г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А21-4372/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30153/2019) общества с ограниченной ответственностью "Наука" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2019 по делу N А21-4372/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наука"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-е лица: ООО "Дез-А-Сервис", Администрация МО "Зеленоградский городской округ"
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наука" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС по Калининградской области, заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными и отмене: решения N 039/06/69-112/2019 от 20.03.19 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и предписания N 25-кс/2019 от 22.03.19.
Решением суда от 20.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание Управления являются неправомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией МО "Зеленоградский городской округ" (далее Администрация) 13.03.2019 был проведен электронный аукцион N 0135300003819000028 на закупку работ по акарицидной обработке детских, спортивных площадок, скверов, парков и зеленых зон на территории МО "Зеленоградский городской округ".
По итогам электронного аукциона победителем признана заявка участника ООО "Наука", идентификационный номер заявки 104545363.
Подпунктом 4 пункта 17 Раздела II документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе в числе документов и информации должна содержать документы (или копии этих документов), подтверждающие соответствие участника закупки обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), а именно на работы (услуги) по дезинфектологии.
В составе документов, представленных участником ООО "Наука", предъявлена лицензия N ЛО-63-01-004717 от 27.07.2018 г. на осуществление медицинской деятельности, в том числе в области дезинфектологии, выданная Министерством здравоохранения Самарской области, сроком действия - бессрочно.
Данная заявка была признана аукционной комиссией соответствующей требованиям закона и документации об электронном аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы участника аукциона ООО "Дез-А-Сервис" Комиссия УФАС 20.03.19 вынесла решение N 039/06/69-112/2019, которым признала аукционную комиссию Администрации МО "Зеленоградский городской округ" нарушившей п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона "О контрактной системе".
В обоснование решения указано, что документы ООО "Наука" не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку по состоянию на дату и время окончания срока подачи заявок, участник лицензию на осуществление медицинской деятельности, а именно на работы (услуги) по дезинфектологии на территории Калининградской области, не имел, и процедуру переоформления лицензии, предусмотренную законодательством, не осуществил.
22.03.19 Администрации выдано предписание об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Медицинская деятельность - это, профессиональная деятельность, в том числе, по оказанию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 (далее Положение о лицензировании).
Как следует из пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. В частности, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В силу положений части 2 статьи 9 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Норма части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ является одной из форм реализации основного принципа лицензирования - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
В силу указанного принципа лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на всей территории Российской Федерации, если лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Действительно, часть 5 статьи 9 Закона предусматривает, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации. В качестве условия осуществления деятельности установлена необходимость уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Полномочиями по лицензированию наделены не только федеральные органы власти, но и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях урегулирования вопроса о действии лицензии в пространстве, в части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ, которая является частным случаем по отношению к положениям, закрепленным в части второй рассматриваемой статьи, установлены особенности действия в пространстве лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом полномочие по установлению порядка такого уведомления принадлежит Правительству Российской Федерации.
Соответствующий порядок установлен пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", которым в частности, установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов РФ, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
В уведомлении, согласно Постановлению Правительства РФ N 957, должны быть в обязательном порядке указаны следующие сведения:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять лицензиат, данные документа, удостоверяющего его личность, а также номера телефонов и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
- лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 комментируемого Закона, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 комментируемого Закона;
- дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в соответствии с положениями статьи 18 Закона N 99-ФЗ и вносит изменения в реестр лицензий видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Согласно п. 11 Положения информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии.
Таким образом, если лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти, то ее действие может распространяться на всей территории Российской Федерации, вне зависимости от адреса, указанного в лицензии, и предварительного уведомления субъекта Российской Федерации, на территории которого общество планировало осуществлять лицензируемый вид деятельности, не требуется. В случае же осуществления деятельности на территории нескольких или всех субъектов Российской Федерации, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, лицензиат создает основания для переоформления лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что лицензия ООО "Наука" выдана Министерством здравоохранения Самарской области, с указанным адресом места осуществления работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - 443041, Самарская область, г. Самара Ленинский район, ул. Садовая, д. 140, литер ББ1, 1 этаж, комнаты 1,2,4,14,15 (приложение N 1 к лицензии).
Следовательно, лицензия, выданная ООО "Наука", позволяет осуществлять ему деятельность только на территории Самарской области.
Заявителем не было представлено подтверждение того, что Общество уведомляло лицензирующий орган исполнительной власти на осуществление деятельности на территории Калининградской области. Не предъявлено такое уведомление и на стадии рассмотрения дела в суде.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Наука", ввиду требований законодательства о лицензировании, не соответствовало требованиям, предъявляемым к участникам Аукциона, поскольку местом выполнения работ являлись объекты, расположенные в Калининградской области, а местом осуществления работ (услуг) являлась Самарская область.
Довод Общества о том, что предварительное уведомление лицензирующего органа участником закупки не предусмотрено нормативными актами и что уведомление может быть подано в период после подписания контракта, но до осуществления деятельности, а не на стадии проведения конкурса правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства о лицензировании, участник закупки также должен соответствовать требованиям данного законодательства и иметь право на осуществление работ (услуг) для участия в аукционе. В случае, если участник закупки изначально не соответствует требованиям законодательства о лицензировании, ввиду того, что наличие лицензии ограничивает круг участников ввиду особенностей осуществления подобной деятельности, то к участию в закупке он допущен быть не может, поскольку права на осуществление деятельности на территории Калининградской области у него нет.
Переоформление лицензии является обстоятельством, которое полностью зависит от субъекта деятельности, установленные законом сроки переоформления и порядок не являются обстоятельствами, не зависящим от воли субъекта, и не освобождает его от соблюдения требований закона.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 августа 2019 года по делу N А21-4372/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наука" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4372/2019
Истец: ООО "НАУКА"
Ответчик: УФАС по Калининградской области
Третье лицо: ООО Дез-А-Сервис