г. Ессентуки |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А63-9260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью "Базис-Юг" - Поляковой С.А. (доверенность от 23.08.2019), представителя Северо-Кавказской оперативной таможни - Сушковой О.А. (доверенность от 19.04.2019 N 01-43/01977), в отсутствие представителей Минераловодской таможни (г. Минеральные воды), уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис-Юг" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 по делу N А63-9260/2019
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Базис-Юг" (далее-заявитель, ООО "Базис-Юг") с заявлением к Северо-Кавказской оперативной таможне (далее - таможня), об оспаривании постановлений от 26.03.2019 N N 10802000-178/2019, 10802000-17/2019, 10802000-180/2019,10802000-181/2019 и решений от 19.04.2019 N N 10804000/10Ю/9А, 10804000/10Ю/10А, 10804000/10Ю/11А, N 10804000/10Ю/12А.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 в заявленных требованиях обществу отказано.
Не согласившись с судебным актом общество, обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Апеллянт просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Общество полагает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в оспаривании протоколов поскольку, ФТС России 26.03.2019 повторно привлекло общество к административной ответственности за аналогичное правонарушение. По мнению общества, данное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу, Северо-Кавказская оперативная таможня считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
С учетом мнения представителей общества и Северо-Кавказской оперативной таможни, судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено ходатайство об отсутствии в судебном заседании представителя минераловодской таможни.
Минераловодская таможня, уведомлена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В ФТС России обществом 06.02.2019 были поданы статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами: ED20190206164008449, ED20190206164017746, ED20190206164043555, ED20190206164117040 с использованием электронной цифровой подписи, программным средством, данным статистическим формам были присвоены регистрационные номера 10802000/060219/С124487, 10802000/060219/С124490Д0802000/060219/С124496,10802000/06 0219/С124501.
Как следует в заявленных статистических формах, общество получило от ООО "Капиталстройгрупп" (Республика Беларусь) товар: двери, окна и их рамы, пороги для дверей из черных металлов, код товара 7308300000, поставленный несколькими партиями: 1) весом нетто 11 575 кг на сумму 1 883 690 руб. (стат. стоимость 30078,48 долларов США); 2) весом нетто 11 081 кг на сумму 1 827 660 руб. (стат. стоимость -30 604,08 долларов США); 3) весом нетто 9 068 кг на сумму 1 356 020 руб. (стат. стоимость -23 330,94 долларов США); 4) весом нетто 9 493 кг на сумму 1 289 720 руб. (стат. стоимость -23 910,59 долларов США).
Обществом указанные партии товаров получены на основании следующих документов:
1) договора от 03.08.2017 N 26, счета-фактуры от 24.09.2018 N 240, товарной накладной от 24.09.2018 N 0347575, CMR б/н;
2) договора от 03.08.2017 N 26, счетафактуры от 08.08.2018 N 197, товарной накладной от 08.08.2018 N 0347545, СМ11б/н;
3) договора от 03.08.2017 N 26, счета-фактуры от 28.06.2018 N 109, товарной накладной от 28.06.2018 N 0347365, CMR б/н;
4) договора от 03.08.2017 N 26, счета-фактуры от 19.03.2018 N 56, товарной накладной от 19.03.2018 N 0347289, СМИ б/н.
На основании пункта 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Согласно с пунктом 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза" статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го числа рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалификационной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы. При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если у заявителя отсутствует электронная подпись, статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя, представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом).
Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Статистическая форма заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренных приложениями N 1, N 2 (пункты 5, 6, 7 Правил).
Согласно пояснениям представителя таможни, общество обязано было предоставить статистические формы учета перемещения товаров в следующие сроки: с системным номером ED20190206164008449 за сентябрь 2018 года не позднее 10 октября 2018 года включительно. Фактически статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20190206164008449 была предоставлена 06.02.2019; с системнымномеромЕО20190206164017746 за август 2018 года не позднее 12 сентября 2018 года включительно. Фактически статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20190206164017746 была предоставлена 06.02.2019; с системным номером ED20190206164043555 за июнь 2018 г. не позднее 11.07.2018 включительно.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела устанавливается, что статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20190206164043 555 была предоставлена 06.02.2019, с системным номером ED20190206164117040 за март 2018 года не позднее 11.04.2018 включительно, а статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20190206164117040 была предоставлена 06.02.2019.
