г. Саратов |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А57-20837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Котляровой А.Ф., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2019 года по делу N А57-20837/2018
по иску открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети", (ОГРН 1096449001615, ИНН 6449053070), город Энгельс Саратовской области,
к товариществу собственников недвижимости "Полиграфист", (ОГРН 1166451053790, ИНН 6449081888), город Энгельс,
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- представитель открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" - Сергеева О.А., по доверенности от 09.01.2019 N 17,
- представитель товарищества собственников недвижимости "Полиграфист" - Танцура М.В., по доверенности от 03.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети" (далее ОАО "ЭГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к товариществу собственников недвижимости "Полиграфист" (далее ТСН "Полиграфист", ответчик) о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жилого многоквартирного дома 186 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по март 2018 г. в размере 119493 руб. 23 коп., пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за период с 15.04.2018 г. по 19.09.2018 г. в размере 30506 руб. 94 коп., пени в размере 1/130 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2019 года по делу N А57-20837/2018 исковые требования открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" (ОГРН 1096449001615 ИНН 6449053070), город Энгельс, удовлетворены частично: с товарищества собственников недвижимости "Полиграфист" (ОГРН 1166451053790 ИНН 6449081888), город Энгельс, в пользу открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" (ОГРН 1096449001615 ИНН 6449053070), город Энгельс, взыскана задолженность за услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с февраля 2018 по март 2018 в размере 8024 руб. 42 коп., неустойка за период с 15.03.2018 по 19.09.2019 в размере 2040 руб. 45 коп., а также неустойка в размере 1/130 ключевой ставки, установленной Банком России, на дату уплату задолженности от суммы задолженности в размере 8024 руб. 42 коп. за каждый день просрочки платежа с 20.09.2019 по день фактического исполнения обязательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С товарищества собственников недвижимости "Полиграфист" (ОГРН 1166451053790 ИНН 6449081888), город Энгельс, в пользу открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" (ОГРН 1096449001615 ИНН 6449053070), город Энгельс, взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 369 руб.
Открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от товарищества собственников недвижимости "Полиграфист" поступил отзыв на апелляционную жалобу, ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
ТСН "Полиграфист" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Полиграфическая, д. 186.
Договор теплоснабжения между истцом и ответчиком в письменной форме не заключался.
В пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Потребление услуг по отпуску тепловой энергии в отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает фактического потребителя от обязанности оплатить пользование данными услугами.
Судом установлено, что в спорный период истец предоставил ответчику услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности ведомостями учета параметров теплопотребления, и не оспаривается сторонами.
Таким образом, между ОАО "ЭГТС" и ТСН "Полиграфист" сложились фактические отношения по теплоснабжению.
Исковые требования ОАО "ЭГТС" основаны на ненадлежащем исполнении ТСН "Полиграфист" обязательств по оплате оказанных ему в период февраль - март 2018 года услуг горячего водоснабжения на общедомовые нужды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская обл., г.Энгельс, ул.Полиграфическая, д.186.
Арбитражный суд Саратовской области, применив норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленный Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, пришел к выводу о том, что стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме за спорный период составляет 8024 руб. 42 коп.
В отсутствие полной оплаты со стороны ответчика поставленного коммунального ресурса за заявленный период, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований в размере 8024 руб. 42 коп., которые подлежат удовлетворению. Суд указал, что применение норматива полученного истцом расчетным методом создало бы основания для неосновательного обогащения истца, так как указанный норматив не заложен в тариф управляющей компании.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, истец в апелляционной жалобе указывает на то, что судом неправомерно применен норматив 0,00075 Гкал на подогрев 1м3 на 1м2, установленного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1. По мнению истца, при расчетах необходимо применять расчетную величину расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению равный 0,051 Гкал/м3, утвержденный решением Энгельсского муниципального собрания депутатов Саратовской области от 27.12.2004 N 822/51-02.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжении энергоснабжаюшая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать, принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец самостоятельно производит начисления жителям и собственникам нежилых помещений, находящихся в вышеуказанном МКД.
Объем потребленной горячей воды в целях содержания общего имущества определен истцом как разница между показаниями общедомового прибора учета (далее ОДПУ) в гкал. и суммой объемов потребления жилыми и нежилыми помещениями также в гкал.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате оказанных в период с февраля по март 2018 г. услуг горячего водоснабжения на общедомовые нужды составляет 119 493 руб. 23 коп.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
В рамках настоящего дела судом установлено, что в спорных правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q п i -объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q одн i) в формуле 24 того же приложения.
Соответственно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающих определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общедомового имущества, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в гкал.
В связи с чем, расчет исковых требований, представленный истцом, является неправильным.
Принимая во внимание доводы ответчика о необходимости применения при расчете коммунального ресурса, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в период после 01 июня 2017 года норматива, установленного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В части 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 года "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" указано, что настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Согласно части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.
В вводной части Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 необходимо утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Следовательно, на основании изложенных выше норм, при определении объемов тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме необходимо руководствоваться с 01.06.2017 постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, которым утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, с наружной сетью горячего водоснабжения, в 10-ти этажном МКД, в размере - 0,00075 Гкал на 1 м3 воды.
