г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-103783/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт" в лице Северо-Западного бассейнового филиала на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2019, принятое судьей Уточкиным И.Н., в порядке упрощенного производства по делу N А40-103783/19 (92-909)
по заявлению ФГУП "Росморпорт" в лице Северо-Западного бассейнового филиала
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Росморпорт" в лице Северо-Западного бассейнового филиала (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган) об оспаривании постановления об административном правонарушении от 04.04.2019 по делу N 10006000-21/2019 о привлечении к административной ответственности по ст.16.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2019 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения, признав порядок и процедуру привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными, а также решение таможенного органа законно и обоснованно.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприятие обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Таможенный органом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Центральной энергетической таможни от 04.04.2019 по делу N 10006000-21/2019, на основании протокола об административном правонарушении от 12.03.2019 г., ФГУП "Росморпорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.8 КоАП РФ, выразившегося в причаливании СЛВ "Краковец" 11.07.2018 к находящемуся под таможенным контролем водному судну "Sea Pike" в целях снятия судовых отходов с указанного судна, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 16.8 КоАП РФ причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.14 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства международного плавания во время осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, в ст.24 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе РФ", регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств. При этом все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.
Из материалов дела, 11.07.2018 у причала N 60 комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов терминала ООО "Портэнерго" Морского торгового порта Усть-Луга (далее КСУГ-60) находилось водное судно "Sea Pike", флаг - Германия, прибывшее в порт Усть-Луга 09.07.2018 для погрузки нефти с целью ее вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Нидерланды.
Водное судно "Sea Pike", используемое в целях торгового мореплавания, прибывшее на таможенную территорию ЕАЭС 09.07.2018, находилось под таможенным контролем в период с 17:00 09.07.2018 по 18:00 11.07.2018.
В соответствии с выпиской из судового журнала водного судна - сборщика льяльных вод "Краковец" (далее - СЛВ "Краковец") от 11.07.2018, СЛВ "Краковец", флаг - Россия 11.07.2018 в 13:30 осуществило причаливание к водному судну "Sea Pike" в целях приема сухого мусора.
Вместе с этим, разрешение на причаливание СЛВ "Краковец" 11.07.2018 в целях приема судовых отходов с водного судна "Sea Pike" Северо-Западным энергетическим таможенным постом (далее - СЗЭТП) ЦЭТ не выдавалось.
Также деятельность предприятия выполняется в соответствии с полученными согласованиями государственных контрольных органов, при этом документальных подтверждений получения разрешений таможенного органа на подход 11.07.2018 СЛВ "Краковец" к водному судну "Sea Pike" не представлено.
Согласно п.IV "Обязательных постановлений в морском порту Усть-Луга", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2013, в морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. График расстановки и движения судов в морском порту утверждается Капитаном морского порта ежедневно на основании информации в данном случае подаваемой диспетчерской службой ФГУП "Росморпорт" по каналам электронной связи. Движение судов на акватории морского порта регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту службой управления движения судов (СУДС). Ежедневно до 15:00 текущих суток диспетчерский отдел Усть-Лужского управления ФГУП "Росморпорт" формирует список заявок на движение судов на акватории порта, в том числе судовсборщиков (СЛВ "Краковец"). Сформированный список направляется в адрес Капитана порта Усть-Луга и отдела Федеральной погранслужбы для согласования.
В соответствии с Технологической схемой организации пропуска через границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга (далее - Технологическая схема) должен производиться обмен данными между государственными контрольными органами путем информационного взаимодействия, исходя из принципа "одного окна" (п.5 Технологической схемы).
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.09.2016 N 1981-р предусмотрено использование разработанного ФТС России комплекса программных средств (далее - "Портал "Морской порт") для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ. Из материалов протокола N 3 координационного совета морского пункта пропуска УстьЛуга от 19.09.2017 следует, что в настоящее время в морском пункте пропуска УстьЛуга участвуют в работе КПС "Портал "Морской порт" государственные контрольные органы, а именно, таможня и Администрация порта. По результатам совещания координационного совета МПП Усть-Луга от 19.09.2017 были внесены изменения в Технологическую схему, а именно: обмен данными между государственными контрольными органами производится, в том числе, путем информационного взаимодействия с использованием КПС "Портал "Морской порт".
В 2018 году в регионе деятельности таможенного поста осуществлялось функционирование и эксплуатация КПС "Портал "Морской порт". В КПС "Портал "Морской порт" вносятся сведения от организаций, экспедирующих товары, агентирующих водные суда, а также от администрации морского порта. Должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 3 СЗЭТП ЦЭТ вносят в КПС "Портал Морской порт" сведения из поручений на погрузку товаров, представленных заинтересованными лицами на бумажном носителе, судовые документы на прибытие/убытие судов, а также информацию о фактически вывезенных товарах.
Предприятие не является перевозчиком и не предоставляет в таможенный орган документы для осуществления таможенного и иных видов контроля товаров и транспортных средств.
Внесение сведений в КПС "Портал "Морской порт" о перемещении транспортных средств через границу постоянной зоны таможенного контроля и о причаливании водных судов к судам, находящимся под таможенным контролем, действующими правилами и нормами не предусмотрено.
В соответствии с п.5 Технологической схемы, при осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.
В отношении перемещения через границу постоянной зоны таможенного контроля маломерных морских судов, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, принцип "одного окна" не применяется.
Согласно п.6 Технологической схемы уточняются действия таможенных органов при применении принципа "одного окна", а именно установлено, что таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска. Должностными лицами ОТО и ТК N 3 СЗЭТП ЦЭТ данные функции не осуществляются, так как оформление товаров, подконтрольных иным государственным контрольным органам, не входит в компетенцию таможенного поста.
В силу п.8 Технологической схемы организации пропуска через границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга, все подходы/отходы плавсредств к борту (от борта) судов заграничного следования производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.
В соответствии с п.10 положения "О таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" утвержденного приказом Государственного таможенного комитета РФ от 12.09.2001 N 892 все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Более того, требования данного пункта не соблюдаются при форс-мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.
Таким образом, в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.8 КоАП РФ.
Порядок и процедура привлечения Общества к административной ответственности по ст. 16.8 КоАП РФ соблюдены.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст.4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам Заявителем не представлено.
На основании изложенного, что событие и вина общества в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.16.8 КоАП РФ установлены ответчиком в полном объеме.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Кром того, доводы предприятия о том, что в отношении ФГУП "Росморпорт" вынесено два постановления по делам об административном правонарушении за одно правонарушение, несостоятельны в связи со следующим.
Постановлением от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-21/2019 ФГУП "Росморпорт" привлечено к административной ответственности по ст.16.8 КоАП РФ за административное правонарушение, выразившееся в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.
Постановлением от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-8/2019 ФГУП "Росморпорт" привлечено к административной ответственности по ст.16.5 КоАП РФ за административное правонарушение, выразившееся в перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объектом правонарушения по ст.16.5 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, а также, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности. Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие, заключающиеся в перемещении транспортных средств через границу и в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.5 КоАП России, является лицо, совершившее действия по перемещению транспортного средств через границу и в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, а именно ФГУП "Росморпорт".
Следовательно, правонарушения вменяемые ФГУП "Росморпорт" выражаются в разных действиях (бездействиях), которые образуют разные составы административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.4.4 КоАП при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2019 по делу N А40-103783/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103783/2019
Истец: ФГУП "Росморпорт" в лице Северо-Западного бассейнового филиала
Ответчик: Центральная энергетическая таможня