г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А56-27366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Арышев И.А. - доверенность от 15.05.2019
от ответчика (должника): 1) Григорьева Е.А. - доверенность от 09.01.2019 2) Дмитриев Ю.Г, - доверенность от 21.11.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34363/2019) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 по делу N А56-27366/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Музейное агентство"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области; Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гатчинском районе Ленинградской области (межрайонное)
об оспаривании решений
установил:
Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейное агентство" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о при незаконными отказов Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) и Управления Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе Ленинградской области (далее - Управление) в возврате излишне уплаченных платежными поручениями от 10.05.2017 N N 630803 - 630808 пеней по страховым взносам в общей сумме 522 937, 05 руб.
Решением суда от 09.10.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Управления поддержал позицию Инспекции, просил решение суда отменить. Представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ГБУК ЛО "Музейное Агентство" 10.05.2017 г. оплатило пени в сумме 522 937 руб. 05 копеек согласно платежным поручениям N 630803-630808. Как утверждает заявитель, указанная сумма пеней была оплачена ошибочно во исполнение требований Инспекции N 257S170131994, 257S170131991, 257S170020001 от 09.01.2017 г., в целях избежания приостановления операций по счетам.
Заявитель 31.01.2019 г. обратился в Инспекцию с заявлением о возврате ошибочно уплаченных пени. Решениями N 2056, 2057 от 06.02.2019 г. заявителю в возврате пени было отказано.
06.02.2019 заявитель обратился с таким же заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Гатчинском районе Ленинградской области, которое также не было удовлетворено.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, считая их необоснованными и нарушающими права и законные интересы, ГБУК ЛО "Музейное Агентство" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, находит основания для отмены решения.
До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса РФ. осуществляют налоговые органы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и утвержденными Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/ЗИ и N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-309811) государственные в внебюджетные фонды передали в налоговые органы сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью должностного лица.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 21 Закона.N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. принимается соответствующими органами ПФР. ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В целях реализации полномочий разработан порядок взаимодействия отделений ПФР и ФСС с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденный 22.07.2016 г. N ММВ-23-1/12@ЗИ (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком передача Фондами в Управление ФПС по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда предусмотрена по состоянию на 01.01.2017.
В соответствии с п.З Порядка информация направляется Отделениями ПФР в Электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации с соблюдением требованием информационной безопасности в электронном виде и заверяются электронной подписью.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ). налоговыми органами принимаются меры по взысканию задолженности по страховым взносам.
Налоговым органом на основании указанного Порядка приняты и отражены в учетных данных ГБУК ЛО "Музейное Агентство" сведения о сальдовых остатках и документах взыскания по состоянию на 01.01.2017.
Согласно указанным сведениям у ГБУК ЛО "Музейное Агентство" по состоянию на 01.01.2017 имелась задолженность по пени в общей сумме 522 937.05 руб.
- 423 008, 54 руб. (пени) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017.
- 99 928, 51 руб. (пени) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017.
Инспекцией в адрес Общества были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организации, индивидуальных предпринимателей) N N 257S01170020001, 257S01 170131991. 257S01170131994 по состоянию на 09.01.2017 г. по оплате задолженности (пени) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 и по оплате задолженности (пени) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд медицинского страхования до 01.01.2017. на общую сумму 522937,05 руб.
Задолженность, отраженная в требованиях оплачена Учреждением в полном объеме, платежными поручениями от 10.05.2017 г. N N 630803- 630808.
31.01.2019 заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате сумм (пени) как ошибочно уплаченных на общую сумму 522937.05 рублей.
В связи с отсутствием переплаты по пени, налоговым органом вынесены Решения N 2056, 2057 от 06.02.2019 г. об отказе в возврате излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам на ОПС в размере 423 008,54 руб., по страховым взносам на ОМС в размере 99 928, 51 руб.
В связи с тем. что начисление ГБУК ЛО "Музейное Агентство" пени по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017 г.. произведены органом ПФР на основании Федерального закона N 212-ФЗ. а не в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, то решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пени, штрафа) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. принимаются органом ПФР на основании заявления страхователя в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ.
Налоговый орган не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации из Пенсионного фонда, проводить проверку обоснованности размера недоимки, пеней, а также устанавливать факт ее возникновения.
Контроль за правильностью исчисления страховых взносов за отчетные периоды до 01.01.2017 осуществляется органами Пенсионного фонда, они наделены правом проводить проверку обоснованности размера недоимки и пени в соответствии с главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в спорный iериод.
В случае несогласия с сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017. переданным Фондом, плательщику следует обратиться в соответствующее отделение Фонда, так как налоговые органы не администрировали страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
Согласно разъяснениям, данным Федеральной налоговой службой России в письме от 07.06.2017 N ЗН-2-22/714@. налоговые органы вправе исправить установленные' недостатки в карточках "расчетов с бюджетом" только после предоставления уточнений Пенсионным фондом.
Кроме того, в соответствии с пп. 4 п.6 ст. 18 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и страховые взносы считаются зачисленными в бюджет соответствующего фонда только тогда, когда в оформленных платежных документах правильно указаны: номер счета Федерального казначейства. КНК, наименование банка получателя.
Если в платежном документе на перечисление страховых взносов допущена ошибка хотя бы в одном из этих реквизитов, сумма страховых взносов считается не перечисленной, а обязанность по уплате страховых взносов не исполненной.
Платежи, уплаченные по неверным реквизитам в УФК другого региона (г. Санкт-Петербург) подлежат межрегиональному зачету и учитываются датой решений, вынесенных отделением ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Согласно представленному в материалы дела письму Управления платежные поручения, оплаченные по неверным реквизитам (в том числе уплаченные по реквизитам ПФР другого региона РФ по недействующему регистрационному номеру) не могли быть отражены в УПФР в Гатчинском районе ЛО и не были учтены при проведении камеральных проверок за периоды 2 квартал 2015 г. - 4 квартал 2016 г. Кроме того, в данном письме указано, что для розыска оплаченных Вами страховых взносов и проведения межрегионального зачета Учреждению необходимо представить следующие документы: 1) Копии всех неверно оплаченных платежных поручений за июнь 2015 г. - декабрь 2016 г.; 2) Заявление на межрегиональный зачет на каждое платежное поручение в отдельности (бланк заявления во вложении) Весь комплект документов будет направлен в Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для дальнейшего рассмотрения.
Вместе с тем, доказательств выполнения указанных требований, Учреждением не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 по делу N А56-27366/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27366/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЕЙНОЕ АГЕНТСТВО"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГАТЧИНСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Ленинградской области