г. Владивосток |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А51-25855/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей К.П. Засорина, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.О. Меркуловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
апелляционное производство N 05АП-7173/2019
на решение от 14.08.2019 судьи И.С.Чугаевой
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации 23.09.2003) к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера Влад" (ИНН 2540125311, ОГРН 1062540036063, дата государственной регистрации 05.10.2006)
о взыскании задолженности в размере 10 479 рублей 89 копеек; процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 201 рубль 49 копеек по состоянию на дату обращения истца в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением; процентов за пользование чужими денежными средствами с даты обращения истца в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД": Кузнецова О.С., паспорт, доверенность от 11.10.2018 диплом ВСГ 1824066, свидетельство о заключении брака 1-ДВ N 669779.
ответчик, извещен надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечил
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера Влад" (далее - ответчик, ООО "Сфера Влад") о взыскании задолженности по плате за пользование вагонами и платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 10 479 рублей 89 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 201 рубль 49 копеек по состоянию на дату обращения истца в арбитражный суд; процентов за пользование чужими денежными средствами с даты обращения истца в арбитражный суд до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.01.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 18.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2019 в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2019 отменить, исковые требования апеллянта удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение ООО "Сфера Влад" сроков подачи заявок, регламентированных пунктом 2.3.1 договора.
Апеллянт со ссылками на положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), указал, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Полагал, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается за все время их ожидания подачи под выгрузку вне зависимости от соблюдения технологических сроков выгрузки вагонов.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено в судебное заседание на 23.10.2019. Определением суда от 23.10.2019 судебное заседание по рассмотрению жалобы отложено на 19.11.2019.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 произведена замена судьи А.В.Ветошкевич на судью Т.А.Солохину, дело рассматривалось в составе председательствующего судьи Н.А.Скрипки, судей: К.П.Засорина, Т.А.Солохиной, в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
От ООО "Сфера Влад" в канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просила отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) 03.11.2016 заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг N 321/16/п МЧ-3 (далее - договор), по условиям которого исполнитель по заданию заказчика принял на себя обязательство по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, указанных в Протоколе согласования договорных цен на транспортно-экспедиционные услуги.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора исполнитель на основании заявок заказчика в соответствии с пунктом 2.3.1 договора оказывает заказчику услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Заказчик обязан не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты оказания услуг направить исполнителю заявку, содержащую перечень услуг, место оказания услуг, наименование и объем груза, а также иную необходимую для оказания услуг по настоящему договору информацию (пункт 2.3.1 договора).
В пункте 2.3.13 договора предусмотрено, что заказчик обязан обеспечивать равномерность отгрузки грузов, прибывающих для выгрузки и хранения на территории исполнителя в соответствии с технологическими нормами обработки груза, действующими на станции назначения. В случае прибытия на станцию количества вагонов свыше технологических норм, ответственность за нахождение вагонов на путях станции возлагается на заказчика. Плата за временное размещение на путях общего пользования вагонов (плата за пользование инфраструктурой), в ожидании выгрузки обеспечивается заказчиком.
В декабре 2017 года в адрес ответчика на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги из КНР по накопительным ведомостям ID N N 749404683 и 750520462 прибывали вагоны NN3310436 и 52108016.
По факту простоя вагона N 3310436 на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления документов и связи с ожиданием заявки на подачу вагонов под выгрузку истцом составлены акты общей формы N 54/467 от 16.12.2017, N54/466 от 15.12.2017, N50/3989 от 12.12.2017, N50/3963 от 11.12.2017, N51/2095 от 14.12.2017, N51/2093 от 12.12.2017 и начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования.
Также по факту простоя вагона N 52108016 на путях общего пользования в ожидании заявки на подачу вагонов под выгрузку истцом составлен акт общей формы N 32/3108 от 08.12.2018, N31/1557 от 08.12.2017, N32/3106 от 07.12.2017, N31/1556 от 07.12.2017 и начислена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования.
Представитель ответчика от подписи актов общей формы, накопительных ведомостей отказался, о чем составлены акты N N 601122, 601135.
На основании правил статьи 39 УЖТ РФ, Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12", ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, задержанных на путях общего пользования станции Гродеково по вагону N3310436 за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику (по коду 116) в размере 8 955 рублей 33 копейки, по вагону N3310436 за нахождение на ж/д путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе (по коду 831) в размере 1 104 рубля 48 копеек; по вагону N52108016 за нахождение на ж/д путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе (по коду 831) в размере 420 рублей 08 копеек.
Сопроводительными письмами от 27.05.2018N 314, от 28.05.2018 N 316, от 16.07.2018 N 607, от 16.07.2018 N 608 ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика акты общей формы и накопительную ведомость. Ввиду неисполнения ответчиком обязанности по оплате истцом в его адрес 10.08.2018 направлена претензия за исх. N 648/ДТЦФТО, в последующем ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с настоящим исковым заявлением.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, коллегия пришла к выводу о том, что требования ОАО "РЖД" обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению в силу следующего
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как основанные на договоре перевозки, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы главы 40 ГК РФ, а также общие положения ГК об обязательствах.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).
