город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2019 г. |
дело N А53-14767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель Волнянский Д.И. по доверенности от 09.01.2019,
от истцов: представитель Щепеткова Е.С. по доверенности от 23.04.2019,
от третьего лица (Министерства труда и социального развития Ростовской области): представитель Беспечный Е.В. по доверенности от 08.02.2019,
от третьего лица (Департамента труда и социального развития администрации города Шахты Ростовской области): представитель не явился,
от третьего лица (ООО "Доставка пенсий и пособий"): представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу N А53-14767/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" (ИНН 6155922792, ОГРН 1046155008250), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" (ИНН 6155054024, ОГРН 1046155008283), общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (ИНН 6155054056, ОГРН 1046155008261), индивидуального предпринимателя Довженко Александра Павловича (ИНН 615500549168, ОГРНИП 304615535800260), общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" (ИНН 6155061670, ОГРН 1116182001814)
к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134)
при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты Ростовской области, общества с ограниченной ответственностью "Доставка пенсий и пособий"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2", общество с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3", общество с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4", индивидуальный предприниматель Довженко Александр Павлович, общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 7980095,05 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации города Шахты Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Доставка пенсий и пособий".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" взысканы убытки в размере 878182,74 руб., государственная пошлина в размере 17 658,28 руб. С Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-3" взысканы убытки в размере 572495,34 руб., государственная пошлина в размере 13545,22 руб. С Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" взысканы убытки в размере 888716,90 руб., государственная пошлина в размере 17967,09 руб. С Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу индивидуального предпринимателя Довженко Александра Павловича взысканы убытки в размере 1131359,32 руб., государственная пошлина в размере 20415,76 руб. С Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" взысканы убытки в размере 2213622,98 руб., государственная пошлина в размере 27027,13 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство финансов Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 25.10.2019 отменить в части взыскания убытков в размере 5780990,76 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в заявленный период истцами не представлено, размер исковых требований основан на результатах обследования пассажиропотоков. Кроме того, заявитель указывает на то, что суд не дал оценку договорам в части, предусматривающей возмещение убытков истцам в меньшем размере.
От общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец считает жалобу не подлежащей удовлетворению. По мнению общества, довод жалобы о недоказанности размера убытков противоречит материалам дела.
От Министерства труда и социального развития Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает апелляционную жалобу ответчика.
Представитель заявителя (ответчика) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истцов против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица (Департамент труда и социального развития администрации города Шахты Ростовской области) апелляционную жалобу ответчика поддержал.
Третьи лица (Департамент труда и социального развития администрации города Шахты Ростовской области, ООО "Доставка пенсий и пособий") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы являются коммерческими транспортными предприятиями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Шахты.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Шахты в общественном городском транспорте, истцы оказывали услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
30.09.2011 между ИП Довженко А.П. и ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4", ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" заключены договоры возмездного оказания услуг, предметом которых является перечисление денежных средств от реализации единых социальных проездных билетов установленного образца, гражданам, включенным в регистр получателей денежных выплат.
Согласно пункту 2.1. договоров ООО "АвтоДон-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4", ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" обязаны осуществлять бесплатную перевозку федеральных льготников в городском пассажирском транспорте категории М3.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, ИП Довженко А.П. заключила договор с Администрацией г. Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты и ООО "Доставка пенсий и пособий".
29.09.2015 между администрацией г. Шахты и ООО "АвтоДон-2" заключен договор N 516 на право выполнения в г. Шахты городских регулярных маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами категории М2 и категории М3.
29.09.2015 между администрацией г. Шахты и ООО "АвтоДон-3" заключен договор N 517 на право выполнения в г. Шахты городских регулярных маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами категории М2 и категории М3.
29.09.2015 между Администрацией г. Шахты и ООО "АвтоДон-4" заключен договор N 515 на право выполнения в г. Шахты городских регулярных маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами категории М2 и категории М3.
29.09.2015 между администрацией г. Шахты и ИП Довженко А.П. заключен договор N 520 на право выполнения в г. Шахты городских регулярных маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами категории М2 и категории М3.
29.09.2015 между администрацией г. Шахты и ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" заключен договор N 512 на право выполнения в г. Шахты городских регулярных маршрутных перевозок пассажиров и ручной клади автобусами категории М2 и категории М3.
Согласно пункту 6.1 срок действия договоров установлен до 30.09.2020.
28.12.2015 между администрацией г. Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты, ООО "Доставка пенсий и пособий" и ИП Довженко А.П. заключен договор N 37 о реализации единых социальных проездных билетов.
19.12.2016 между администрацией г. Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты, ООО "Доставка пенсий и пособий" и ИП Довженко А.П. заключен договор N 49 о реализации единых социальных проездных билетов.
В 2017 между администрацией г. Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты, ООО "Доставка пенсий и пособий" и ИП Довженко А.П. заключен договор N 55 о реализации единых социальных проездных билетов.
29.12.2018 между администрацией г. Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты, ООО "Доставка пенсий и пособий" и ИП Довженко А.П. заключен договор N 33 о реализации единых социальных проездных билетов.
В соответствии с пунктом 2.3.1. договора перевозчик обязуется осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском пассажирском транспорте при предъявлении единого социального проездного билета с удостоверением или справкой МСЭ об инвалидности.
