город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2019 г. |
дело N А53-28069/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Юркевский К.К. по доверенности от 01.09.2017,
от заинтересованного лица: представитель Кущенко С.К. по доверенности от 28.10.2019 N 72,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2019 по делу N А53-28069/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб МИР" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сиб МИР" (далее - ООО "Сиб МИР") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2019 N 775/06 о привлечении ООО "Сиб МИР" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 03.10.2019 суд удовлетворил заявленные требования в связи с нарушением административным органом процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество имело возможность направить в управление ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении; ненаправление такого ходатайства было расценено контролирующим органом как нежелание общества принимать участие в составлении протокола и представлять письменные пояснения (и возражения) к нему.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Сиб МИР" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС поступила информация от отдела ФСБ России войсковая часть 44160 о возможных нарушениях законодательства о государственном оборонном заказе при исполнении контракта (идентификатор N 1416187380812000942000000) (далее по тексту - контракт).
В ходе проверки информации Управление ФАС направило в адрес ООО "Сиб МИР" запрос (исх. N 2742/06 от 20.02.2019) о предоставлении информации и документов со сроком предоставления не позднее 11.03.2019.
Согласно запросу Управления (исх. N 2742/06 от 20.02.2019) ООО "Сиб МИР" необходимо было представить следующие документы и информацию:
1. Договор N 0666/15 от 16.09.2015 (со всеми изменениями, приложениями, дополнениями, заявками, спецификациями, протоколами (актами) согласования цены, дополнительными соглашениями).
2. Документы, подтверждающие исполнение договора N 0666/15 от 16.09.2015 (счета, счета фактуры, накладные, товарные накладные, платежные поручения).
3. Сведения о проведенных операциях по перечислению денежных средств по Договору, номер и дата платежного поручения, номер счета ООО "Энергосеть", номер счета ООО "Сиб МИР", сумма перечисленных денежных средств.
4. По товарной накладной N 2001001 от 20.01.2016:
4.1. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N 2001001 от 20.01.2016, расшифровку цены в разрезе статей калькуляции с указанием размера прибыли.
4.2. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N 2001001 от 20.01.2016, информацию об организации, договоре и по какой товарной накладной закупалась данная продукция (с приложением подтверждающих документов).
4.3. По каждому наименованию продукции, указанной в товарной накладной N 2001001 от 20,01.2016, информацию об изготовителе данной продукции.
В ответ на запрос ООО "Сиб МИР" затребованные сведения и документы не представило.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Ростовского УФАС в отношении ООО "Сиб МИР" составлен протокол об административном правонарушении от 07.05.2019 N 775/06 по части 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Ростовского УФАС вынесено постановление от 28.05.2019 N 775/06 о привлечении ООО "Сиб МИР" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов.
Согласно части 1 статьи 15.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ) юридические лица обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с частью 6 статьи 15.17 Закона о ГОЗ в ходе рассмотрения заявления, материалов контролирующий орган вправе запрашивать у государственных заказчиков, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, у иных осуществляющих в установленном порядке функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, у головных исполнителей, их должностных лиц, исполнителей, их должностных лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении, материалах.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ООО "Сиб МИР" не исполнило запрос органа власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, от 20.02.2019, со сроком предоставления не позднее 11.03.2019.
Таким образом, наличие в действиях обществ объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела, позволявшего обеспечить осуществление предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту его интересов при производстве дела об административном правонарушении.
Суд первой инстанции установил, что уведомление о составление протокола об административном правонарушении согласно данным, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" по почтовому отправлению N 34405033006222, было получено заявителем 06.05.2019 (10:40), то есть менее чем за сутки до составления протокола об административном правонарушении.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что с учетом территориальной отдаленности места нахождения общества (г. Москва) своевременная явка на составление протокола об административном правонарушении в г. Ростов-на-Дону не представлялось возможным. Расстояние между городами Москва и Ростов-на-Дону составляет 1080 км.
В апелляционной жалобе Ростовское УФАС указало, что общество имело возможность направить в управление ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении; ненаправление такого ходатайства было расценено контролирующим органом как нежелание общества принимать участие в составлении протокола и представлять письменные пояснения (и возражения) к нему.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы по следующим основаниям.
Согласно пояснениям ООО "Сиб МИР" после получения запроса общество письмом от 27.03.2019 N 187-М обратилось в Ростовское УФАС с просьбой предоставить сведения о том, в каком виде необходимо было предоставить информацию о товаре в разрезе статей калькуляции. Таким образом, у общества имелись неясности о порядке исполнения запроса. Ответ на письмо от 27.03.2019 общество не получило от антимонопольной службы.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что независимо от направления привлекаемым к ответственности лицом ходатайства о переносе времени составления протокола об административном правонарушении, уведомление о совершении данного процессуального действия менее, чем за одни сутки, при значительной удаленности места нахождения лица, не может быть признано надлежащим.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично обществу либо его законному представителю.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Время от момента уведомления до даты составления протокола об административном правонарушении должно обеспечивать привлекаемому к ответственности лицу возможность подготовки мотивированных, документально, нормативно, доказательственно подтвержденных возражений, пояснений по существу выявленного нарушения; обеспечивать возможность своевременного извещения законного представителя юридического лица с целью принятия соответствующих решений, в том числе по направлению уполномоченных лиц либо привлечению в качестве защитника лиц на основании гражданско-правового договора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением ФАС допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали доказательства надлежащего, заблаговременного уведомления общества о составлении протокола. Указанное нарушение является существенным и не может быть устранено на стадии судебной проверки законности постановления о привлечении общества к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
С учетом изложенного, постановление Ростовского УФАС от 28.05.2019 N 775/06 о привлечении ООО "Сиб МИР" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Учитывая допущенные при привлечении общества к административной ответственности существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 03.10.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2019 по делу N А53-28069/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28069/2019
Истец: ООО "СИБ МИР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