г. Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-140165/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей В.Р. Валиева, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 октября 2019 г. по делу N А40-140165/19, по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Федеральному казенному учреждению "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" о взыскании 2 262 719 руб. 49 коп.
при участии в судебном заседании: от истца Беркалиева А.Ж. (по доверенности от 13.06.2019 г.), Мольков А.В. (по доверенности от 23.05.2018 г.); от ответчика Худошин А.Н. (по доверенности от 28.12.2018 г.)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации", с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, 2 042 826 руб. 49 коп. задолженности по государственному контракту от 26.11.2018 г. N 3159051 на выполнение воинских железнодорожных грузовых перевозок.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2019 г. исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из представленных в материалы дела документов и правомерно установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" (головной исполнитель) и ФКУ "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (государственный заказчик) заключен государственный контракт от 26.11.2018 г. N 3159051 на выполнение воинских железнодорожных грузовых перевозок (государственный контракт).
Заключенным между ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" государственным контрактом от 26.11.2018 г. N 3159051 прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС РФ от 10.12.2015 г. N 1226/15, от 09.12.2016 г. N 1747/16.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 г. N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС РФ ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, т.е. тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС РФ, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС РФ.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки должны тарифицироваться по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Как указывает истец, в период с 30.12.2017 г. по 31.08.2018 г. Горьковской железной дорогой государственному заказчику оказаны услуги по перевозке воинских грузов и предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок, что подтверждается воинскими требованиями - накладными формы 2 и первичными документами (дорожные ведомости, корешки дорожных ведомостей).
Услуги оказаны головным исполнителем в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг, с перечнями к актам оказанных услуг.
Однако, как указывает истец, Федеральное казенное учреждение "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" приняло услуги к оплате не в полном объеме.
Размер задолженности за указанный период составил 2 042 826 руб. 49 коп. (с НДС).
Согласно положениям ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, закона либо договора, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустим.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 г. N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 г. осуществлялась раздельно, то есть тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России.
Однако 31.12.2016 г. принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 1 особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 3 особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 г.
Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации, установлено, что с 01.01.2017 г. воинские и коммерческие перевозки тарифицируются по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Тариф на 2017 г. (год по перевозкам в котором заявлен иск) для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта установлен приказом ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги" (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2015 г. N 40184) и проиндексирован приказом ФАС России от 09.12.2016 г. N1747/16 "О внесении изменений и дополнений в приказ ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги" (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2016 г. N 44865).
На основании изложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что подлежит применению к перевозкам ответчика тариф, установленный Прейскурантом 10-01, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 г. N 47-т/5; проиндексированный приказом ФАС России от 10.12.2015 г. N1226/15, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2015 г. N 40184; приказом ФАС России от 09.12.2016 г. N 1747/16, зарегистрированном в Минюсте России 22.12.2016 г. N 44865; в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок"; в строгом соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.12.2016 г. N ДМ-П9-71 пр.
Судом первой инстанции были исследованы данные возражения ответчика и им дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам жалобы, правомерность применения ОАО "РЖД" тарифа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 г. N 1590 подтверждена ФАС России и Министерством транспорта Российской Федерации ввиду следующего.
В соответствии с письмом от 23.08.2018 г. N исх-16167 ОАО "РЖД" обратилось в ФАС России с просьбой разъяснить порядок применения индексов к ставкам платы за воинские и специальные перевозки с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с письмом от 22.10.2018 г. N АР/84845/18 ФАС России сообщила ОАО "РЖД", что до вступления в силу проекта изменений в приказ от 10.12.2015 г. N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "РЖД" (в редакции приказа ФАС России от 09.12.2016 г. N 1747/16), стороны вправе определить размер ставки в рамках договорных отношений, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В рамках договорных отношений ФКУ "ГСЦП МВД России" и ОАО "РЖД" заключили государственный контракт N 3159051 от 26.11.2018 г., в рамках которого, как указано выше, стороны установили, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 с применением индексации, установленной приказами ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15, от 09.12.2016 г. N 1747/16.
ОАО "РЖД" письмом от 03.12.2018 г. N ИСХ-23049 обратилась к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Акимову М.А. по вопросу урегулирования порядка применения норм постановления Правительства от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 г. N МА-П9-9473, в соответствии с которым Минтранс России, ФАС России и Минюст России обязаны направить в адрес заказчиков услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок заключения о применении норм постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, включая порядок тарификации указанных перевозок.
