г. Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-118761/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой
судей: |
Е.В. Пронниковой, С.Л. Захарова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2019 по делу N А40-118761/19, принятое судьей Л.А. Дранко,
по заявлению АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" (ИНН 7731084175, ОГРН 1027739001993 )
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании представления,
при участии:
от заявителя: от ответчика:: |
не явился, извещен; Степашкина Д.С. по дов. от 02.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании представления от 01.02.2019 N 29/6626/19 по делу N 4-14.55-2314/00-29-18.
Решением от 12.09.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что судом первой инстанции неправомерно не учтено, что отсутствие законного постановления о привлечении лица (АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") к административной ответственности, которым установлено наличие состава правонарушения и иных законных оснований для привлечения к административной ответственности, свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи соответствующему лицу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Оспариваемое Представление вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, а не в отношении Концерна.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках рассмотрения указанного дела установлен факт нарушения АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" условий государственного контракта от 07.09.2009 N 0912187112022101028000182/Р-21-05-09 (далее Государственный контракт), заключенного между АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" и Министерством обороны Российской Федерации по государственному оборонному заказу, касающихся выполнения работ по ОКР "Развязка".
В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, явилось непринятие достаточных мер для соблюдения условий государственного контракта от 07.09.2009 N 0912187112022101028000182/Р-21-05-09, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Постановлением ФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-14.55-2314/00-29-18 должностное лицо АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ.
Оспариваемым представлением ФАС России АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" предложено принять меры к устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших их совершению, а именно:
* Разработать и принять конкретные меры по контролю за выполнением государственных контрактов (контрактов), заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа, обеспечивающие исполнение государственных контрактов (контрактов) в строгом соответствии с их условиями и законодательством о государственном оборонном заказе.
* Разработать план мероприятий по предупреждению нарушений условий государственных контрактов (контрактов), заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа, с последующей его реализацией.
* Принять иные меры, направленные на недопущение нарушения условий государственных контрактов (контрактов), заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Как разъяснено в пункте 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении в отношении АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" возбуждено не было, Заявитель не был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.55 КоАП РФ, в связи с чем, отсутствуют элементы состава административного правонарушения, вследствие чего и отсутствуют предусмотренные законом основания для вынесения обжалуемого Представления.
Довод АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" относительно того, что оспариваемое представление является незаконным в связи с отсутствием в действиях АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" самого правонарушения является несостоятельным по следующим основаниям.
Ответственными за выполнение государственных контрактов (контрактов), заключенных в целях выполнения государственного оборонного заказа, являются и иные лица. Исходя из этого представление ФАС России выносится в отношении юридического лица для полного и всестороннего контроля по исполнению мер, направленных на обеспечение исполнения всех государственных контрактов (контрактов).
Довод о том, что АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" приняты все меры по контролю и выполнению государственного контракта в строгом соответствии с его условиями и гражданским законодательством судом обоснованно отклонен.
Согласно пункту 2.2 Государственного контракта содержание и сроки выполнения ОКР определяются ведомостью исполнения ОКР, которая является неотъемлемой частью Государственного контракта.
Согласно пункту 3.3 Государственного контракта АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" обязано выполнить ОКР в соответствии с утвержденным Министерством обороны Российской Федерации ТТЗ и передать Министерству обороны Российской Федерации результаты, в том числе разработанные согласно Государственному контракту отчеты, научно-техническую, рабочую конструкторскую и иную документацию, а также изготовленные макеты, стенды, экспериментальные образцы в предусмотренный Государственным контрактом срок.
Согласно пункту 3.4 Государственного контракта Министерство обороны Российской Федерации обязано:
* принять и оплатить результаты ОКР (этапа ОКР) в соответствии с Государственным контрактом;
* возместить исполнителю АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" фактически произведённые затраты в случае досрочного прекращения работ по Государственному контракту по вине Министерства обороны Российской Федерации;
* провести в месячный срок после окончания ОКР (этапа ОКР) государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, созданных при ее исполнении;
* передавать АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" необходимую для выполнения ОКР информацию.
Из письма АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" от 11.08.2018 N 10-20/1284дсп "О ходе работ на объекте 0746-М (г. Чехов)", направленного в адрес заместителя Министра обороны Российской Федерации, следует, что по состоянию на 11.08.2017 между Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации и АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" государственный контракт на строительство, реконструкцию объекта 0746-М (г. Чехов) не заключен, лимиты бюджетных обязательств не определены, окончательный график выполнения строительно-монтажных работ не согласован.
Кроме того, АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" просит продолжить работы в рамках этапов ОКР без применения штрафных санкций с последующим уточнением сроков окончания ОКР после заключения государственного контракта на строительство и согласования "догоночного" графика завершения ОКР в целом.
Министерство обороны Российской Федерации письмом от 15.11.2017 N 235/2/4/12392 сообщается о переносе срока завершения выполнения ОКР на 2019 год, а также просит направить проект дополнительного соглашения к Государственному контракту, уточняющему сроки выполнения ОКР.
АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" письмом от 18.01.2018 N 10-20/61 дсп направило проект ведомости исполнения дополнительного соглашения N 13 к Государственному контракту.
Вместе с тем, письмом от 07.02.2018 N 10-20/186дсп АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" направляет подписанное со стороны АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" дополнительное соглашение N 13.
Однако согласно условиям Государственного контракта сроком выполнения этапа 2.7 ОКР является 31.01.2018.
Согласно пункту 3.1 Государственного контракта АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" имело возможность перенести сроки сдачи этапа 2.7 ОКР, заключив дополнительное соглашение к Государственному контракту, до срока сдачи-приемки этапа 2.7 ОКР (31.01.2018), установленного дополнительным соглашением от 10.03.2017 N 12 к Государственному контракту.
Вместе с тем, поскольку срок исполнения обязательств был сторонами изменен только 12.02.2018, то есть после наступления первоначального установленного сторонами срока исполнения обязательств (до 31.01.2018), у АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" с этого момента до даты заключения дополнительного соглашения, установившего другой срок выполнения работ, имеется просрочка исполнения обязательства.
Таким образом, АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" нарушило условия Государственного контракта, касающиеся срока выполнения работ по этапу 2.7 ОКР, установленного Государственным контрактом.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.
В действиях АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) установлен факт нарушения пункта 12 части 1 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе, выразившегося в нарушении условий Государственного контракта, касающихся срока выполнения работ по этапу 2.7 ОКР, установленного Государственным контрактом.
Факт совершения административного правонарушения заместителем генерального директора по научно-техническому развитию - первым заместителем генерального конструктора АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" подтверждается протоколом N 4-14.55-2314/00-29-18 об административном правонарушении от 21.01.2019 и иными материалами административного дела. Вина должностного лица заключается в непринятии достаточных мер, направленных на соблюдение срока выполнения работ по этапу 2.7 ОКР, становленного Государственным контрактом.
Пунктом 2 примечаний к статье 9.1 КоАП РФ под должностным лицом в организациях понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Оспариваемое Представление ФАС России от 01.02.2019 не может создать никаких препятствий в осуществлении Заявителем предпринимательской деятельности, если она осуществляется с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.
Вынесенное представление направлено на прекращение нарушений Заявителем условий государственного оборонного заказа.
Поскольку событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ и факт его совершения заявителем подтвержден, оснований для признания незаконным представления об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, не имеется.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2019 по делу N А40-118761/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118761/2019
Истец: АО "КОНЦЕРН ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ "АЛМАЗ - АНТЕЙ"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба