г. Москва |
|
05 апреля 2024 г. |
Дело N А40-213737/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 февраля 2024 года
по делу N А40-213737/23, принятое судьей Ю.В.Жбанковой,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Дин-Юг Ойл"
(ОГРН: 1022303613309, ИНН: 2330024772)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании убытков по договору N 370/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 08.02.2015 г. в размере 190 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДИН-ЮГ ОЙЛ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 190 500 руб. убытков по договору N 370/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 08.02.2015 г.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2023 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.02.2024 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, поскольку истцом не представлено доказательств фактического несения убытков.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и на нарушение судом норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Истец направил в суд отзыв.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии с Договором хранения N 436 от 27.10.2020 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "Топливная Компания АКСИОН" (далее - Поклажедатель) и ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты.
Согласно п. 2.7 Договора Хранитель обеспечивает выгрузку нефтепродуктов из вагона, поступившего на имя Поклажедателя, и отправку его в порожнем состоянии в течение 48 часов, начиная с 00 часов 00 минут дня следующего за днем постановки вагона под выгрузку на подъездной железнодорожный путь Хранителя. В соответствии с п. 5.7. Договора в случае нарушения Хранителем срока выгрузки нефтепродуктов из арендованного Вагона (не принадлежащего перевозчику) Хранитель уплачивает Поклажедателю штраф: - на 10 суток и менее - в размере 1 700 (Одна тысяча семьсот) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона; - свыше 10 (десяти) суток - в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона.
При этом дата прибытия груженого Вагона на станцию назначения и дата сдачи порожнего Вагона Поставщика железной дороге для перевозки (дата отправки Вагона Поставщика) определяется по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО "РЖД", подготовленного Поклажедателем либо третьей специализированной организацией.
В соответствии с Договором хранения N 444 от 22.11.2021 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "Солид-Смоленск" (далее - Поклажедатель) и ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты.
В редакции Протокола разногласий от 22.11.2021 г. к Договору N 444 от 22.11.2021 г. Поклажедатель и Хранитель согласовали следующих порядок оборота вагонов-цистерн: Согласно п. 2.7. Договора Хранитель обеспечивает выгрузку нефтепродуктов из поступившего вагона, и отправку его в порожнем состоянии в течении 48 часов, начиная с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия вагона на станцию назначения в случае прибытия нефтепродуктов в арендованных вагонах, а во всех остальных случаях согласно нормативным требованиям (ст. 38 УЖД РФ).
В соответствии с п. 5.7. Договора в случае нарушения Хранителем срока выгрузки нефтепродуктов из арендованного Вагона (не принадлежащего перевозчику) и отправки его в порожнем состоянии, указанного в п. 2.7. настоящего Договора, Хранитель уплачивает Поклажедателю штраф: - на 10 суток и менее - в размере 1 700 (Одна тысяча семьсот) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона; - свыше 10 (десяти) суток - в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона.
При этом дата прибытия груженого Вагона на станцию назначения и дата сдачи порожнего Вагона Поставщика железной дороге для перевозки (дата отправки Вагона Поставщика) определяется по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО "РЖД", подготовленного Поклажедателем либо третьей специализированной организацией.
В соответствии с Договором хранения N 435 от 15.07.2020 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "АКВ-ТРЕЙДИНГ" (далее - Поклажедатель) и ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты. В соответствии с Договором хранения N 449 от 06.06.2022 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "Ресурс Транс Групп" (далее - Поклажедатель) и ООО "ДинЮг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты.
В соответствии с Договором хранения N 445 от 06.12.2021 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "ВСК-Нефтесбыт" (далее - Поклажедатель) и ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты.
Согласно п. 2.7. вышеуказанных Договоров Хранитель обеспечивает выгрузку нефтепродуктов из поступившего вагона, и отправку его в порожнем состоянии в течении 48 часов, начиная с 00 часов 00 минут дня следующего за днем прибытия вагона на станцию назначения в случае прибытия нефтепродуктов в арендованных вагонах, а во всех остальных случаях согласно нормативным требованиям (ст. 38 УЖД РФ). В соответствии с п. 5.7. вышеуказанных Договоров в случае нарушения Хранителем срока выгрузки нефтепродуктов из арендованного Вагона (не принадлежащего перевозчику) и отправки его в порожнем состоянии, указанного в п. 2.7. настоящего Договора, Хранитель уплачивает Поклажедателю штраф: - на 10 суток и менее - в размере 1 700 (Одна тысяча семьсот) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона; - свыше 10 (десяти) суток - в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей за каждые сутки, в том числе неполные нарушения в отношении каждого вагона. При этом дата прибытия груженого Вагона на станцию назначения и дата сдачи порожнего Вагона Поставщика железной дороге для перевозки (дата отправки Вагона Поставщика) определяется по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО "РЖД", подготовленного Поклажедателем либо третьей специализированной организацией.
