаниям, отраженным в обжалуемом судебном акте.
Заявитель апелляционной жалобы не принимает во внимание тот факт, что в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Следовательно, положения законов и нормативно-правовых актов о теплоснабжении и горячего водоснабжения подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей Жилищному кодекса РФ, регулируют отношения истца и ответчика в части поставки ресурса на границу эксплуатационной ответственности сторон, не урегулированных жилищным законодательством.
Пунктом 16 Правил N 124 предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Положения законов и нормативно-правовых актов о теплоснабжении и горячем водоснабжении регулируют правоотношения сторон в части поставки ресурса на границу эксплуатационной ответственности сторон.
Следовательно, положения законов и нормативно-правовых актов о теплоснабжении и горячем водоснабжении подлежат применению к спорным отношениям в части не урегулированных жилищным законодательством, но не противоречащей Жилищному кодекса РФ.
В настоящем деле спор идет о ненадлежащем качестве тепловой энергии, поставленной на границу ответственности сторон, от качества которой напрямую зависит качество услуги исполнителя непосредственным потребителям.
Пунктом 18 (а) Правил N 124 установлено, что ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем).
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в первом разделе ПП РФ N 1034 установил требования к параметрам контроля качества поставляемой тепловой энергии п. 105 - 109, п. 109 Правил 1034 установлено, что конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.
Заявителем апелляционной жалобы не учтены положения п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которому температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Вместе с тем отсутствие в материалах дела, предусмотренных п. 109 Правил N 354 актов проверки не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку, в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.
В связи с изложенным, обоснованными являются ссылки истца на представленные в материалы дела ведомости показаний приборов учета, которыми зафиксированы параметры поставленной тепловой энергии ненадлежащим доказательством.
Поскольку представленные в материалы дела ведомости учета, отражающие параметры тепловой энергии на узле учета, подтверждающие факт оказания ответчиком истцу коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества, относится к числу письменных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 64 АПК РФ, достоверность указанных в них сведений ответчиком не оспорена, данные не опровергнуты, суд первой инстанции правомерно принял их в качестве надлежащего доказательства по делу.
В рассматриваемом случае температурные показатели теплоносителя на вводе в дом подтверждены ведомостями учета тепловой энергии.
Прибор учета тепловой энергии и теплоносителя учитывает фактическую температуру подаваемого ресурса и вычисляет количество потребленной тепловой энергии в Гкал, что дает право истцу заявлять о том, что температурные параметры поставленной ответчиком тепловой энергии на нужды отопления, подтвержденные показаниями прибора учета, ненадлежащие и имеет место поставка некачественного теплоносителя.
Доказательств, подтверждающих соблюдение температурных графиков, с учетом предусмотренного допустимого отклонения температуры подающей сетевой воды, ответчиком в материалы дела не представлено.
Ответчиком не учтены положения п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которому температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Доводы ответчика о том, что при рассмотрении настоящего спора применяются Положения Правил N 354 (п. 104 - 108), подлежат отклонению, поскольку указанные положения урегулируют отношения истца, как исполнителя коммунальных услуг и потребителей в части поставки ненадлежащей услуги, в помещения потребителя (собственников и нанимателей помещений), за качество которых отвечает исполнитель внутри дома от границы эксплуатационной ответственности сторон.
Указанные Положения Правил N 354 (п. 104 - 108), применяются к отношениям сторон только в случае возникновения спора, обусловленного обращениями потребителями о ненадлежащем качестве коммунальной услуги в помещениях собственников, в случае если исполнителю услуг неизвестны причины поставки услуги ненадлежащего качества.
В настоящем споре у истца не возникало сомнений относительно причин ненадлежащего качества тепловой энергии, поскольку истец и ответчик получали от ГБУ ЕИРЦ ведомости учета поставленного ресурса тепла, из которых следует, что в спорный период тепловая энергия на нужды отопления поставлялась в дома под управлением истца в точки поставки на границу ответственности сторон по спору ненадлежащего качества.
Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей - в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса, что подтверждается правовой позицией, изложенной в определении ВС РФ N 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015, в определении ВС РФ от 12.10.2016 по делу N 309-ЭС16-13402.
В силу положений ст. 161 Жилищного кодекса РФ, п. п. 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, истец является исполнителем коммунальных услуг и обязан приобретать у ответчика тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальной услуги.
Объектом энергоснабжения в данном случае является многоквартирный жилой дом. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Истец является исполнителем коммунальных услуг, предоставляющий потребителям в управляемых им многоквартирных домах, коммунальные услуги.
В настоящем споре товариществом оспаривается качество поставленной ответчиком тепловой энергии в точке подачи тепловой энергии в многоквартирный дом, на границу эксплуатационной ответственности, а не в помещение потребителей (собственников помещений).
Ответчик не представляет доказательств того, что в точку поставки на границу эксплуатационной ответственности сторон им была поставлена тепловая энергия надлежащего качества.
Довод заявителя жалобы о том, что законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности сторон основан на неверном толковании норм права и условий договора и подлежит отклонению ввиду следующего.
Пунктом 18 (а) Правил N 124 установлены условия о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Пунктом 16 Правил N 124 предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя первом разделе ПП РФ N 1034 установил требования к параметрам контроля качества поставляемой тепловой энергии п. п. 105 - 109, п. 109 Правил N 1034 установлено, что конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.
Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что договором ТЭ, стороны согласовали, что требования к качеству поставляемых тепловой энергии и теплоносителя согласованы сторонами.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ПАО "МОЭК" поставляло тепловую энергию и горячую воду ненадлежащего качества.
Постановлением N 1034 утверждены правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в первом разделе которого установлены требования к параметрам контроля качества поставляемой тепловой энергии (пункты 105 - 109).
Согласно п. 109 Постановления N 1034 конкретные величины контролируемых параметров указываются в договоре теплоснабжения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 17 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 22.05.2019) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", разделом III Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 22.05.2019) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" существенными условиями договора теплоснабжения являются - показатели качества поставляемого коммунального ресурса.
Пунктами 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", а также Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83", установлена граница эксплуатационной ответственности, при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в этой связи при его исполнении стороны обязаны применять правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, а также, уполномоченными Правительством Российской Федерации Федеральными органами исполнительной власти. Отступление от императивных норм таких правовых актов, недопустимо, независимо от того, соотносится ли их положения с условиями действующего между сторонами договора или нет.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида установлены Правилами N 124.
Вместе с тем п. 16 Правил N 124 предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса.
Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
В силу ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
В соответствии с п. 24 Постановления N 808 показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносители определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Ресурсоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды, в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком. В периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений, принятых для проектирования систем отопления, температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Приказом Минстроя России от 17.03.2014 установлено, что контроль качества поставки и потребления тепловой энергии производится на границе балансовой принадлежности между теплоснабжающей (теплосетевой) организацией и потребителем (п. 50), теплоснабжающая организация обеспечивает соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения, C° (п. 51 (в)), что согласуется с доводами истца и представленными в материалы дела доказательствами.
В силу п. 6.32 "МДК 4-02.2001. Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285) (далее - Типовая инструкция МДК 4-02.2001) температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 18-24 ч., определяемой диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Из п. п. 4.11.1, 4.12.1 Приказа Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (ред. от 11.02.2019) "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2003 N 4799), следует, что при эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения температуры сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком.
Пунктом 10 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" выделяет такой показатель качества теплоносителя, как температура сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком.
Параметры, закладываемые в температурный график, являются объективными показателями для определения качества тепловой энергии на точке поставки ресурса.
В случае превышения более чем на 3% от договорной величины температуры сетевой воды, в подающем трубопроводе, определение количества тепловой энергии производится по температурному графику, приложенному к договору (п. 3.8 Методических рекомендаций Минэнерго России от 19.01.2002).
Истцом выполнен расчет объема и стоимости тепловой энергии (за каждые сутки отчетного периода) по которому было выявлено отклонение температуры теплоносителя более или менее, чем на 3% от температурного графика.
С учетом системного толкования приведенных норм действующего законодательства ответственность ответчика за качество поставленной тепловой энергии горячей воды именно в точке подачи (поставки) и наличие возможности уменьшения размера платы за весь объем коммунального ресурса ненадлежащего качества, поставленного в многоквартирный дом, соответствует структуре отношений сторон и договора ресурсоснабжения, в рамках которого ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг в точке подачи (поставки, на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон) и, соответственно, отвечает перед ним за качество всего поставленного в этой точке объема коммунального ресурса.
ПАО "МОЭК" является ресурсоснабжающей организацией, то есть экономически более сильной стороной и профессиональным участником рынка теплоснабжения, а потому, заключая соответствующий договор энергоснабжения с оформлением в качестве приложения температурного графика от источника теплоты и приняв на себя обязательство по поставке качественного ресурса, должен нести риски, связанные с толкованием условий договора в пользу слабой стороны договора, которой является товарищество (п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Расчет истца основан на ведомостях учета с общедомовых приборов учета по каждому дому, каждый из которых поверен и введен в эксплуатацию.
Указанный расчет судом проверен и признан верным ответчиком не оспорен, свой расчет ответчик не представил, доказательства поставки надлежащего качества ресурса в спорный период не представил.
В силу ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного и незаконного поведения.
В силу ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истец представил суду все необходимые доказательства в подтверждение своих нарушенных прав и нарушенных прав третьих лиц, собственников и нанимателей помещений, интересы которых Истец представляет.
Ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств своей позиции не представил, доводы и расчет истца не опроверг.
В определении Верховного суда РФ от 12.10.2016 по делу N 309-ЭС16-13402 указано, что карточками учета тепловой энергии (посуточные ведомости), представленными в материалы дела, подтверждается, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе с учетом температуры наружного воздуха не во все дни спорных месяцев года соответствовала утвержденным температурным графикам.
Качество коммунального ресурса должно определяться на границе балансовой принадлежности сетей - в месте установки общедомового прибора учета коммунального ресурса и не учтена правовая позиция, изложенная в определении ВС РФ N 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015.
Указанная правовая позиция подтверждается Определениями Верховного Суда РФ N 309-ЭС15-4023 от 19.05.2015, N 309-ЭС16-13402 12.10.2016.
Таким образом, на основании изложенного, заявителем апелляционной жалобы не представлено надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2019 по делу N А40-18348/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ПАО "МОЭК" (ОГРН: 1047796974092) с депозита Девятого арбитражного апелляционного суда 105.000 рублей, перечисленные для проведения экспертизы платежным поручением N 99743 от 31.10.2019.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18348/2019
Истец: ТСЖ "ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ"
Ответчик: ПАО "МОЭК"