Письмами от 24.01.2019 г. N Д4/1393-ИС от 24.01.2019 г. N ВТ-Д4-22/828 Минтранс России сообщил ОАО "РЖД", Минобороны России, МВД России, ФСБ России, что с 01.01.2017 г. по 02.12.2018 г. в рамках договорных отношений на перевозку воинских и специальных грузов железнодорожным транспортом стороны правомерно установили, что тарифы на эти перевозки рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, с учетом установленных индексов, включая дополнительные целевые надбавки. Допустимо применение к тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, осуществленных в 2017-2018 гг., тарифов, установленных Прейскурантом 10-01. с учетом индексации, установленной приказом ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15 для коммерческих грузов.
Так же письмом заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 04.03.2019 г. N ВТ-Д4-11/3146 подтверждается направление разъяснения в адрес Минобороны России. МВД России, ФСБ России соответствующим позициям ФАС России и Минюста России.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что ответчик правомерно применил коэффициент, установленный приказом ФАС России от 09.12.2016 г. N 1749/16. Однако приказ ФАС РФ от 09.12.2016 г. N 1749/16 не может быть использован при определении тарифа по следующими основаниям.
Данный приказ не зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован.
Согласно п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут, как не вступившие в силу.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 г. N 1749/16 не является нормативно-правовым актом. устанавливающим общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц. Указанный приказ, не являющийся нормативно-правовым актом, индексирует действующие тарифы на перевозки воинских грузов и ставки Единого воинского тарифа (принят государственными органами СССР) с 01.01.2017 г. в 1,04 раза. Между тем, ставки Единого воинского тарифа не подлежат применению на территории Российской Федерации с 01.01.2017 г.
Ставки Единого воинского тарифа установлены в Правилах оформления воинских перевозок железнодорожным транспортом и расчетов за них, утвержденных начальником Главного управления бухгалтерского учета и финансов МПС СССР и начальником Финансовой службы Минобороны СССР в 1990 г. и вступили в силу с 01.01.1991 г. Ставки тарифа содержатся в приложении N 2 Правил. С 01.01.2017 г. эти ставки Единого воинского тарифа не применяются, что установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590. которым утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 2 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок понятие "тарифное руководство" используется в настоящем документе в значении, предусмотренном ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Пункт 3 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590, прямо указывает, что под действующим тарифом в настоящем документе понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
Раздел II Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок содержит математические формулы, как рассчитать тариф. В разделе II установлено, что в значения формулы следует подставлять размеры тарифов из тарифного руководства, определенные с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Размеры тарифов, определенные с учетом коэффициент индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, содержатся в приказе ФАС РФ от 09.12.2016 г. N 1747/16 и Прейскуранте 10-01, утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 г. N 47-т/5.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 г. N 1747/16 и Прейскурант 10-01 содержат тарифы с учетом коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта, зарегистрирован в Минюсте России, официально опубликован, является нормативно-правовым актом, устанавливающим обязательные правила поведения для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Приказ ФАС РФ от 09.12.2016 г. N 1749/16, не являющийся нормативно-правовым актом, индексирует ставки Единого воинского тарифа (принят государственными органами СССР), а ставки Единого воинского тарифа не подлежат применению на территории Российской Федерации с 01.01.2017 г.
Тариф, который оспаривает заявитель, согласован с ним при заключении государственного контракта на выполнение воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок, что подтверждается следующим.
В соответствии с п. 2.1 государственного контракта ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах в интересах ФКУ "ГСЦП МВД России" (государственный заказчика") и его подразделений с привлечением подвижного состава порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590.
В соответствии с п. 5.4 государственного контракта начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава производится по правилам и тарифам, установленным для внутригосударственного сообщения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов, плат с учетом особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590.
В соответствии с п. 5.5 государственного контракта начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат, и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590.
Таким образом, государственным контрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590. Это означает, что к перевозкам по спорным накладным применим общий порядок индексации. установленный приказами ФАС России от 10.12.2015 г. N 1226/15, от 09.12.2016 г. N 1747/16.
Ответчик не оспаривает положения заключенного государственного контракта, но при этом приводит расчет иным способом, не согласованным сторонами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования документально подтверждены и ответчиком не опровергнуты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по своей сути, обусловлены несогласием заявителя с выводами суда первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства. Поскольку материалы апелляционной жалобы не содержат ссылки на доказательства, которые могут поставить под сомнение правомерность и обоснованность обжалуемого судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2019 года по делу N А40-140165/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140165/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"