В соответствии с Договором хранения N 412 от 01.08.2015 г. (Далее-Договор), заключенного между ООО "Алгоритм Топливный Интегратор" (далее - Поклажедатель) и ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Хранитель, Истец), Поклажедатель посредством железнодорожного транспорта передал на хранение Хранителю нефтепродукты.
Согласно п. 2.4. настоящего Договора доставка нефтепродуктов на склад Хранителя осуществляется железнодорожным транспортом представителями железной дороги в цистернах по железнодорожным накладным с приложением паспорта качества или указанием номера паспорта качества производителя в железнодорожной накладной на каждую партию нефтепродукта.
В связи со сверхнормативным простоем вагонов, Контрагентов, у которого Поклажедателем была приобретена продукция, были выставлены претензии.
Так, в случае превышения Хранителем срока оборота вагонов, Поклажедатель производит расчет штрафа/убытков и направляет Хранителю претензию, а также расчет суммы штрафа/убытков. Подача вагонов, указанных в расчете требований, под выгрузку и уборка с путей необщего пользования для отправки, осуществлялось в даты, указанные в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи-уборки (даты прописаны в расчете требований). Таким образом, именно по памяткам приемосдатчика и ведомостям подачи уборки можно определить точное время начала и окончания пользования вагонами грузополучателем. Так грузовые операции по вагонам, указанным в расчете, грузополучателем были произведены своевременно, о чем свидетельствуют памятки приемосдатчика и ведомости подачи/уборки вагонов ( данные документы прилагаются). Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением Хранителя срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Поклажедателями были выставлены в адрес Хранителя претензии, перечисленные в расчете исковых требований, на сумму в размере 190 500,00 руб.
На основании заключенного Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 370/2 от 08.02.2015 г. (далее - Договор) между ООО "Дин-Юг Ойл" (далее - Истец) и ОАО "РЖД" (далее - Перевозчик) и в соответствии с ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 18-ФЗ от 10.01.2003 года (далее - Устав) Ответчик обязан оказывать услуги по подачи, расстановки на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Истцу, являющегося продолжением железнодорожного пути общего пользования станции Титаровка Северо-Кавказской железной дороги.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика.
В соответствии с п.п. 5 и 6 настоящего Договора, о готовности вагонов к уборке с железнодорожного пути необщего пользования Истец передает уведомление приемосдатчику с последующим письменным подтверждением по форме ГУ-26. На основании п. 3.7. "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема. Об окончании слива Истец уведомил Ответчика о готовности к уборке вагонов. Факт своевременного уведомления о завершении операции отражен в памятках приемосдатчика. Факт начала и окончания пользования вагонами Истцом отражен в памятках приемосдатчика и ведомостях подачи и уборки вагонов. Обращаю внимание на то, что исковые требования Истца о возмещении убытков вытекает не из договоров перевозки грузов, а из Договора подачи и уборки вагонов, который представляет собой Договор возмездного оказания услуг.
По Договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом Договора на подачу на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД". Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути Истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку. Учитывая неисполнение Ответчиком обязательств по Договору и понесения в связи с этим убытков, в адрес Ответчика Истцом была выставлена претензия N 2743-23/УБ о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов на сумму 190 500,00 руб., которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела первичных документов усматривается ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по договору N 370/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 08.02.2015 г. Между Истцом (пользователь) и Ответчиком (перевозчик) заключен договор N 370/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 08.02.2015 г. Предметом Договора на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД".
Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути истца, подает вагоны к местам выгрузки. Готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Истец в рамках настоящего дела взыскивает убытки, образовавшиеся в результате уплаты истцом штрафных санкций контрагентам за сверхнормативный простой вагонов (цистерн), допущенный вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей в рамках вышеуказанного договора на подачу и уборку вагонов.
Истец несет убытки по претензиям Контрагентов в связи с тем, что Ответчик не обеспечивал своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования.
Также, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза (ст. 25 Устава жд транспорта).
Согласно ст. 35 Устава жд транспорта грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Действие Договора перевозки груза распространяется с момента проставления календарного штемпеля в жд накладной об отправлении груза и до момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения, что также подтверждается календарным штемпелем Перевозчика в жд накладных. Перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов. Таким образом, требование о возмещении убытков вытекает не из договоров перевозки грузов, а из договора на оказание услуг, при этом, истец не является участником перевозочного процесса, следовательно, а Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации при разрешении настоящего спора, с учетом его предмета и основания, применению не подлежит, а убытки подлежат возмещению на основании положений ст.ст. 15, 393 ГК РФ.
Следовательно, ограниченная ответственность, установленная ч, 1 ст. 400 ГК РФ не может распространяться на договор оказания услуг, то есть на договор подачу и уборку вагонов.
Довод Ответчика о том, истец не представил доказательства реально понесенных им убытков, является необоснованным и противоречащим материалам дела.
Истец несет убытки по претензиям Контрагентов в связи с тем, что Ответчик не обеспечивал своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования. Истец представил в материалы дела надлежащие, достаточные документы, подтверждающие фактическую подачу и уборку вагонов, а именно: памятками приемосдатчика, ведомостями подачи и уборки вагонов, которые являются унифицированными документами, установленными действующим законодательством.
