г. Красноярск |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А33-22098/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" сентября 2019 года по делу N А33-22098/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ИНН 2508056455, ОГРН 1022500707162, далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техногрупп-Ресурсы" (ИНН 2466253850, ОГРН 1122468046117, далее - ответчик, общество, ООО "Техногрупп-Ресурсы") о взыскании суммы причиненного ущерба в размере 12 688 рублей 44 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Добрынин Виктор Яковлевич.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть решения подписана 18 сентября 2019 года, мотивированное решение изготовлено 10 октября 2019 года) по делу N А33-22098/2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 2910 рублей 54 копейки ущерба, состоящего из выплаченной третьему лицу суммы пенсии с учетом индексации за апрель и май 2017 года, причиненного в результате несвоевременного представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за январь и февраль 2017 года.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в части отказа во взыскании оставшейся суммы ущерба. Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указывает, что от своевременности и полноты представления страхователями отчетности по форме СЗВ-М зависит своевременность индексации органом Пенсионного фонда Российской Федерации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионеру, а также установление его статуса (работающий или не работающий). Управлению Пенсионного фонда стало известно о факте работы пенсионера Добрынина В.Я. после сдачи работодателем дополняющей формы 07.05.2018, следовательно, за период 01.04.2017 по 31.12.2017 Управлением Пенсионного фонда были необоснованно выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Неверным является вывод суда об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и излишней выплатой пенсии Добрынину В.Я.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в Третий арбитражный апелляционный суд не представили.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 16.10.2019 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции обжалуется частично (только в части отказа в удовлетворении иска), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Добрынин В.Я. 15.07.1949 года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 2009 года.
Распоряжением Управления Пенсионного фонда (рег. N 220989) с 01.04.2017 Добрынину В.Я. произведена бессрочная индексация страховой пенсии, общая сумма пенсии составила 27 166 рублей 01 копейку.
Решением Управления Пенсионного фонда от 23.05.2017 N 170000106522/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) установлено, что с 01.06.2017 размер страховой пенсии составляет 27 098 рублей 99 копеек. С 01.08.2017 по 31.12.2017 размер пенсии составил 27 333 рубля 83 копейки.
Из пояснений истца и представленной истории выплат за период с 01.04.2017 по 31.07.2018, следует, что за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 Добрынину В.Я. выплачена пенсия в повышенном размере с учетом индексации, как неработающему пенсионеру.
Вместе с тем, из содержания сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете по формам СЗВ-М (исходная) за период с января по декабрь 2017 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 года, СЗВ-М (дополняющая) за январь и февраль 2017 года (представленных страхователем 07.05.2018), следует, что Добрынин В.Я. в период с 01.01.2017 по 29.11.2017 являлся работником ООО "Техногрупп-ресурсы".
В исходных формах за период с января по февраль 2017 года, представленных в установленный срок, ООО "Техногрупп-ресурсы" сведения в отношении Добрынина В.Я. не представило (дополняющие формы с указанием сведений в отношении работающего пенсионера представлены в фонд только 07.05.2018). При этом, в исходных формах за период с марта по октябрь 2017 года, представленный в установленный срок, сведения в отношении Добрынина В.Я. имеются.
После поступления дополняющих форм за январь и февраль 2017 года, Управлением Пенсионного фонда вынесены решения от 20.06.2018 N 180000039675/В и N 180000039676/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), которым с 01.04.2017 и с 01.08.2017 установил размер выплаты пенсии в сумме 25 710 рублей 74 копеек и 25 933 рублей 55 копеек соответственно.
Согласно протоколу от 17.07.2018 N 765 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, Управлением Пенсионного фонда выявлен факт излишней выплаты пенсии Добрынину В.Я. за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в сумме 12 688 рублей 44 копеек.
В целях досудебного порядка урегулирования спора Управление Пенсионного фонда направило ответчику письмо от 14.09.2018 N 11-13/24355, в котором просил произвести оплату 12 688 рублей 44 копеек ущерба, состоящего из переплаты пенсии за период с 01.04.2017 по 31.12.2017. Указанное обращение оставлено ответчиком без ответа.
Ссылаясь на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь и февраль 2017 года, повлекших необоснованную выплату индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01.04.2017 по 31.12.2017, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 12 688 рублей 44 копеек ущерба.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию Федерального закона N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно части 2 указанной статьи пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. В соответствии с частью 3 пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о страховых пенсиях, в целях реализации положений части 1 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, т.е. корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Истец ссылается на несвоевременность представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь и февраль 2017 года - 07.05.2018, что, по его мнению, повлекло необоснованную выплату индексации пенсии за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 12 688 рублей 44 копеек, поскольку о факте работы Добрынина В.Я. фонду стало известно только в мае 2018 года, и размер пенсии фонд смог пересмотреть только в июне 2018 года.
Суд первой инстанции установил вину ответчика в виде необоснованной выплаты индексации пенсии за период с апреля по май 2017 года в размере 2910 рублей 54 копеек. В указанной части выводы суда первой инстанции не обжалуются в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в оставшейся части, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по представлению дополняющих сведений по форме СЗВ-М за январь и февраль 2017 года 07.05.2018 и возникновением у истца убытков в период с 01.06.2017 по 31.12.2017 с учетом представления ответчиком сведений за март 2017 года - 05.04.2017 и наличия у истца возможности в мае 2017 года пересмотреть решение и с 01.06.2017 прекратить выплату индексации.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Управление Пенсионного фонда произвело выплату индексации работающему пенсионеру Добрынину В.Я. в период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 12 688 рублей 44 копеек и просил взыскать указанную сумму с ответчика-работодателя, полагая, что сумма индексации была выплачена пенсионеру по его вине.
Вместе с тем, из содержания представленных в материалы дела сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что впервые сведения в отношении Добрынина В.Я. поступили в территориальный орган Пенсионного фонда 05.04.2017 посредством представления ответчиком формы СЗВ-М (исходная) за март 2017 года, и за последующие периоды - в установленные сроки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управление Пенсионного фонда не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года, полученных 05.04.2017, уже в мае 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии и с 01.06.2017 фактически прекратить выплату индексации.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271.
Таким образом, довод истца о том, что о факте осуществления пенсионером трудовой деятельности ему стало известно только в мае 2018 года, после представления ответчиком дополняющих форм за январь и февраль 2017 года, верно признаны судом первой инстанции необоснованными. Кроме того, факт представления дополняющих форм за период с января по февраль 2017 года правового значения для рассмотрения спора о взыскании убытков в виде выплаты индексации пенсии за период с апреля по декабрь 2017 года не имеют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба за период с 01.06.2017 по декабрь 2017 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" октября 2019 года по делу N А33-22098/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22098/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАХОДКИНСКОМУ ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Техногрупп-Ресурсы"
Третье лицо: Добрынин Виктор Яковлевич