город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2019 г. |
дело N А53-17589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Беликова С.В. по доверенности от 02.04.2019,
от заинтересованного лица - Ковачевой Е.А. по доверенности от 05.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2019 по делу N А53-17589/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" (ИНН 6167096332, ОГРН 1076167007003)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" (далее - общество, ООО "ЖЭУ N 5") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Госжилинспекция области) о признании недействительным предписания от 15.04.2019 N 2136 об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЖЭУ N 5" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание изменяет характер и увеличивает размер обязательств управляющей организации, возложенных на нее законодательством и принятых по договору управления. Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. Согласно акту об установлении границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между АО "Теплокоммунэнерго" и ООО "ЖЭУ-5" (приложение N 2 к договору теплоснабжения N 157/3 от 22.11.2013) прибор учета тепловой энергии (УУТЭ) в многоквартирном жилом доме по адресу пр. 40-летия Победы, 83 установлен не на границе раздела тепловых сетей. 02.03.2018 было подписано дополнительное соглашение от 16.02.2018 к договору теплоснабжения N 157/3 от 22.11.2013 с приложениями N 1 и N 3 к нему, которым были внесены потери тепловой энергии в тепловом вводе от стены жилого дома до места установки УУТЭ в спорном МКД.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция области указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ N 5" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Госжилинспекции области не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки от 26.03.2019 N 4422 по обращению собственников жилых помещений многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону (от 19.03.2019 N 37-ОГ/6088) проведена проверка лицензиата ООО "ЖЭУ N 5" по вопросам соблюдения лицензионных требований к расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону.
В ходе проверки Госжилинспекцией области было установлено, что многоквартирный жилой дом N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, который учитывает общий объем тепловой энергии, затраченной на нужды отопления и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме. Согласно представленному ООО "ЖЭУ N 5" акту от 11.10.2018 N 23405101 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 11.10.2018 до окончания отопительного периода 2018-2019 годов.
Проверкой установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону за период с октября 2018 года по март 2019 года ООО "ЖЭУ N 5" произведен с нарушением пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Объем тепловой энергии за период с октября 2018 года по март 2019 года, определенный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии за указанный период, не соответствовал объему, выставленному потребителям многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Согласно представленным в рамках документарной проверки документам ООО "ЖЭУ N 5" объем тепловой энергии, выставленный потребителям многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону составил 654,8533 Гкал, по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета составил - 641,60382 Гкал, по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (с учетом рассчитанного объема тепловой энергии за период когда прибор учета не работал при нормальной работе прибора - 24 часа) - 642,1697 Гкал.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.04.2019 N 4442.
Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи ООО "ЖЭУ N 5" 15.04.2019 предписания N 2136, которым обществу предписано в срок до 15.10.2019 устранить выявленные нарушения за период с октября 2018 года по март 2019 года. Привести размер платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону в соответствие с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354. Ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с указанными требованиями.
Общество оспорило указанное предписание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за коммунальные услуги включены: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В силу части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических (объективных) объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила N 354 утверждены в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В пункте 42 (1) Правил N 354 определено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения. Такой порядок расчета определяет размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что объем тепловой энергии за период с октября 2018 года по март 2019 года, определенный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии за указанный период, не соответствовал объему, выставленному потребителям многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Обществом не представлено надлежащих доказательств законности начислений за коммунальную услугу по отоплению с октября 2018 года по март 2019 года жителям многоквартирного дома N 83 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону исходя из объема тепловой энергии, который не соответствовал (превышал) объем, определенный коллективным (общедомовым) приборам учета.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о том, что предписание Госжилинспекции области от 15.04.2019 N 2136 является законным и не нарушает прав и законных интересов ООО "ЖЭУ N 5" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2019 по делу N А53-17589/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17589/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 5" ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