В обоснование исковых требований в материалы дела истец представил документы, подтверждающие нарушение ответчиком обязательств по договору подачи и уборки вагонов и как следствие, предъявление претензионных требований со стороны третьих лица в адрес истца по вине ответчика.
Истцом было доказано наличие причинно-следственной связи между неисполнением Ответчиком своих обязательств по договору подачи и уборки вагонов и предъявлением Истцу претензионных требований со стороны третьих лиц.
Таким образом, Истец должен будет понести убытки в виде штрафа за сверхнормативный простой цистерн по вине Ответчика. Истец воспользовался своим законным правом и обратился к Ответчику с требованиями о взыскании убытков в рамках ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец представил доказательства, что у него возникла обязанность выплатить штраф своему контрагенту, с момента прибытия вагонов на станцию назначения до момента отправления порожних вагонов, в рамках Договоров с Контрагентами, указанных в иске, данные доводы не были опровергнуты Ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Как видно из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключен Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 370/2 от 08.02.2015 г. (Далее-Договор подачи и уборки).
На основании данного Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу.
Согласно пункту 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС N 26 от 18.06.2003 г., срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Истец в рамках настоящего дела взыскивает убытки, возникшие у Истца в связи с нарушением Ответчиком сроков подачи и уборки вагонов и, как следствие, допущенным превышением сроков оборота вагонов на станции выгрузки и выставлением претензий со стороны контрагентов Истца по Договорам, указанным в иске. Факт нарушения Ответчиком сроков подачи и уборки вагонов и размер убытков документально подтвержден памятками приемосдатчика, а также претензиями контрагента Истца, указанных в расчете Истца.
В расчет Истца не вошел период, когда вагоны находились под разгрузкой (выгрузкой) у Истца, а именно, не вошел период, когда вагоны переданы Ответчиком под выгрузку Истцу на подъездные пути до момента уведомления Истцом Ответчика о завершении грузовых операций.
Расчет убытков Истцом произведен за период прибытия вагонов на станцию назначения до момента подачи Ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути Истца и за период с момента уведомления Ответчика о завершении грузовых операций до момента уборки вагонов Ответчиком с подъездных путей Истца и отправления Ответчиком порожних вагонов. То есть, за периоды, которые находятся в зоне ответственности Ответчика по Договору подачи и уборки вагонов и напрямую зависят от исполнения Ответчиком своих обязательств.
Таким образом, сверхнормативный оборот вагонов произошел по вине Ответчика, не обеспечившего своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования в связи с чем в адрес Ответчика Истцом выставлена претензия о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов, которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
Также, Истец представил в материалы дела памятки приемосдатчика, в которых отслеживается полный технологический процесс на подачу Ответчиком вагонов под выгрузку на подъездные пути Истца, уведомлений Истцом о завершении грузовых операций, уборку Ответчиком вагонов с путей необщего пользования. Данные, указанные в памятках приемосдатчика, полностью соответствуют данным Истца в расчете иска. Все данные о передвижениях вагонов, в том числе, даты прибытия груженых вагонов и даты отправки порожних вагонов, содержаться в базе Главного информационного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД"). ОАО "РЖД" является обладателем автоматизированной системы ЭТРАН. Расчет убытков подготовлен на основании электронного комплекта документов из системы ЭТРАН ОАО "РЖД", предъявляемых в адрес Истца претензий, а также памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов. Расчет является верным.
При этом, надлежащих доказательств обратного Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, Истец представил доказательства, что у него возникла обязанность выплатить штраф своим Контрагентам в рамках Договоров, данные доводы не были опровергнуты Ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Довод Ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличие вины ОАО "РЖД" в сверхнормативном простое вагонов под выгрузочными работами на подъездных путях истца, судом признан необоснованным, ввиду следующего.
Истец указал в исковом заявлении пункты Договоров, в которых предусмотрены нормативные сроки на разгрузочные операции.
При этом дата прибытия груженого вагона на станцию назначения в и дата сдачи порожнего вагона определяется по данным Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ ОАО "РЖД"). Учитывая вышеизложенное и в связи с превышением Истцом срока использования цистерн на станции назначения (по вине РЖД), Контрагентом были выставлены в адрес Истца претензии.
Таким образом, сверхнормативный оборот вагонов произошел по вине Ответчика, не обеспечившего своевременную подачу/уборку вагонов на/с пути необщего пользования в связи с чем в адрес Ответчика Истцом выставлена претензия о взыскании убытков, причиненных простоем вагонов, которая оставлена Ответчиком без удовлетворения.
В обоснование исковых требований в материалы дела истец представил документы, подтверждающие нарушение ответчиком обязательств по договору подачи и уборки вагонов и как следствие, предъявление претензионных требований со стороны третьих лиц в адрес истца по вине ответчика.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционный суд соглашается.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 февраля 2024 года по делу N А40-213737/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213737/2023
Истец: ООО "ДИН-ЮГ ОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"