г. Пермь |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А71-13515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии:
от заинтересованного лица Коровина Т.В., паспорт, доверенность от 29.12.2018, копия диплома о высшем образовании по специальности "Юриспруденция".;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 октября 2019 года
по делу N А71-13515/2018, принятое судьей О.В. Иютиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ССС"
(ИНН 1831182873, ОГРН 1161832083380)
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
(ИНН: 1831015135, ОГРН: 1021801655864)
о признании незаконным решения о присвоении основного вида деятельности 02.40.2, размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5,00 процентов к суммам выплат и иных вознаграждении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ССС" (далее - общество, ООО "ССС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ответчик, Фонд) о присвоении обществу основного вида деятельности (02.40.2) "предоставление услуг в области лесозаготовок" и установлении размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5 процентов, выраженного в уведомлении от 27.04.2018 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно пункту 2 заявления общество просило также установить для него основной вид экономической деятельности "розничная торговля в неспециализированных магазинах" и размер страховых взносов 0,2 процента (до рассмотрения спора по существу обществом заявлено ходатайство об отказе от требований, изложенных в пункте 2 заявления).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2018 принят отказ ООО "ССС" от требований, изложенных в пункте 2 заявления. Производство по делу в указанной части прекращено. Требования ООО "ССС" удовлетворены. Решение фонда, выраженное в уведомлении от 27.04.2018, признано незаконным. На фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2019 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу акты суда первой и апелляционной инстанций и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, отметил, что обществом ни в Фонд, ни в материалы судебного дела не представлено доказательств подтверждения того факта, что ООО "ССС" осуществляет иной вид деятельности, чем тот, который ему вменен уведомлением Фонда от 27.04.2018.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2019 года признано незаконным решение Фонда о присвоении обществу с ограниченной ответственностью "ССС" основного вида деятельности 02.40.2 предоставление услуг в области лесозаготовок и размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5,00 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выраженное в уведомлении от 27.04.2018 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд обязал Фонда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "ССС".
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает законным и обоснованным уведомление от 27.04.2018, в котором определен вид экономической деятельности Общества "Предоставление услуг в области лесозаготовок" (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 02.40.2, далее - ОКВЭД) исходя из видов деятельности, указанных в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), относящийся к 26 классу профессионального риска, и с января 2018 года установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5%, поскольку Общество в срок, предусмотренный в пункте 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), а именно не позднее 15.04.2018, не представило заявление и иные документы о подтверждении основного вида экономической деятельности.
В обоснование своей позиции Отделение ссылается на пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции изменений, внесенных в эту норму постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 (далее - Правила N 713), согласно которому выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска осуществляется органами социального страхования исходя из кодов по ОКВЭД, указанных в отношении страхователя в ЕГРЮЛ; орган социального страхования в соответствии с действующим законодательством вправе в случае, если страхователь не подтвердит в установленный законодательством срок свой основной вид экономической деятельности, отнести его к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 27.04.2018 Фонд уведомил ООО "ССС" о том, что юридическому лицу в соответствии с основным видом деятельности услуг в области лесозаготовок определен 26 класс профессионального риска.
Размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 составляет 5,00 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный вид экономической деятельности установлен Фондом исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, какой-либо иной проверки основного вида экономической деятельности заявителя не проводилось.
Не согласившись с принятым решением, страхователь обратился в Филиал N 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике с заявлением об установлении тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных в размере 0,2 % (т.1 л.д. 9).
Письмом от 23.05.2018 N 13-01-20/01-5567 в изменении размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование об несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год обществу было отказано (т.1 л.д. 10).
Не согласившись с присвоением основного вида деятельности 02.40.2 предоставление услуг в области лесозаготовок и установлением размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 5,00 процентов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил отсутствие доказательств осуществления Обществом в 2017 году такого основного экономического вида деятельности как предоставление услуг в области лесозаготовок (код по ОКВЭД 02.40.2) и наличие доказательств осуществления им в 2018 году основного вида экономической деятельности 46.73 "Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием".
Удовлетворил заявленное требование, суд пришел к выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для установления Обществу завышенного страхового тарифа, руководствуясь положениями статей 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктами 8, 9, 11, 13 Правил N 713, пунктами 2, 3, 11 Порядка N 55.
Суд отметил, что даже в случае непредставления страхователем в установленный законодательством срок документов для подтверждения основного вида его экономической деятельности у органа социального страхования отсутствует право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Как следует из пункта 5 Порядка N 55 (в редакции, действующей с 26.02.2017), если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что Общество не представило документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, в связи с чем Фонд определил основной вид экономической деятельности Общества исходя из видов деятельности, указанных в его выписке из ЕГРЮЛ, имеющий наивысший класс профессионального риска из видов экономической деятельности, присвоенных заявителю в соответствии с ОКВЭД.
Общество, указывая на то, что не осуществляет деятельность по предоставлению услуг в области лесозаготовок, представило в материалы дела утвержденное в обществе штатное расписание от 05.01.2017 N 4, согласно которому в организации числятся директор, продавец-консультант, кладовщик грузчик.
Из содержания представленных обществом расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2, 3, 4 кварталы 2017 года, полугодие, 9 месяцев 2017 года, за 2017 год - код ОКВЭД указан 46.73 "Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием". Упомянутый код ОКВЭД отражен обществом и на первой странице бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год по форме КПД0710099.
В представленных заявителем налоговых декларациях по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности от 25.04.2017, 20.07.2017, 20.10.2017, 15.01.2018; налоговых декларациях по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год от 30.03.2018 отражен ОКВЭД 47.19 "Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах"; указанный код ОКВЭД отражен ООО "ССС" и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2017 г.
Таким образом, представленными ООО "ССС" доказательствами подтверждается факт осуществления последним в 2017 году экономической деятельности отличной от деятельности по предоставлению услуг в области лесозаготовок (код ОКВЭД 02.40.2).
Из материалов дела следует, что фактически размер страхового тарифа определен Фондом исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска, в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.
Однако факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются хозяйствующим субъектом.
Доказательств осуществления Обществом в 2017 году основного вида деятельности, соответствующего коду ОКВЭД 02.40.2, Фондом не приведено и в материалы дела не представлено.
Учитывая тот факт, что орган ФСС РФ должен отнести к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска только осуществляемую организацией деятельность, а не виды деятельности, перечисленные в учредительных документах, оснований для установления заявителю страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2017 года в размере 5% процентов, отнесенных к 26-му классу профессионального риска, у Фонда не имелось.
Довод жалобы о том, что Общество в установленный в пункте 3 Порядка срок документы, подтверждающие вид экономической деятельности, не представило, в связи с чем, Фонд установил Обществу класс профессионального риска 26, а также размер страхового тарифа соответствующий данному классу профессионального риска, был рассмотрен судом и правомерно признан им необоснованным.
Отклоняя данный довод, суд, правомерно руководствовался правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, согласно которой, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Доводы жалобы повторяют позицию заинтересованного лица по делу, основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на повторную оценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, без предоставления доказательств позволяющих их переоценить.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2019 года по делу N А71-13515/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13515/2018
Истец: ООО "ССС"
Ответчик: ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования по УР, Филиал N 1 (Ижевский) Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2762/19
16.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-20016/18
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13515/18
14.06.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2762/19
14.02.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-20016/18
13.11.2018 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13515/18