Статьей 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются УЖТ, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.
Пунктом 2 статьи 7 ГК РФ определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами стран, перечисленных в статье 1 Соглашения.
Названный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Странами-участницами СМГС являются, в том числе, Российская Федерация и Китайская Народная Республика.
Также железные дороги заключили Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении от 01.05.2008 (далее - Договор о ПГВ), предметом которого является взаимное сотрудничество между сторонами договора в части пользования грузовыми вагонами в международном сообщении. Согласно приложению А сторонами Договора о ПГВ, в том числе, с 01.01.2009 являются ОАО "РЖД" и КЖД.
Таким образом, поскольку в рамках настоящего дела груз в адрес ответчика поступил путем прямого международного железнодорожного сообщения из Китая, к правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы СМГС и положения Договора о ПГВ.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Между тем согласно части 2 пункта 6 Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта далее (Тарифное руководство N 2) при осуществлении погрузки грузов в вагоны и выгрузки из них железной дорогой в местах общего пользования в случаях, предусмотренных Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, в том числе по договорам с грузоотправителями и грузополучателями, плата за пользование вагонами не взимается.
В рассматриваемом случае перегруз спорных вагонов по прямому варианту (из вагона парка КЖД в вагон парка РЖД) на месте общего пользования станции Гродеково производился не силами ООО "Сфера Влад" как грузополучателя, а силами и средствами железной дороги в лице Владивостокской механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций структурного подразделения Дальневосточной дирекции по управлению терминально-складским комплексом филиала истца (далее - МЧ-3) по договору от 03.11.2016, что в силу части 2 пункта 6 Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта далее (Тарифное руководство N 2) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании платы за пользование вагонами.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, ОАО "РЖД" заявлено о взыскании платы за пользование вагонами, в том числе, за время прохождения таможенного оформления.
Правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза.
Согласно части 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю).
На основании статьи 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
В силу абзаца 3 статьи 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
Статьей 35 УЖТ РФ предусмотрено, что грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29) устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Как следует из актов общей формы N 50/3989 от 12.12.2017 (том 1 л.д.21), N 50/3963 от 11.12.2017 (том 1 л.д.22), вагон N 03310436, простаивал на 105 пути станции Гродеково в ожидании таможенного оформления документов, в результате чего ответчику начислена плата за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику (по коду 116) в размере 8 955 рублей 33 копейки.
С учетом указанного, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю. В этой связи коллегия считает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований истца в части взыскания платы за пользование вагоном N 03310436, принадлежащим перевозчику в размере 8 955 рублей 33 копейки (по коду 116).
Рассматривая требования ОАО "РЖД" о взыскании платы за пользование инфраструктурой (по коду 831) начисленной вагонам N 3310436 и N 52108016, коллегия приходит к следующему.
Согласно части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе), в частности, в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
Толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ РФ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил составления актов в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
При этом коллегией учтено, что представленные в материалы дела доказательства, ведомости подачи и памятки приемосдатчика, уведомления о завершении грузовых операций, свидетельствуют о том, что в спорный период отраженные в актах общей формы вагоны были поданы к месту погрузки силами и средствами МЧ-3, в соответствии с договором от 03.11.2016 и там находились на ответственности МЧ-3 согласно данным из ведомостей подачи и уборки и памяток приемосдатчика, до момента передачи уведомления работниками МЧ об окончании погрузки.
Акты общей формы, фиксирующие нахождение вагона на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления документов, также не являются основанием для начисления платы за простой вагонов в рассматриваемом деле, поскольку истец не представил доказательств превышения срока таможенного оформления груза по сравнению с тем, как этот срок определен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245. При этом, по аналогии с обязанностью по внесению платы за пользование вагонами, обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой не может быть возложена на грузополучателя до исполнения перевозчиком своей обязанности по доставке груза, которая по смыслу статьи 36 УЖТ считается исполненной лишь после передачи им грузополучателю на станции назначения как груза, так и транспортной железнодорожной накладной с проставленной таможенным органом отметкой.
При этом, необходимо отметить, что в декабре 2017 года в адрес ответчика на станцию Гродеково Дальневосточной железной дороги из КНР по накопительным ведомостям ID N N 749404683 и 750520462 прибывали вагоны N3310436 и N52108016, которые простаивали на путях общего пользования в ожидании заявки на подачу вагонов под выгрузку, о чем истцом были составлены акты общей формы с указанием времени начала и окончания простоя вагонов.
Между тем, в соответствии с пунктом 2.3.13 договора ответчик несет ответственность в виде платы за размещение вагонов на путях общего пользования (плата за использование инфраструктуры) в ожидании выгрузки только в случае необеспечения равномерности отгрузки грузов в соответствии с технологическими нормами обработки грузов, действующими на станции Гродеково, в случае прибытия вагонов свыше технологических норм.
