г. Владивосток |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А51-25690/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей К.П. Засорина, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.О. Меркуловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-6532/2019
на решение от 30.07.2019
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-25690/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Лекс"
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Хик"
о взыскании 49079 рублей 31 копейки,
при участии:
от ОАО "РЖД": Кузнецова О.С., паспорт, доверенность от 11.10.2018 диплом ВСГ 1824066, свидетельство о заключении брака 1-ДВ N 669779;
от ООО "Лекс": Смирнов В.А., удостоверение адвоката, доверенность от 25.11.2018;
от третьего лица: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Лекс" (далее - ООО "Лекс") о взыскании 49 079 рублей 31 копеек, в том числе 48 549 рублей 92 копеек основного долга по внесению платы за простой вагонов на путях общего пользования станции Гродеково согласно накопительной ведомости N 747340888 и платы за пользование вагонами NN 03817526, 03837209, 03810672, принадлежащих перевозчику, 529 рублей 39 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на указанную сумму основного долга в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за период с 20.08.2018 по 12.10.2018, а также о взыскании начисленных на сумму основного долга процентов по действующей в соответствующие периоды ключевой ставке Банка России за период с 10.12.2018 по день фактической оплаты указанного основного долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "ХИК" (далее - ООО "ХИК").
Решением суда от 30.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано, с чем истец не согласился, обжаловав судебный акт в апелляционном порядке.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель сослался на простой вагонов N 3817526, 3837209, 3810672 на путях общего пользования 24 часа, при этом нормы действующего законодательства не предусматривают время бесплатного нахождения вагона на путях общего пользования после уведомления грузополучателя о прибытии вагонов. Далее апеллянт сослался на правомерность применения им ставок Тарифного руководства N 2, поскольку в рассматриваемой ситуации между сторонами сложились правоотношения по перевозке грузов. Обосновывая правомерность начисления платы за нахождение вагонов, принадлежащих Китайским железным дорогам, на путях общего пользования, апеллянт указал, что является дорогой - пользователем и согласно положениям Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008 должен уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя на основании параграфа 19 ПГВ.
До начала судебного заседания через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого ответчик привел доводы о несостоятельности правовой позиции истца, полагал решение вынесенным законно и обоснованно.
09.10.2019 в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 16.10.2019 до 10 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда http://5aas.arbitr.ru информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
На основании определения от 16.10.2019 произведена замена судьи К.П. Засорина на судью Т.А. Аппакову. В связи с изменением состава суда на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
В целях полного и всестороннего исследования материалов дела, суд апелляционной инстанции счел необходимым рассмотрение апелляционной жалобы на основании части 5 статьи 158 АПК РФ отложить до 13.11.2019.
Определением суда апелляционной инстанции от 13.11.2019 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в связи с невозможностью сформировать состав суда, рассматривающий дело N А51-25690/2018, ввиду нахождения судьи-докладчика А.В. Ветошкевич в отпуске.
На основании определения от 10.12.2019 произведена замена судьи Т.А. Аппаковой на судью К.П. Засорина. В связи с изменением состава суда на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
Учитывая, что третье лицо, участвующее в деле, уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось без участия третьего лица, участвующего в деле, в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивая на отмене обжалуемого судебного акта.
Представитель ООО "Лекс" на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва на жалобу. Также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно копии таможенной декларации, пояснив суду причины невозможности представления доказательств в суде первой инстанции.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" по ходатайству представителя ООО "Лекс" о приобщении дополнительных доказательств возразил.
Коллегия, совещаясь на месте, рассмотрев ходатайство, признала причины невозможности представления доказательств в суде первой инстанции уважительными, в связи с чем, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, удовлетворила ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела доказательств.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
При исследовании обстоятельств дела судом установлено, что между ОАО "Российские железные дороги" (исполнитель) и ООО "Лекс" (заказчик) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг N 14/16/и МЧ-3 от 01.01.2016, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика принимает на себя обязательства по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, указанных в Протоколе согласования договорных цен на транспортно-экспедиционные услуги (приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно пункту 3.3 договора заказчик обязан не позднее чем за 3 дня до даты начала оказания услуг направить исполнителю заявку с указанием планируемого объема услуг (в тоннах).
