г. Москва |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А41-44237/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" - Середа Н.Н. по доверенности от 09.01.2019,
от МУП "ЖХ" - Евтушенко И.М. по доверенности от 02.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "ЖХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-44237/19, по исковому заявлению МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" к МУП "ЖХ" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" (истец) обратилось в суд с иском к МУП "ЖХ" (ответчик) о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии на отопление и горячей воды N 02-Т/268 от 01.01.2009 (далее - договор) за декабрь 2018 в размере 23081,50 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-44237/19 с МУП "Жилищное хозяйство" в пользу МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" взыскана сумма задолженности оплате услуг в соответствии с договором N 02-Т/268 от 01.01.2009 в размере 23081,50 руб.; расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "ЖХ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель МУП ТХ "ТЕПЛОСЕРВИС" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как поясняет истец в исковом заявлении, указанная задолженность возникла вследствие утечки теплоносителя из системы отопления многоквартирных домов в г. Краснознаменска ул. Краснознаменная 5, ул. Парковая 8, ул. Победы 5, 7, 17 (далее - МКД), находящихся в ведении ответчика. Оплата сверхнормативных потерь теплоносителя ответчиком предусмотрена пунктом 3.7 договора. Факт утечки теплоносителя в спорном периоде подтверждается отчетом, составленным на основании показаний приборов учета тепловой энергии в МКД, отчетными ведомостями, представленными и подписанными ответчиком.
Возражая против требований, ответчик указывает на то, что согласно рабочим проектам узлов учета тепловой энергии в жилых домах, в которые производится поставка тепловой энергии по спорному договору (далее - МКД), система отопления подключена к тепловой сети по зависимой системе. В закрытой теплосистеме с учетом по двум расходомерам измеренные значения масс, проходящих по прямому и обратному трубопроводам, не совпадают из-за погрешности первичных преобразователей расхода. Погрешность в 3% определена для каждого из расходомеров, при этом в системе установлено два расходомера - один на подающем трубопроводе, второй на обратном, с учетом чего допустимая погрешность должна составлять 4%.
В МКД по адресу ул. Парковая д. 8 процент погрешности составил 2,7%, ул. Победы д. 7 0,1%; в остальных домах утечки тепловой энергии не было.
Таким образом, с учетом допустимой погрешности установленных приборов учета, объем невозвращенного теплоносителя в МКД оборудованные приборами учета, равен нулю, поскольку зафиксированная общедомовыми приборами учета величина утечки (разница между абсолютными величинами теплоносителя, зафиксированными приборами учета) не превышает допустимую погрешность приборов учета.
Согласно п. 3.7 договора, сверхнормативные потери теплоносителя оплачиваются управляющей организацией в случае оформления двусторонних актов. Таких актов не составлялось.
Согласно п. 93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России N 99/пр от 17.03.2014 (далее - методика), п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1034 (далее - правила N 1034), расчет потерь производится в случаях: утечка теплоносителя выявлена и оформлена совместными документами (двухсторонними актами); величина утечки превышает нормативную. В остальных случаях учитывается величина утечки определенная в договоре.
В данном случае, по мнению ответчика, оснований для расчета потерь в соответствии с методикой, правилами N 1034, не имеется.
Аналогичные доводы указаны и в обоснование апелляционной жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 - ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу п.125 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
В случаях, указанных в пункте 125 настоящих Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей (п. 126).
