г. Ессентуки |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А63-12824/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Белая дача", г. Кисловодск (ИНН 2628800348, ОГРН 1112651026179) - Алиевой Ф.С.-М. (доверенность от 05.12.2019), в отсутствие представителей государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2019 по делу N А63-12824/2019
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края (далее - управление, пенсионный фонд, заявитель) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Белая дача" (далее - общество, ООО "Санаторий "Белая дача", ответчик) о взыскании суммы штрафа в размере 109 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2019 в заявленных требованиях управлению отказано.
Судебный акт мотивирован, тем, что в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, у пенсионного фонда не имелось.
Не согласившись с судебным актом управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Апеллянт просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Управление считает, что страхователи не подлежат освобождению от уплаты финансовых санкций в случае представления ими формы СЗВМ на конкретное застрахованное лицо после установленного законом срока, независимо от типа предоставления формы (исходная или дополняющая). Полагают, что поскольку дополнительно представленные обществом по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении одного застрахованного лица не отражались в первоначальных сведениях за указанный период, следует вывод о представлении страхователем в фонд неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в установленный срок.
В отзыве на апелляционную жалобу, общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено ходатайство об отсутствии в судебном заседании представителей государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края
Управление, уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Общество зарегистрировано в пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
ООО "Санаторий "Белая дача" представил формы СЗВ-М в пенсионный фонд за июль 2018 года (исходная) 14.08.2018 года; за август 2018 года (исходная) 12.09.2018; за сентябрь 2018 года (исходная) 10.10.2018 по каналам телекоммуникационной связи.
В адрес ООО "Санаторий "Белая дача" управлением направлены положительные протоколы о принятии отчетов по форме СЗВ-М за июль, август и сентябрь 2018 года, квитанция за июль 2018 - 14.08.2018, протокол ПФР от 14.08.2018 года, за август 2018 года - 12.09.2018, протокол сформирован 12.09.2018, за сентябрь 2018 года - квитанция от 11.10.2018, протокол сформирован 14.10.2018.
Во время подготовки отчетности (расчета по страховым взносам) для направления в адрес ИФНС N 8 по г. Кисловодску обществом установлено, что представленные своевременно формы СЗВ-М (исходные) содержали ошибки (в них отразились сведения не обо всех застрахованных лицах).
После устранения выявленных ошибок общество, предоставило дополнительные формы, в которых были указаны дополнительные сведения по застрахованным лицам и представил дополняющие формы: за июль 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВМ (отменяющая) на 2 человек, уволенных в предыдущих периодах; за август 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВ-М (отменяющая) на 5 человек, уволенных в предыдущих периодах; за сентябрь 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВ-М (отменяющая) на 6 человек, уволенных в предыдущих периодах.
На основании вышеуказанного составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации о индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 036S18180026096 от 20.12.2018; N 036S18180023256 от 12.11.2018; N 036S18180023260 от 12.11.2018; N 036S18180023266 от 12.11.2018; N 036S18180023262 от 12.11.2018; N 036S18180023263 от 12.11.2018.
Обществом были представлены возражения, в которых указано, что оно воспользовалось правом самостоятельного исправления ошибки и представило дополняющие формы СЗВ-М до обнаружения ошибки пенсионным фондом.
Таким образом, оснований для привлечения ООО "Санаторий "Белая дача" к ответственности не имеется.
Однако управлением приняты решения: N 036S19190001754 от 31.01.2019; N 036S1918022538 от 03.12.2018; N 036S19180022918 от 07.12.2018; N 036S19180022919 от 07.12.2018; N 036S19180022920 от 07.12.2018; N036S19180022921 от 07.12.2018, которыми общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
После управлением сформированы и направлены в адрес ООО "Санаторий "Белая дача" посредством почтовой связи требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Требования пенсионного фонда не были исполнены, это послужило поводом для обращения управлением в суд первой инстанции с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку в ранее представленных в сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные уточненные (исправленные) сведения.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд первой инстанции верно установил, что впервые форма СЗВ-М "ИСХОДНАЯ" за июль 2018 года - 14.08.2018, за август 2018 года - 12.09.2018, за сентябрь 2018 года - 10.10.2018.
Суд апелляционной инстанции при этом отмечает, что общество самостоятельно обнаружило ошибку и представило дополняющие формы за июль 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВМ (отменяющая) на 2 человек, уволенных в предыдущих периодах; за август 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВ-М (отменяющая) на 5 человек, уволенных в предыдущих периодах; за сентябрь 2018 года - 18.10.2018, в которой отразил сведения на 59 человек и 19.11.2018 форму СЗВ-М (отменяющая) на 6 человек, уволенных в предыдущих периодах, до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Только после получения дополняющих сведений (не исходных) управление провело проверку и выявило нарушение.
Как было ранее сказано, обществом самостоятельно выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности до обнаружения ее фондом.
Управлением доказательств того, что оно уведомило общество о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, судами не установлено.
На момент составления акта проверки обществом представлены дополняющие сведения о начисленных страховых взносах за спорные периоды в отношении работников, на которые в исходной сведения представлены не были, в связи с чем, оснований считать представленные откорректированные сведения ответчика поданными с нарушением срока, у фонда не имелось.
Согласно с положениями Закона N 27-ФЗ и на основании вступившей в силу с 19.02.2017 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым акт не составляется в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Вместе с тем, сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017 выработал правоприменительный подход, согласно которому самостоятельное выявление страхователем ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, является реализацией своего права на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, вне зависимости от того какая ошибка была исправлена страхователем - откорректированы ранее представленных сведений на застрахованное лицо, либо же представлены сведения на застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Апелляционная жалоба мотивирована теми же доводами, что и изначально поданное заявление. В дополнении к изложенным в заявлении доводам, заявитель указывает, что представление ответчиком дополняющих сведений на работников, в отношении которых данные сведения не были представлены в первичной форме, не может быть признано исправлением самостоятельно допущенных ошибок.
В свою очередь Управление Пенсионного фонда не доказало виновность и противоправность ответчика, доказательств того, что им были совершены умышленные нарушения, влекущие снижение налогооблагаемой базы, которые повлекли неуплату страховых взносов, представлено не было. В настоящем случае ответчик, самостоятельно выявив ранее допущенную ошибку, в установленном законом порядке устранил ее, тем самым, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, при отсутствии состава вменяемого правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество своевременно и в полном объеме начислил и выплатил заработную плату за июль, август и сентябрь 2018 года, своевременно исчислены и уплачены страховые взносы за июль, август и сентябрь 2018 года, в том числе на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что свидетельствует об отсутствии нарушения пав застрахованных лиц и интересов государства.
В своей жалобе управление приводит довод о том, что в данном случае имело место дополнительное представление сведений на новых сотрудников, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованное лицо, поскольку страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других застрахованных лиц, следовательно, страхователи не подлежат освобождению от уплаты финансовых санкций в случае представления ими формы СЗВМ на конкретное застрахованное лицо после установленного законом срока, независимо от типа предоставления формы (исходная или дополняющая), судом апелляционной инстанции отклоняется как не состоятельный.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и не опровергающие выводов суда первой инстанции, по существу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2019 по делу N А63-12824/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12824/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ-КУРОРТУ КИСЛОВОДСКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "САНАТОРИЙ "БЕЛАЯ ДАЧА"
Третье лицо: ООО "САНАТОРИЙ "БЕЛАЯ ДАЧА"