г. Красноярск |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А33-16578/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тоцким В.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красфарма" (ИНН 2464010490, ОГРН 1022402295112)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" октября 2019 года по делу N А33-16578/2019,
установил:
публичное акционерное общество "Красфарма" (ИНН 2464010490, ОГРН 1022402295112, далее - заявитель, общество, ПАО "Красфарма") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Центральному банку Российской Федерации Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, далее - Банк, административный орган) об отмене решения от 29.04.2019 N 19-8125/3110-1.
Решением от 16.10.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что суд не учел, что на момент вынесения оспариваемого судебного акта общество устранило нарушение. Ссылается на несущественную просрочку при раскрытии информации, и малозначительность деяния.
Административный орган отклонил доводы жалобы в представленном в материалы дела отзыве.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении обращения Компании "Авиентано Инвестментс Лтд" административным органом выявлен и отражен в протоколе от 16.04.2019 факт нарушения заявителем срока раскрытия информации о проведении заседания совета директоров общества и его повестке (протокол N 14), что послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 29.04.2019 N 19-8125/3110-1 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса с наложением взыскания в виде штрафа в размере 350 000 рублей (с учетом снижения на основании части 3.3 статьи 4.1 Кодекса).
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменного правонарушения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
На общество распространяются требования пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, в том числе о необходимости осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах.
Состав и объем информации, порядок, сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 26 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ).
На основании пункта 12.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П, утвержденного Банком России (далее - Положение) обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Согласно пункту 14.1 Положения в форме сообщения о существенном факте подлежат раскрытию, в том числе, сведения о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента.
В соответствии с пунктом 13.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее - лента новостей) не позднее 1 дня с момента наступления существенного факта.
Пунктом 12.6 Положения предусмотрено, что по каждому существенному факту составляется отдельное сообщение. В случае, если наступление одного и того же события или совершение одного и того же действия в соответствии с настоящим Положением требует его раскрытия в форме нескольких сообщений о существенных фактах, на такие существенные факты может быть составлено одно сообщение с указанием всех наименований существенных фактов, сведения о которых включаются в такое сообщение.
Согласно пункту 14.5 Положения моментом наступления существенного факта о проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента и о принятых им решениях является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания участников (акционеров) эмитента.
В соответствии с пунктом 15.1 Положения Банка России N 454-П в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также об отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента. В соответствии с пунктами 15.2, 15.4 Положения Банка России N 454-П сведения о проведении заседания совета директоров, его повестке дня и сведения об отдельных решениях, принятых советом директоров, являются разными существенными фактами.
Материалами дела подтверждено, что в соответствии с требованиями пунктов 13.1, 15.2, 15.3 Положения Банка России N 454-П общество должно было раскрыть на Странице в сети Интернет сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня в срок не позднее 10.05.2018 (с учетом нормы статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, указанный существенный факт раскрыт обществом лишь 22.05.2018, что является нарушением обществом срока раскрытия информации, предусмотренной пунктом 14 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, пунктами 15.2, 15.3 Положения Банка России N 454-П, о проведении заседания совета директоров общества и его повестке (протокол N14 от 21.05.2018).
Таким образом, судом первой инстанции установлен факт нарушения обществом срока раскрытия информации о существенном факте, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса.
Ответственность за нарушение эмитентом сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, назначено с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дел не представлены. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП Российской Федерации, с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Применительно к положениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10, суд первой инстанции признал, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений. Доказательства того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение срока раскрытия информации о существенном факте (сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня), а также доказательства отсутствия у общества объективной возможности своевременного раскрытия указанной информации, которые позволили бы судить об отсутствии вины, в материалы дела не представлены.
Согласно оспариваемому постановлению, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер для исполнения предусмотренной законом обязанности по раскрытию информации о существенном факте (сообщение о проведении заседания совета директоров эмитента и его повестке дня) в установленные сроки, а также исключительности случая, не позволившего заявителю выполнить обязанность, предусмотренную законом, в материалах дела отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Правонарушения, предусмотренные статьей 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушают установленный порядок представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Вменяемое обществу правонарушение имеет непосредственным объектом посягательства правоотношения при получении участником (акционером) акционерного общества предусмотренных законодательством документов.
Применительно к положениям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в от 02.03.2000 N 38-О, существенность угрозы данного правонарушения заключается не в самом факте наступления негативных последствий в результате неправомерных действий общества, а в пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям.
Доводу заявителя об отсутствии негативных последствий для акционера дана оценка судом первой инстанции. Довод отклонен, так как данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о наличии малозначительности.
Вменяемый обществу состав правонарушения является формальным, что соответственно не предполагает наступление негативных последствий для его привлечения к административной ответственности. При этом из материалов дела не следуют обстоятельства исключительности допущенного правонарушения.
Нарушения, допущенные обществом, несут существенную угрозу, а их характер также не свидетельствует о малозначительности нарушения.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судами не установлены.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность, по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Таким образом, довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения отклоняется как несостоятельный.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности выявленные нарушения устранены, не свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях норм права, повлиявших на исход дела.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" октября 2019 года по делу N А33-16578/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16578/2019
Истец: ПАО "КРАСФАРМА"
Ответчик: Отделение по Красноярскому краю СГУ Центрального банка РФ, Центральный банк Российской Федерации