Как верно отмечено судом, доказательств того, что выгрузка вагонов не могла быть обеспечена силами истца в соответствии с условиями договора по указанным причинам, зависящим от грузополучателя, в материалы дела не представлены.
Как следует из актов общей формы N N 54/467, 54/466, 51/2095, 51/2093, 32/3108, 31/1557, 32/3106, 31/1556 причиной простоя вагонов на путях общего пользования явилось ожидание погрузки и отсутствие заявки на выполнение погрузочных работ.
В материалы дела представлено заявление ответчика от 10.11.2017 с просьбой подавать все приходящие в адрес ООО "Сфера Влад" вагоны под погрузочно-разгрузочные работы на 23 путь на основании договора, на которой имеется отметка о согласовании с МЧ истца (том 1 л.д.56). Помимо этого, в материалы дела представлено уведомление ответчика от 14.12.2017 (том 1 л.д.30) с просьбой подать вагон N 3310436 с грузом СМЛ на путь N 109 15.12.2017 к 03:00 (МСК) для выгрузки, согласно заключенного договора, на котором имеется отметка о согласовании с МЧ истца.
Анализируя предоставленные в материалы дела документы и доказательства, коллегия судей установлено исполнение надлежащим образом со стороны ответчика обязанности по подаче заявок на подачу спорных вагонов под погрузку/выгрузку силами МЧ истца.
В нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств того, что простой вагонов в ожидании погрузки/ выгрузки вагонов произошел по вине ответчика, с учетом того, что погрузку/выгрузку спорных вагонов осуществлял истец силами и средствами МЧ на основании заключенного договора, вышеуказанные акты общей формы не содержат.
На основании актов общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование объектами инфраструктуры ОАО "РЖД".
Согласно абзацам 3, 4 статьи 2 Устава под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, владельцем которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
В соответствии с абзацами 12, 13 статьи 2 Устава железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно пункта 34 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона Российской Федерации "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с частью 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции (абзац 27 статьи 2 Устава).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном данным Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно п. 1.3 Тарифного руководства ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1 - N 4 Тарифного руководства.
В соответствии с п. 1.6. Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями ст.ст. 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон (только при нахождении вагонов на путях общего пользования, согласованном с РЖД).
Согласно части 13 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Исходя из пункта 2.3 Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Пункт 5 Приказа ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги" установлены индексы к базовым ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2015, регистрационный N 37379), согласно приложениям N 6 и N 7 к данному приказу.
В статье 34 УЖТ РФ установлено, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
В рассматриваемом случае ответчик, извещенный истцом о прибытии в его адрес спорных вагонов, направил в адрес истца заявки на выгрузку/погрузку спорных вагонов, в связи с чем, истец в соответствии с условиями договора обязан был обеспечить выгрузку/погрузку спорных вагонов.
Доказательства того, что по истечении 2 часов после уведомления ответчика о прибытии вагонов, погрузка/выгрузка спорных вагонов не могла быть осуществлена по причине нарушения ответчиком технологических норм на погрузку/выгрузку на станции Гродеково, согласованных сторонами договора, в материалы дела не представлены.
Истец не обосновал правомерность и методику произведенного расчета платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования исходя из времени уведомления истцом о прибытии в адрес ответчика вагонов, в соответствии с нормами части 13 статьи 39 УЖТ РФ и пунктом 2.3 Тарифного руководства.
Помимо этого, истцом не представлены доказательства наличия вины ответчика и нарушения им технологического оборота вагонов на станции Гродеково, повлиявшего на период простоя вагонов, произошедший на станции назначения.
Исходя из предоставленных в материалы дела памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и проведенного на их основе анализа следует, что данные памятки также не содержат сведения о фактах нарушения ответчиком срока технологического оборота вагонов, повлиявшего на период простоя вагонов
С учетом изложенного представленные ОАО "РЖД" акты общей формы, фиксирующие нахождение вагонов N 3310436 и N 52108016 на путях общего пользования с формулировкой причины задержки подачи вагона: в ожидании выгрузки, в связи с отсутствием заявки на выгрузку/ отсутствие заявки от грузополучателя, не могут быть признаны надлежащим доказательством, очевидно свидетельствующие о простое вагона и, как следствие, наличия оснований для начисления платы ответчику за нахождение на ж/д путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе (по коду 831) в общей сумме 1 524 рубля 56 копеек.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ в размере 201 рубль 49 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами до момента фактического исполнения требования в части уплаты основного долга.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о взыскании основной задолженности требование истца о применении мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, и взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 201 рубль 49 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами до момента фактического исполнения требований в части уплаты основного долга не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключенный сторонами договор, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования, помимо признанных ответчиком, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и апеллянтом не является правовым основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Пятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.08.2019 по делу N А51-25855/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25855/2018
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СФЕРА ВЛАД"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1117/20
17.12.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7173/19
16.12.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7173/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-25855/18