По условиям вышеуказанных договоров администрация города Шахты в лице директора Департамента труда и социального развития Администрации города Шахты поручает, а ООО "Доставка пенсий и пособий" принимает на себя обязательства по реализации единых социальных проездных билетов гражданам, включенным в регистр получателей ежемесячных денежных выплат (федеральные льготники) и перечислению полученных от реализации билетов денежных средств на счет ИП Довженко А.П.
В соответствии с пунктом 2.3.2. договоров при условии обслуживания федеральных льготников несколькими транспортными предприятиями, ИП Довженко А.П. должен обеспечить распределение между ними средств, перечисленных ООО "Доставка пенсий и пособий".
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков (Постановления Администрации г. Шахты об обследовании пассажиропотока от 16.04.2015 N 2290, от 30.12.2015 N 7098, от 25.11.2016 N 5810, от 19.02.2018 N 966).
Ежемесячный расчет численности перевезенных федеральных льготников производится Муниципальным казенным учреждением "Департамент городского хозяйства г. Шахты".
В соответствии областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Шахты устанавливались постановлением администрации г. Шахты.
Постановлением администрации города Шахты N 6760 от 27.10.2014 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 14 рублей за одну поездку 1 пассажира.
Постановлением администрации города Шахты N 575 от 26.01.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 16 рублей за одну поездку 1 пассажира.
Как указывают истцы, в 2015-2018 годах они оказывали услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Шахтах.
При этом понесенные истцами расходы на перевозку льготных категорий граждан были компенсированы частично.
Расчет выпадающих доходов определен обществом как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом полученной суммы возмещения.
Общая сумма убытков составила 8187039,75 руб., из которых:
- ООО "АвтоДон-2" (за период с 01.01.2015 по 31.12.2018) - 1285440,29 руб.;
- ООО "АвтоДон-3" (за период с 01.01.2015 по 31.12.2018) - 818917,45 руб.;
- ООО "Авто Дон-4" (за период с 01.01.2015 по 31.12.2018) - 1270445,90 руб.;
- ИП Довженко А.П. (за период с 01.01.2015 по 31.12.2018) - 1623349,40 руб.;
- ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1" (за период с 01.01.2015 по 31.12.2018) - 3188886,71 руб.
Неосуществление Департаментом труда и социального развития оплаты указанных сумм в добровольном порядке послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Толкование термину "расходы" и пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации дано Президиумом ВАС РФ в постановлении N 12479/07 от 05.02.2008.
Согласно данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию, под расходами транспортной организации понимается неполученная от потребителей провозная плата.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Указанным Законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действовавшее законодательство внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которым с 1 января 2005 года нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты. В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета.
Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
В обоснование заявленных требований истцами в материалы дела представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, платежные поручения о фактическом возмещении расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах, расчеты финансирования предприятий городского пассажирского транспорта за перевозку федеральных льготников в спорный период, акты сверки по обеспечению доступности транспортных услуг федеральным льготникам (т. 2, л.д. 75-150, т. 3, л.д. 1-102, т. 4, л.д. 1-151, т. 5, л.д. 1-151, т. 6, л.д. 1-150, т. 7, л.д. 1-150, т. 8, л.д. 1-150, т. 9, л.д. 1-150, т. 10, л.д. 1-36, 98-145).
Довод апелляционной жалобы о недоказанности размера убытков отклоняется судебной коллегией как противоречащий материалам дела.
На основании указанных документов истцом произведен расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра в 2015-2018 годах.
Размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр (федеральных льготников) составляет 8187039,75 руб., в том числе:
- 1285440,29 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (ООО "АвтоДон-2");
- 818917,45 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (ООО "АвтоДон-3");
- 1270445,90 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (ООО "Авто Дон-4");
- 1623349,40 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (ИП Довженко А.П.);
- 3188886,71 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 (ООО "Пассажирское
автотранспортное предприятие 1").
Расчет истца судом первой инстанции проверен и признан верным.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими за конами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Данный вывод сделан с учетом отнесения вопросов социальной поддержки населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской), с учетом Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", изменившего ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.
Поскольку в данном случае истцами оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Судом учтена позиция, изложенная судами в рамках дела N А53-22596/2018.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции по заявлению ответчика применил срок исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности устанавливается в три года.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На основании пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В данном случае в соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение истцом претензионного порядка является обязательным и обусловлено договорами.
В соответствии с подпунктом 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению Правительства РО от 15.11.2011 года N 232 финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1-е число месяца. Таким образом, оплата производится ежемесячно на 1 число следующего месяца, следовательно, срок для предъявления требования за март 2016 года истек 6 апреля 2019 года, за февраль 2016 года истек 6 марта 2019 года и за январь 2016 года истек 06 февраля 2019 года, за 2015 год истек уже в январе 2019 года. С настоящим иском истцы обратились 30.04.2019 года.
Таким образом, требования о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по актам за 2015 год, январь, февраль и март 2016 года заявлены за пределами срока исковой давности.
Довод апеллянта об отсутствии достоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров опровергается представленными в материалы дела отчетами о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Министерство финансов Ростовской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу N А53-14767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14767/2019
Истец: ИП Довженко Александр Павлович, ООО "АВТОДОН-2", ООО "АвтоДон-3", ООО "АвтоДон-4", ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие 1"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация города Шахты, Департамент труда и социального развития Администрации г. Шахты Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, ООО "Доставка пенсий и пособий"