Потери теплоносителя и тепловой энергии в теплоносителе не являются энергией, полученной и использованной абонентом при исполнении договора энергоснабжения. Потери являются следствием неправомерных действий со стороны энергоснабжающей организации, абонента или третьих лиц.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
В соответствии с Методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю "Потери сетевой воды СО 153-34.20.523(4)-2003", утвержденными Приказом Минэнерго России N 278 от 30.06.2003, тепловые потери - это выраженная в абсолютных или относительных величинах зависимость затрат тепловой энергии на ее транспорт и распределение от источника тепловой энергии до границ балансовой принадлежности тепловых сетей от температурного режима работы тепловых сетей и внешних климатических факторов при заданной схеме и конструктивных характеристиках тепловых сетей, а также фактического объема тепловых сетей (диаметров и протяженности участков тепловых сетей). При этом расчеты потерь тепловой энергии в тепловых сетях осуществляются на основании Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, и Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России N 377 от 10.08.2012.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, являющихся приложением к приказу ФТС N 20-э/2 от 06.08.2004, к эксплуатационным технологическим затратам сетевой воды относятся: затраты теплоносителя на заполнение трубопроводов тепловых сетей перед пуском после плановых ремонтов, а также при подключении новых участков тепловых сетей; технологические сливы теплоносителя средствами автоматического регулирования тепловой нагрузки и защиты; технически обоснованный расход теплоносителя на плановые эксплуатационные испытания. Причем к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные потери тепловой энергии следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно условиям договора, ответчик обязуется оплачивать принятую энергию, а также возникающие тепловые потери, в связи с чем довод ответчика о том, что оснований для взыскания стоимости потерь теплоносителя в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета не имеется, судом признается также несостоятельным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В силу ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчик не смог документально подтвердить неисправность приборов учета, недостоверность их показаний. Ответчик ссылается лишь на необъективность ведомостей учета параметров потребления тепла, представленных и подписанных уполномоченным представителем ответчика, необходимостью установления границ эксплуатационной и балансовой принадлежности.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств некорректной работы приборов учета ответчик не представил, каких-либо обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя в заявленном объеме не представил.
Поскольку недостоверность общедомовых приборов учета тепловой энергии ответчиком не доказана, а прибор учета технически позволяет зафиксировать объем утечки, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными заявленные требования.
В соответствии с п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 16 указанных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктов 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, несет ответственность за содержание общедомового имущества.
Паспортами готовности многоквартирных домов от 28.06.2018, 29.06.2018, 30.08.2018, управляющей организации МУП "Жилищное хозяйство", утвержденных администрацией г.о. Краснознаменск в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115, подтверждена готовность жилых домов ответчика к новому отопительному периоду.
Актами промывки и гидравлических испытаний систем теплоснабжения многоквартирных домов, установлена готовность объектов ответчика к новому отопительному периоду, что подтверждает заполнение теплоносителем внутренних систем теплоснабжения многоквартирных домов.
Следовательно, доводы ответчика, аналогично указанные в апелляционной жалобе основаны на его субъективном мнении, в отсутствие допустимых и достоверных доказательств, в отсутствие обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя.
Ответчиком не оспаривается, что общедомовые приборы учета тепловой энергии МКД, установлены на границе балансовой принадлежности сетей, введены в эксплуатацию в установленном порядке, приняты в коммерческий учет и включены в реестр средств измерений.
Таким образом, стоимость невозвращенного теплоносителя и потраченной тепловой энергии подлежит к оплате управляющей компанией, как лица, обеспечивающего надлежащее состояние внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома и получающего плату за их содержание и техническое обслуживание.
Ссылка ответчика, аналогично указанная в апелляционной жалобе, на отсутствие двустороннего акта подписанного сторонами, не является объективным безусловным и достаточным опровержением показаний приборов учёта.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 25, 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пунктами 5, 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, управляющая компания несет обязанность по оплате всего объема тепловой энергии, учтенного введенным в надлежащем порядке в эксплуатацию прибором учета, а также невозвращенного теплоносителя (утечек), имевших место внутри жилого дома, объем которых подтвержден документально.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу, расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 306 (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил N 306).
Потери являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах).
Ссылаясь на определение допустимой погрешности (4%), ответчик не учел, что потери теплоносителя и тепловой энергии в теплоносителе не являются энергией, полученной и использованной абонентом при исполнении договора энергоснабжения, а являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в МКД), являются по сути убытками теплосети (ст. 15 ГК РФ). Указанные доводы ответчика не соответствуют требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, действующей судебной практике.
