г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А21-7747/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31397/2019) МП "Калининградтеплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.09.2019 по делу N А21-7747/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению МП "Калининградтеплосеть"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской
об оспаривании постановления
установил:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", (ОГРН 1023901007008, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; далее - заявитель, МП "Калининградтеплосеть", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (адрес: 236022, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 7А; далее - Министерство, административный орган) о назначении административного наказания по делу N 319/2019 об административном правонарушении от 24.05.2019, которым предприятие привлечено к административной ответственности в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 17.09.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, МП "Калининградтеплосеть" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 23.10.2019 апелляционная жалоба Предприятия принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 24.04.2019 должностным лицом Министерства составлен протокол N 319/2019 об административном правонарушении в отношении МП "Калининградтеплосеть", в связи с тем, что в период времени с 27.03.2019 по 03.04.2019 на территории земельного участка под и в непосредственной близи от инженерной сети - тепломагистрали N 3 РТС "Северная" (кадастровый номер 39:15:000000:7434, от источника до ТК 9-1-15, до ТК 9-1-17-3, до ДТП Артиллерийская, до ЦТП Дадаева) в месте прохождения рядом с земельным участком с кадастровым номером: 39:15:131913:44, расположенному по адресу г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 3, в районе д. 45 по ул. Артиллерийской г. Калининграда заявитель, являясь пользователем данной инженерной сети и, соответственно, ответственным за осуществление работ по содержанию в чистоте и уборке прилегающего земельного участка, в нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории городского округа "Город Калининград", своевременно не обеспечил его надлежащее санитарное состояние и чистоту (на вышеуказанном земельном участке расположены твердые коммунальные отходы) периодичность уборки не осуществлялась, чем нарушил (не выполнил) требования пунктов 3.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.2.9, 3.6.6, 3.6.6.8 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов г. Калининграда от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила N 161), тем самым совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 Кодекс Калининградской области.
На фотоматериалах от 27.03.2019 и 03.04.2019 зафиксированы одни и те же твердые коммунальные отходы - пакеты, пластиковые бутылки, жестяные банки, мелкий сор и пр., находящиеся в период времени с 16 час. 15 мин. 27.03.2019 по 17 час. 21 мин. 03.04.2019, т.е. на протяжении более суток, на территории земельного участка, под и в непосредственной близи от инженерной сети - тепломагистрали N 3 РТС "Северная" с кадастровым номером 39:15:000000:7434, от источника до ТК 9-1-15, до ТК 9-1-17-3, до ЦТП Артиллерийская, до ЦТП Дадаева в месте прохождения рядом с земельным участком с кадастровым номером: 39:15:131913:44, расположенному по адресу г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 3, в районе д. 45 по ул. Артиллерийской города Калининграда.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости тепломагистраль N 3 РТС "Северная" с кадастровым номером 39:15:000000:7434, от источника до ТК 9- 1-15, до ТК 9-1-17-3, до ЦТП Артиллерийская, до ЦТП Дадаева находится в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Калининград".
Согласно пункту 3.27 положения о комитете городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград", утвержденного решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 16.07.2008 N 210, к функциям комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" (далее - КГХ) относится, в том числе организация теплоснабжения населения на территории городского округа "Город Калининград".
МП "Калининградтеплосеть" учреждено администрацией городского округа "Город Калининград" как хозяйствующий субъект для непосредственной реализации вышеназванных полномочий по теплоснабжению.
В связи с вышеизложенным, лицом, ответственным за осуществление работ по уборке территории в непосредственном примыкании и близости к указанной инженерной сети является МП "Калининградтеплосеть" как единая теплоснабжающая организация городского округа "Город Калининград, которая является пользователем тепломагистралей, принадлежащих данному муниципалитету.
Согласно ответа КГХ от 29.04.2019 N И-КГХ-5605 тепломагистраль N 3 РТС "Северная" с кадастровым номером 39:15:000000:7434, от источника до ТК 9-1-15, до ТК 9-1-17-3, до ЦТП Артиллерийская, до ЦТП Дадаева учтена на балансе МП "Калининградтеплосеть" и закреплено на праве хозяйственного ведения за названной организацией в соответствии с распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" от 20.08.2015 N 5301/р-КМИ (далее - распоряжение).
Земельный участок, на котором расположена тепломагистраль N 3 РТС "Северная" с кадастровым номером 39:15:000000:7434 неразрывно связан с тепловой магистралью, которая на нем расположена.
В силу пункта 3.6.6.8 Правил Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства на участках инженерных сетей являются пользователи этих объектов, то есть в данной ситуации - МП "Калининградтеплосеть".
24.05.2019 административным органом рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым предприятие было привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб.
МП "Калининградтеплосеть" не согласившись с вышеуказанным постановлением обратилось с заявлением в арбитражный суд об его отмене.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В части 1 статьи 73 КоАП КО установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в том числе в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ (абз. 2 части 1 статьи 73 КоАП КО).
В главе 3 Правил N 161 регламентированы уборка и содержание территории городского округа "Город Калининград".
Согласно пункту 2.9. Правил N 161, уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна производиться до 07:00 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий (пункт 3.6.1 Правил N 161).
Уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, осуществляются собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (пункт 3.6.2 Правил N 161).
Юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при эксплуатации отведенных (занимаемых) им (ими) территорий обязаны обеспечить сохранность и надлежащее состояние объектов муниципальной собственности. В случае повреждения (уничтожения) муниципального имущества вышеуказанные лица возмещают причиненный ими ущерб либо принимают все необходимые меры к установлению виновных лиц в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.6.2.9 Правил N 161).
Согласно пункту 3.6.6 Правил N 161 ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе: на участках линий электропередач, охранных зонах кабелей, газопроводов и других инженерных сетей, основных территориях трансформаторных и распределительных подстанций, других инженерных сооружений, работающих в автономном режиме (без обслуживающего персонала), - пользователи этих объектов (пункт 3.6.6.8 Правил N 161).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил факт несоблюдения Обществом приведенных требований Правил N 161, что подтверждается фотоматериалами от 27.03.2019, 03.04.2019 и протоколом об административном правонарушении от 25.04.2019 N 319/2019, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в абзаце 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает на то, что не является собственником спорного земельного участка, на праве хозяйственного ведения находится лишь тепловая магистраль.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 3.6.6.8 Правил N 161 ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства на участках инженерных сетей являются пользователи этих объектов. В рассматриваемом случае пользователем таких сетей выступает Предприятие, поскольку именно за ним закреплено право хозяйственного ведения на объект.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Таким образом, наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО, подтверждается материалами дела.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Наказание назначено в пределах санкции инкриминируемой статьи.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1 постановления N 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного Предприятием нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Предприятие не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Исходя из объекта посягательства правонарушения и отсутствия исключительности, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения на этом основании от ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Ссылка заявителя на решение Калининградского областного суда от 15.11.2018 по делу N 7А-401/2018, которым отменено постановление Министерства о привлечении должностного лица Предприятия - и.о. начальника РТС-1 "Северный" Дениковского Д.А. к административной ответственности не принимается, поскольку статья 69 (в том числе ее часть 3) АПК РФ не устанавливает для арбитражного суда преюдициальности в отношении решений суда общей юрисдикции, принятых по административным делам. Кроме того, преюдициальность касается обстоятельств, установленных судами по ранее рассмотренному делу, а не правовых выводов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06).
Квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию физического лица в деле об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда (пункт 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 сентября 2019 года по делу N А21-7747/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7747/2019
Истец: МП "Калининградтеплосеть"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (отдел Административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора)