г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А56-42252/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Москалец О.Е.,
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39522/2023) Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2023 по делу N А56-42252/2023,
принятое по иску специализированной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории новгородской области" к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области" (далее - истец, Фонд) в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 167 243,18 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, возникшей за период с июля 2020 года по февраль 2023 года, 6 017 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 17.10.2023 исковые требования удовлетворены частично:
с ответчика взыскано 128 332,96 руб. задолженности, 4 617 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на необоснованное взыскание судом задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 16, расположенного по адресу: Новгородская обл., Валдай-3, ул. Горького.
Полагает, что судом не учтено, что приказами от 05.07.2021 N 2081 и от 26.04.2022 N 1143 прекращено право оперативного управления Учреждения на жилые помещения, расположенные в названном доме, данные объекты переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" на основании актов приема-передачи от 06.08.2021 (записи о регистрации права датированы 18.02.2022-21.02.2022). В этой связи, ответчик полагает, что с момента передачи помещений именно ФГАУ "Росжилкомплекс" обязано нести бремя их содержания, в том числе взносить взносы на капитальный ремонт.
Кроме того, ответчик отмечает, что до Учреждения не доводятся лимиты бюджетных средств Министерством обороны Российской Федерации (главным распорядителем), поскольку Учреждение, согласно его Уставу, не уполномочено на содержание объектов Министерства. Содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации относится к функциям ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.01.2024.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал выводы суда первой инстанции, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны, извещенные о дате и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечили, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, квартиры N N 1-10, расположенные в многоквартирном доме N 16 по адресу: Новгородская обл., Валдай-3, ул. Горького, находятся в собственности Российской Федерации.
Указанные помещения в августе 2020 года закреплены на праве оперативного управления за Учреждением, что подтверждается записью о регистрации соответствующего права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 05.07.2021 N 2081 квартира N 6 в спорном многоквартирном доме закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", подписан акт приема-передачи от 06.08.2021.
Право оперативного управления Учреждения на квартиру N 6, согласно выписке из ЕГРН, прекращено 18.02.2022, право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" зарегистрировано 24.02.2022.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.04.2022 N 1143 квартиры NN 1-5, 7-10 переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", о чем также свидетельствует акт приема-передачи от 26.04.2022.
Право оперативного управления Учреждения на помещения N N 1-5, 7-10 прекращено в августе 2022 года, что подтверждается регистрационными записями в ЕГРН о прекращении вещного права.
Постановлением Администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 19.04.2021 N 662 определено, что фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Новгородская обл., Валдай-3, ул. Горького, д. 16, аккумулируется на счете регионального оператора, то есть Фонда.
В обоснование иска Фонд указал на неисполнение Учреждением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, вследствие чего образовалась задолженность в общем размере 167 243,18 руб.
По данным Фонда, долг по уплате взносов в отношении квартир N N 1-5, 7-10 возник за период с июля 2020 года по февраль 2023 года, составил 154 130,94 руб.
Долг по уплате взносов в отношении квартиры N 6 за период с июля 2020 года по февраль 2022 года составил 13 112,24 руб.
Полагая, что Учреждение неправомерно уклоняется от исполнения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с учетом контррасчета, представленного ответчиком.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с минимальным размером взноса на капитальный ремонт, который установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в Новгородской области на период с 2020 по 2023 годы установлены постановлениями Правительства Новгородской области от 14.11.2019 N 456, от 20.11.2020 N 522, от 01.11.2021 N 364 и от 14.10.2022 N 549, соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования жилищного законодательства по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и уплате взносов на капитальный ремонт.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ установлено, что по общему правилу право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Вместе с тем, в отношении объектов недвижимого имущества право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают с момента государственной регистрации таких прав, что соответствует содержанию пункта 1 статьи 131 ГК РФ.
Выписками из ЕГРН подтверждается, что Учреждение владело на праве оперативного управления квартирами N N 1-5, 7-10 в период с августа 2020 года по август 2022 года и квартирой N 6 - с августа 2020 года по февраль 2022 года.
Соответственно, Учреждение, как титульный владелец указанных жилых помещений, имело обязанность по их содержанию, в том числе по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на счет Фонда.
Фондом предъявлена к взысканию задолженность по квартирам N N 1-5, 7-10 за период с июля 2020 года по февраль 2023 года, а по квартире N 6 - за период с июля 2020 года по февраль 2022 года, то есть с учетом периодов, когда Учреждение более не несло обязанности по содержанию спорных жилых помещений.
В этой связи, ответчиком в суде первой инстанции представлен контррасчет задолженности, выполненный исходя из срока владения каждым помещением на праве оперативного управления, согласно которому задолженность составила 128 332,96 руб. (л.д. 18).
Приведенный контррасчет повторно проверен апелляционным судом, признан обоснованным, как по праву, так и по размеру, истцом не оспаривается.
В указанных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным удовлетворение исковых требований в части взыскания с ответчика 128 332,96 руб.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, отклоняются коллегией, как основанные на ошибочном толковании пункта 1 статьи 299 ГК РФ, без учета пункта 1 статьи 131 ГК РФ, норма которого имеет специальный характер.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2023 по делу N А56-42252/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42252/2023
Истец: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