г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-139006/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Аренда-групп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2019 по делу N А40-139006/19
по заявлению ООО "Аренда-групп" (ОГРН: 5157746157410, ИНН: 9705056104)
к Минприроды России (ОГРН: 1027700221450, ИНН: 7710256289)
третье лицо: ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" (107113, Москва, Поперечный просек, 1г)
о признании незаконным отказ N 15-47/7703 от 03.04.2019
при участии:
от заявителя: |
Евдокимов А.Н., по дов. от 20.03.2019 |
от ответчика: от третьего лица |
Новицкая Н.А., по дов. от 22.07.2019 не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аренда-групп" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России, ответчик) о признании незаконным отказа от 03.04.2019 N 15-47/7703 в согласовании отдельного вида социально-экономической деятельности по размещению объекта: "Строительство Автозаправочного комплекса под брендом "Нефтемагистраль" по адресу: Московская область, Балашихинский район восточнее п. Восточный, г. Москвы с кадастровым номером 50:15:0041101:56, в границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2019 г. в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Общество считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, ООО "Аренда-групп" 24 декабря 2018 года обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с заявлением N 2412-АГ/2018 о согласовании социально-экономической деятельности по размещению объекта: "Строительство Автозаправочного комплекса под брендом "Нефтьмагистраль" по адресу: Московская область, Балашихинский район, восточнее п.Восточный г.Москвы на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041101:56 в границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров".
Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности заявителем были предоставлены в Минприроды России заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, выписку из единого государственного реестра недвижимости на занимаемый земельный участок, учредительные документы организации, информацию относительно видов предполагаемой на земельном участке деятельности, а также материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории охранной зоны национального парка режима особой охраны в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", разработанные в том числе согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Заявителем 03.04.2019 года получено письмо Минприроды N 15-47/7703, которым отказано в согласовании испрашиваемой социально-экономической деятельности на данном земельном участке.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленного требования, руководствовался ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 56, 95 Земельного кодекса РФ, ст. 4, 32, 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 3, 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из обстоятельств дела, режим охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 (далее - Положение).
Согласно пункту 20 Положения на государственный природный национальный парк "Лосиный остров" в соответствии с целями его создания возлагаются следующие задачи:
а) сохранение и восстановление природных комплексов Лосиного острова, его растительного и животного мира;
б) проведение научно-исследовательских работ по изучению природы Лосиного острова; разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях урбанизированного ландшафта, а также природоохранного просвещения населения;
в) организация и проведение массовой просветительской работы и экологического воспитания населения; пропаганда природоохранных и краеведческих знаний.
По информации, представленной ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в письмах от 08.02.2019 N 1/03-234, от 02.07.2019 N 1/05-1499, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0041101:56 полностью расположен в охранной зоне национального парка "Лосиный остров", входит в 150-метровую полосу от границ национального парка.
Факт вхождения спорного земельного участка в границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" подтверждается также сведениями Публичной кадастровой карты (ЗОУИТ N 50.00.2.1112).
Согласно п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю могут устанавливаться, в том числе, в виде ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; в виде особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
Согласно пункту 4 Положения предприятия, учреждения и организации, осуществляющие пользование землями, проводят свою хозяйственную деятельность с соблюдением природоохранных требований и режима охранной зоны и несут полную ответственность за санитарное состояние принадлежащих им территорий и непосредственно примыкающих к ним земель национального парка, а также за действия, влекущие за собой негативные последствия для природы Лосиного острова.
В силу п. 35 Положения о национальном парке в пределах охранной зоны ГПНП "Лосиный остров" запрещается:
- строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка; размещение свалок;
- проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка; - применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств;
- размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; - охота и рыбная ловля.
Пунктом 37 Положения установлено, что вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150-метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе устройством спортивных и детских площадок.
Согласно п. 2 ст. 59 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.1 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение об оценке воздействия), оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Пунктом 1.2 Положения об оценке воздействия установлено, что целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
В силу пункта 2.3 Положения об оценке воздействия одним из принципов оценки воздействия на окружающую среду является недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
На основе представленных в материалы дела доказательств и с учетом норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размещение объекта "Строительство Автозаправочного комплекса под брендом "Нефтьмагистраль" на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0041101:56, которое планирует осуществлять заявитель, противоречит установленному режиму охранной зоны национального парка "Лосиный остров", на основании чего Минприроды России правомерно осуществлен отказ в согласовании данного вида социально-экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком не доказано нахождение земельного участка Общества в свободной от застройки 150-метровой полосы от границы национального парка "Лосиный остров" противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам: письмам ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 08.02.2019 N 1/03-234, от 02.07.2019 N 1/05-1499, а также акту осмотра (обследования) территории от 17.09.2019 г. N 17/09/19-опс Государственной инспекции в области охраны окружающей среды, в котором зафиксировано нахождение земельного участка с кадастровым номером 50:15:0041101:56 в охранной зоне ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
Ссылка заявителя на утвержденные Генеральным директором ООО "Аренда-групп" материалы оценки воздействия на окружающую среду автозаправочного комплекса площадью 12409 м2, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, восточнее поселка Восточный г.Москвы, согласно выводам которой воздействие от функционирования объекта на национальный парк "Лосиный остров" будет незначительным, апелляционным судом не принимаются, поскольку указанная оценка воздействия на окружающую среду автозаправочного комплекса площадью 12409 м2 при обращении в Минприроды России представлена не была, заявителем был представлен только проект оценки воздействия на окружающую среду. Представление новых документом и доказательств, которые не были оценены органом, не может повлиять на законность оспариваемого решения, поскольку ненормативный правовой акт оценивается судом на момент его вынесения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2019 по делу N А40-139006/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139006/2019
Истец: ООО "АРЕНДА-ГРУПП"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