Пунктом 2.3.13 договора заказчик обязан обеспечить равномерность отгрузки грузов, прибывающих для выгрузки и хранения на территории Исполнителя в соответствии с технологическими нормами обработки груза, действующими на станции назначения. В случае прибытия на станцию количества вагонов свыше технологических норм, ответственность за нахождение вагонов на путях станции возлагается на заказчика. Плата за временное размещение на путях общего пользования вагонов (плата за пользование инфраструктурой), в ожидании выгрузки обеспечивается заказчиком.
Как следует из искового заявления, 29.11.2017, 30.11.2017 на станции Гродеково Дальневосточной железной дороги под грузовой операцией простаивали вагоны, пришедшие из КНР в адрес ответчика.
По факту простоя вагона N 03810672 в ожидании таможенного оформления истцом был составлены акты общей формы NN 50/3854, 50/3838, 54/439, 54/431.
По факту простоя вагона N 03817526 в ожидании таможенного оформления истцом были составлены акты общей формы NN 50/3852, 50/3836.
По факту простоя вагона N 03837209 по причине занятости фронта истцом были составлены акты общей формы NN 50/3837, 50/3837, 54/448, 54/431.
Руководствуясь статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ), Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (далее - Приказ ФТС N 127-т/1), Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Договором о Правилах пользования вагонами в международном сообщении (ПГВ), ОАО "Российские железные дороги" начислило ответчику плату за приведенное время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования и платы за пользование вагонами NN 03817526, 03837209, 03810672, принадлежащих перевозчику, всего в размере 48 549 рублей 92 копейки.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" в суд с настоящим иском.
Требования ОАО "Российские железные дороги" обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).
Статьей 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются УЖТ, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
За нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Из материалов настоящего дела следует, что ОАО "Российские железные дороги" заявлено о взыскании платы за пользование вагонами и за нахождение вагонов на путях общего пользования за время прохождения таможенного оформления.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
Толкование частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно абзацу четвертому пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Представленными в материалы дела актами общей формы подтверждается факт простоя вагонов N 03817526, N03810672, N03837209 на путях общего пользования по причинам: ожидания таможенного оформления документов.
По смыслу части 11 статьи 39 УЖТ плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе в случае нахождения вагонов под таможенными операциями, вносится, в частности, в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5.10 Правил N 245 в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля предусмотренных настоящими Правилами, сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на одни сутки.
Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок его доставки увеличивается на одни сутки, в течение которых плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.
Согласно акту формы ГУ-23 N 50/3852 вагон N 3817526 простаивал в ожидании таможенного оформления документов с 07 часов 00 минут 29.11.2017 до 06 часов 26 минут 30.11.2017.
Согласно акту формы ГУ-23 N 50/3853 вагон N 3837209 простаивал в ожидании таможенного оформления документов с 07 часов 00 минут 29.11.2017 до 05 часов 35 минут 30.11.2017.
Согласно акту формы ГУ-23 N 50/3854 вагон N 3810672 простаивал в ожидании таможенного оформления документов с 07 часов 00 минут 29.11.2017 до 06 часов 14 минут 30.11.2017.
Анализ представленных в материалы дела актов общей формы, фиксирующих начало простоя вагонов, накопительных ведомостей, позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае вышеуказанный льготный период включен в платное время простоя вагонов на путях общего пользования.
Вместе с тем, акты общей формы, фиксирующие простой вагонов на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления документов, не являются основанием для начисления платы за простой вагонов в рассматриваемом деле, поскольку истец не представил доказательств превышения срока таможенного оформления груза по сравнению с тем, как этот срок определен Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245. При этом, по аналогии с обязанностью по внесению платы за пользование вагонами, обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой не может быть возложена на грузополучателя до исполнения перевозчиком своей обязанности по доставке груза, которая по смыслу статьи 36 УЖТ считается исполненной лишь после передачи им грузополучателю на станции назначения как груза, так и транспортной железнодорожной накладной с проставленной таможенным органом отметкой.
В обоснование исковых требований истец также ссылался на акты общей формы, фиксирующие простой вагонов на путях общего пользования в ожидании заявки на подачу вагонов под выгрузку.
Из актов общей формы N 54/439, N 54/448 следует, что причиной простоя вагонов N 03837209, N 03810672 на путях общего пользования явилось ожидание выгрузки, отсутствие заявки на выгрузку.
Между тем обстоятельства настоящего спора свидетельствуют о том, что 30.11.2017 ООО "Лекс" уведомило начальника станции Гродекового о том, что товар, находящийся в вагонах N 3817526, N 03837209, N 03810672, выпущен таможенным органом для свободного обращения, в связи с чем просило подать указанные вагоны на 109 путь для выгрузки товара, выгрузка производится средствами МЧ-3. В уведомлении имеется отметка о согласовании с МЧ-3 истца.
Согласно уведомлениям о завершении выгрузки выгрузка осуществлялась средствами МЧ-3.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что со стороны ответчика обязанность по подаче заявок на подачу спорных вагонов под погрузку/выгрузку силами МЧ истца, исполнена надлежащим образом.
Доказательства того, что простой вагонов в ожидании погрузки/ выгрузки вагонов произошел по вине ответчика, с учетом того, что погрузку/выгрузку спорных вагонов осуществлял истец силами и средствами МЧ на основании заключенного договора, указанные выше акты общей формы не содержат.
В соответствии с части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции (абзац 27 статьи 2 Устава).
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (тарифное руководство), тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "Российские железные дороги".
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном данным Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Согласно пункту 1.3 Тарифного руководства ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1 - N 4 Тарифного руководства.
В соответствии с пунктом 1.6. Тарифного руководства время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон (только при нахождении вагонов на путях общего пользования, согласованном с РЖД).
Согласно части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Исходя из пункта 2.3 Тарифного руководства, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Пунктом 5 Приказа ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги"" установлены индексы к базовым ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" (зарегистрирован Минюстом России 26 мая 2015 года, регистрационный N 37379), согласно приложениям N 6 и 3 7 к данному приказу.
В статье 34 Устава установлено, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
В рассматриваемом случае ответчик, извещенный истцом о прибытии в его адрес спорных вагонов, направил в адрес истца заявки на выгрузку/погрузку спорных вагонов, в связи с чем истец в соответствии с условиями договора обязан был обеспечить выгрузку/погрузку спорных вагонов.
Доказательства того, что по истечении 2 часов после уведомления ответчика о прибытии вагонов, погрузка/выгрузка спорных вагонов не могла быть осуществлена по причине нарушения ответчиком технологических норм на погрузку/выгрузку на станции Гродеково, согласованных сторонами договора, в материалы дела не представлены.
При этом, истец не обосновал правомерность и методику произведенного расчета платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования исходя из времени уведомления истцом о прибытии в адрес ответчика вагонов, в соответствии с нормами ч. 13 ст. 39 Устава и п. 2.3 Тарифного руководства.
Помимо этого, истцом не представлены доказательства наличия вины ответчика и нарушения им технологического оборота вагонов на станции Гродеково, повлиявшего на период простоя вагонов, произошедший на станции назначения.
Памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов также не содержат сведения о фактах нарушения ответчиком срока технологического оборота вагонов, повлиявшего на период простоя вагонов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключенный сторонами договор, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования, являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В отсутствие обязанности по уплате основного долга правовые основания для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами отсутствуют. В связи с чем, иск в части взыскания процентов также удовлетворению не подлежит.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и апеллянтом не является правовым основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.07.2019 по делу N А51-25690/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25690/2018
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ЛЕКС"
Третье лицо: ООО "ХИК"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5323/20
05.10.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4752/20
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1093/20
17.12.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6532/19
30.07.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-25690/18