Следовательно, общество не выполнило указанные требования законодательства, а именно в нарушение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза" представило с использованием электронной цифровой подписи и зарегистрировало в Федеральной Таможенной Службе России статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением срока предоставления такой отчетности, что влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
26.03.2019 Минераловодской таможней в отношении заявителя были вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N N 10802000-178/2019, 10802000-179/2019, 10802000-180/2019, 10802000-181/2019 о признании общества виновным в совершении вышеуказанных административных правонарушений и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по каждому делу.
Общество направило в Северо-Кавказскую оперативную таможню жалобы на указанные постановления по делам об административных правонарушениях, в которых общество просило заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Северо-Кавказская оперативная таможня рассмотрев жалобы общества решениями от 19.04.2019 N N 10804000/10Ю/9А, 10804000/10Ю/10А, 10804000/10Ю/11А, N 10804000/10Ю/12А постановления Минераловодской таможни об административных правонарушениях оставлены без изменения, а жалобы общества без удовлетворения.
Считая незаконными постановления, общество оспорило его в судебном порядке.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании установлено, что обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
04.09.2018 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ статья 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ утратила свою силу.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, как и в статье 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ закреплена обязанность российского лица представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, в порядке, установленном Правительством РФ, в связи с чем, положение лица, совершившего административное правонарушение, не ухудшается и не улучшается, указанные нормы равнозначны.
В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов Таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть, дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дел об административных правонарушениях, соответствующие выводы отражены в оспариваемых постановлениях.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушения вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя, а также подтверждающих, что юридическим лицом предпринимались исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Таким образом, довод жалобы о том, что таможня необоснованно общество привлекло к административной ответственности, отклоняется судебной коллегией апелляционного суда, так как в действиях (бездействиях) ООО "Базис-Юг" имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Оспариваемые постановления вынесены в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за каждое нарушение назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, то есть в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
При назначении административного наказания таможенный орган правомерно исходил из того, что представление каждой статистической формы учета перемещения товаров является самостоятельным юридическим фактом, имеющим самостоятельные юридические последствия, и, соответственно, нарушение срока их представления является самостоятельным событием административного правонарушения, имеющим собственную объективную сторону.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, исходя из буквального толкования требований, закрепленных в Правилах, таможней правомерно назначены административные наказания по каждому событию правонарушения.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 08.10.2019 N 309-ЭС19-17147 по делу N А71-22961/2018.
По указанному мотиву судом отклонены доводы жалобы о несоответствии назначения наказания по каждому выявленному факту правонарушения принципам разумности и справедливости, поскольку правонарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, их объектом являются одни и те же защищаемые государством интересы.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что при назначении административного наказания административным органом не учтены смягчающие обстоятельства, судом отклоняются, поскольку назначенное обществу наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ. При этом не имеется оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в силу прямого указания в данной норме относительно размера штрафа, который может быть снижен.
Оснований для применения положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется. Таможней данный вопрос рассмотрен, в постановлениях указано, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Между тем в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела (длительный период просрочки исполнения предусмотренной таможенными законодательством обязанности), характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушений малозначительными и для применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает. Соответствующий довод жалобы отклонен.
Таким образом, доводы заявителя апелляционный суд считает не свидетельствующими о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.10.2019 по делу N А63-9260/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9260/2019
Истец: ООО "БАЗИС-ЮГ"
Ответчик: Северо-Кавказская оперативная таможня
Третье лицо: Васькина Юлия Юрьевна, МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ, Полякова Светлана Алексеевна, Северо - Кавказская Оперативная таможня