Возражения истца в апелляционной жалобе, связанные с оспариванием довода ответчика о применении при определении объема тепловой энергии за спорный период норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды при содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом в силу следующего.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Как следует из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно указанной формуле размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определено истцом как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, с наружной сетью горячего водоснабжения, в 10-ти этажном МКД, в размере -0,00075 Гкал на 1м3 воды.
Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности, предварительный сбор от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний сведений, зафиксированных в порядке пункта 38 данных правил (в частности, показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации полученных сведений при установлении нормативов потребления, применение предусмотренных действующих законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении нормативов.
Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306).
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели: в отношении холодной воды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункты "а", "б" пункта 7.1 Правил N 306).
Учитывая, что данный норматив установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", арбитражный суд не нашел правовых оснований для неприменения данного норматива при определении стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Данный вывод суда сделан с учетом имеющейся судебной практики по аналогичной категории дел (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2019 N 309-ЭС18-22785 по делу N А71-14317/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2019 N Ф06-42268/2018 по делу N А57-6169/2018).
Ссылка заявителя жалобы на необходимость применения расчетной величины расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению равный 0,051 Гкал/м3, утвержденный решением Энгельсского муниципального собрания депутатов Саратовской области от 27.12.2004 N 822/51-02, является несостоятельной, поскольку данный норматив установлен для расчета коммунальных услуг в жилых помещениях и не подлежит применению для расчета расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного, применив норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установленный Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме за спорный период составляет 8024 руб. 42 коп.
Надлежащих доказательств, опровергающих установленные материалами настоящего дела обстоятельства, истцом не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отсутствие полной оплаты со стороны ответчика поставленного коммунального ресурса за заявленный период, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований в размере 8024 руб. 42 коп. В остальной части иска судом обоснованно отказано.
Применение норматива полученного истцом расчетным методом создало бы основания для неосновательного обогащения истца, так как указанный норматив не заложен в тариф управляющей компании.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Вместе с тем, судом обоснованно отклонен довод ответчика о неправомерности применения истцом в расчетах повышающего коэффициента, поскольку в спорном периоде коэффициент применяется не к объему потребления коммунального ресурса (нормативу), а к плате за него.
Как отмечено в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13, абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
Ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Норматив потребления коммунальной услуг определяется Правилами N 354, а также Правилами N 306, как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 354, пункт 2 Правил N 306).
Также, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В связи с этим, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на ОДН (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Названная норма предусматривает, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, имеющие установленную законодательством Российской Федерации обязанность оснащения принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в отсутствие обращения потребителя ресурсоснабжающая организация не имеет обязанности и объективной возможности произвести обследование и установить наличие (отсутствие) технической возможности установки индивидуального прибора учета горячей воды.
При этом объем коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в МКД, от применения (неприменения) коэффициента к плате за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не изменяется (Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 года N 310-ЭС18-12316).
Разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов также представлены в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, от 02.06.2017 N 19506-00/04), с учетом которых, повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг, поскольку, его применение при расчете оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Размер платы за водоснабжение, определяемый с учетом повышающего коэффициента, разделяется на две составляющие, первая - оплата ресурса без повышающего коэффициента (оплата за ресурс) и вторая - оплата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента.
Таким образом, с учетом предусмотренных Законом об энергосбережении целей, применение повышающего коэффициента направлено на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку приборов учета и для расчета расхода объемов потребляемого ресурса управляющей компании для целей содержания общедомового имущества применение коэффициента не влияет, поскольку повышающий коэффициент участвует только в расчете размера платы потребителям и увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
Поскольку применение повышающего коэффициента не влияет на объем поставленной тепловой энергии, соответственно, и на объем поставленного ресурса, определяемого по нормативам потребления, без учета повышающего коэффициента не может нарушать прав и законных интересов ответчика.
Факт оказания истцом ответчику в спорный период услуг на указанную сумму и их объем подтвержден материалами дела.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции, действующей с 01.01.2016 г.) Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, истец начислил на образовавшуюся сумму задолженности пени за период с 16.03.2018 по 10.09.2018 в размере 10 537 руб. 87 коп.
Расчет суммы пени, представленный истцом, проверен судом и признан неправильным, поскольку произведен исходя из необоснованно выставленной к оплате ответчику стоимости услуг горячего водоснабжения.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности, начисленных по день фактического исполнения обязательства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку денежное обязательство по оплате потребленной тепловой энергии до принятия решения по делу ответчиком не исполнено, требование о взыскании неустойки по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Произведя расчет неустойки, суд установил, что ее размер за период с 15.03.2018 по 19.09.2018 составляет 2040 руб. 45 коп.
На основании вышеизложенного, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома 186 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с февраля по март 2018 года в размере 8024,42 руб., неустойки с 15.03.2018 по 19.09.2019 в размере 2040 руб. 45 коп., а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2019 года по делу N А57-20837/2018 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2019 года по делу N А57-20837/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20837/2018
Истец: ОАО "Энгельсские городские тепловые сети"
Ответчик: ТСЖ "Полиграфист"
Третье лицо: ГУ ОА СР УВМ МВД России по Саратовской области, ОВМ МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области