Правомерность применения вышеназванных норм и положений к рассматриваемым правоотношениям об обязании оплатить тепловые потери за утечку теплоносителя подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.02.2019 N 308-ЭС18-26483, а обязанность ответчика по оплате тепловых потерь подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-28583/19.
Таким образом, стоимость невозвращенного теплоносителя и потраченной тепловой энергии подлежит к оплате управляющей компанией, как лица, обеспечивающего надлежащее состояние внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома и получающего плату за их содержание и техническое обслуживание.
Доводы заявителя апелляционной жалобы МУП "Жилищное хозяйство" о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, основаны на неверном их толковании.
Требования Истца о взыскании стоимости расходов по утечке теплоносители, соотносятся с правовой позицией Верховного Суда Российской Федераппи по данной категории споров (Определение Верховного Суда Российской Федерации о г 27 февраля 2019 года N 308-ЭС18-26483, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2016 года N 301-ЭС16-15874).
Ответчик не смог документально обосновать неисправность приборов учета, недостоверность их показаний. Ответчик ссылается лишь на необъективность ведомостей учета параметров потребления тепла, представленных и подписанных уполномоченным представителем Ответчика, необходимостью установления гранин эксплуатационной и балансовой принадлежности.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств некорректной работы приборов учета Ответчик не представил, каких-либо обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя в заявленном объеме не представил.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно технологического присоединения к системе теплоснабжения, основаны на неверном толковании и понимании Ответчиком норм действующего законодательства в сфере теплоснабжения (Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации", не знания схемы теплоснабжения г.о. Краснознаменск).
В соответствии со схемой теплоснабжения г.о. Краснознаменск утвержденной до 2034 г., система теплоснабжения - двухтрубная/четырехтрубная, закрытая, независимая.
Следовательно, доводы заявителя в обоснование возражений по заявленным требованиям Истца, основаны на субъективном мнении, в отсутствие допустимых и достоверных доказательств, в отсутствие обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки геплопосптеля, неверном толковании и понимании Ответчиком нормативно-технических актов.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты N А65-42641/2017, N А60-2962/2018 не соотносится с предметом и основанием рассматриваемых требований, по причине различия спорных обстоятельств.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты N А60-4917/2017, N А60-8962/2018 необоснованна и несостоятельна, поскольку преюдициальное значение в рамках рассмотрения настоящего спора, имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу с участием тех же лиц по за иные спорные периоды (Определение Верховного Суда Российской Федерации or 07 октября 2019 года N 305-ЭС19-13292, Решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2019 года по делу N А41-28583/2019, Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2019 года по делу N А41- 28583/19, Решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-44237/2019, Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2019 года по делу N А41-67479/2019).
В соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на объекте потребителя, несет ответственность владелец узла учета тепловой энергии.
В соответствии с п.83 указанных Правил, в случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Заявлений со стороны потребителя МУП "Жилищное хозяйство" о некорректной работе общедомовых приборов учета тепловой энергии, недостоверности показаний прибора учета, возникновении нештатных ситуаций в работе узла учета, в адрес теплоснабжающей организации не поступало.
Нарушений в работе узла учета тепловой энергии, в период с 26.11.2018 г. но 25.12.2018 г. (нештатных ситуаций, недостоверности показаний, некорректной работы) на основании ведомости учета параметров потребления тепла), теплоснабжающей организацией - не выявлено.
Поскольку недостоверность показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии Ответчиком не доказана, а прибор учета технически позволяет зафиксировать объем утечки, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме") в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 16 указанных Правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктов 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-. тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжаюшей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, несет ответственность за содержание общедомового имущества.
Паспортами готовности многоквартирных домов от 29.06.2018 г. управляющей организации МУП "Жилищное хозяйство", утвержденных Администрацией г.о. Краснознаменск в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115. подтверждена готовность жилых домов Ответчика к новому отопительному периоду.
Актами промывки и гидравлических испытаний систем теплоснабжения многоквартирных домов, установлена готовность объектов Ответчика к новому отопительному периоду, что подтверждает заполнение теплоносителем внутренних систем теплоснабжения многоквартирных домов.
Следовательно, доводы заявителя жалобы, основаны на субъективном мнении Ответчика, в отсутствие допустимых и достоверных доказательств, в отсутствие обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о допустимой погрешности 4% расходомеров приборов учета тепловой энергии, не соответствуют требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данной категории споров.
Общедомовые приборы учета многоквартирных домов Ответчика, на которых выявлена и зафиксирована утечка теплоносителя, установленным порядком введены в эксплуатацию, приняты в коммерческий учет и включены в Реестр средств измерений.
Истец, проведя анализ ведомостей учета параметров теплопотребления тепла на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии МКД по ул. Парковая 8, Победы 5, 7, 17, Краснознаменная 5 установил, что в отдельные дни расчетного месяца приборы учета тепловой энергии МКД, фиксируют увеличение потребление массы теплоносителя.
В данном случае, узлы учета тепловой энергии указанных многоквартирных домов, зафиксировали резкие изменения в разнице расходомеров (Мп=М1-М2), что свидетельствует о наличии утечки, которая может происходить одновременно в нескольких местах внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома:
- МКД по ул. Победы, 5 - резкий скачок массы теплоносителя в период 05.12.2018 г., 08.12.2018 г. (dM с - 0,693 на 1,676) - утечка 2,369 т.;
- МКД по ул. Победы, 7 - увеличение массы теплоносителя 19.12.2018 г. (dM с - 0.693 на 1,834) - утечка 1,141 т.;
- МКД по ул. Победы, 17 - резкое изменение Мп=М1=М2 с плюсового значения на минусовое значение в период 23.11.2018 г. по 25.11.2018 г. (dM с 1,018 на - 1,543) - утечка 7,168 т.;
- МКД по ул. Парковая, 8 - увеличение массы теплоносителя с 01.12.2018 г. по 05.12.2018 г.-утечка 6 т.;
- МКД по ул. Краснознаменная, 5 - увеличение массы теплоносителя от среднего значения расхода теплоносителя в период с 01.12.2018 г. по 05.12.2018 г. - резкое изменение Мп=М1=М2 с минусового значения на плюсовое значение в период 01.12.2018 г. по 05.12.2018 г. (dM с - 0,867 на 2,371) - утечка 5 т.
В указанные периоды, показаниями общедомовых приборов учета приборов учета (почасовыми значениями ведомостей учета параметров тепла) зафиксированы резкие скачки и увеличение массы теплоносителя в почасовые временные интервалы), что свидетельствует о наличии утечки (слив, несанкционированный водоразбор. которая происходила во внутридомовой системе теплоснабжения многоквартирных домов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о несогласии с произведенным Истцом расчетом стоимости расходов по утечке теплоносителя, методикой и порядком определения применительно к способам исчисления объема теплоносителя в результате утечки, не могут служить основанием для освобождения ответственности Ответчика от оплаты коммунального ресурса.
Факт утечки теплоносителя и расчет утечки теплоносителя произведен теплоснабжающей организацией в соответствии с п. 125 Правил коммерческого чета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя"), п.88-93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".
Следовательно, требование истца о взыскании долга, основано на нормах действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии двухстороннего акта, по выявленной и зафиксированной утечке, является не обоснованным, поскольку не противоречит требованиям п. 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Отсутствие двустороннего акта подписанного сторонами, не является объективным безусловным и достаточным опровержением показаний приборов учёта (разъяснение Верховного Суда Российской Федерации по данной категории споров - Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2016 года N 301-ЭС16-15874).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2019 года по делу N А41-44237/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44237/2019
Истец: МУП ТЕПЛОВОГО ХОЗЯЙСТВА "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: МУП "ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО"