г. Москва |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А40-60939/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального Казначейства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2019 г. по делу N А40-60939/19, принятое судьей Папелишвили Г.Н
по заявлению Министерства развития инфраструктуры Калининградской области
к Федеральному казначейству
третьи лица: 1) Правительство Калининградской области,
2) Министерство финансов Калининградской области
о признании незаконным представления
при участии:
от истца: |
Орлова Е.А., по дов. от 17.06.2019 |
от ответчика: от третьих лиц |
Биджаев А.Б., по дов. от 13.12.2018 1) не явился, извещен; 2) Хроленко О.С., по дов. от 09.01.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Министерство развития инфраструктуры Калининградской области (далее - заявитель, Министерство развития) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточенным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Федеральному казначейству (далее - ответчик) о признании незаконными пунктов 1-12 Представления от 22.11.2018 N 18-02-02/25085.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2019 требования заявителя удовлетворены в части, признан недействительным пункт 9 представления Федерального казначейства от 22.11.2018 N 18-02-02/25085, в остальной части удовлетворения требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральное Казначейство обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать. Ответчик считает, что нарушение условий, предусмотренных соглашениями в части софинансирования субъектом Российской Федерации расходов за счет средств федерального бюджета в пределах сумм, предусмотренных соглашениями, а за счет средств бюджета субъекта в объеме меньшем, чем предусмотрено соглашениями, является бюджетным нарушением.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов Калининградской области поддержал решение суда первой инстанции, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Правительства Калининградской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральным казначейством на основании приказов от 03.08.2018 N 287п "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области", от 15.08.2018 N 296п "О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 03.08.2018 N 287п "О назначении плановой выездной проверки в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области"" в период с 14.08.2018 по 24.09.2018 в отношении Министерства развития инфраструктуры Калининградской области проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В ходе проверки Федеральным казначейством были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.
В связи с чем, Федеральным казначейством в отношении Министерства развития было вынесено Представление от 22.11.2018 N 18-02-02/25085 о принятии мер по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным представлением Федерального казначейства от 22.11.2018 N 18-02-02/25085, посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему законодательству, Министерство развития инфраструктуры Калининградской области обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктом 9 оспариваемого Представления Министерством развития инфраструктуры Калининградской области не соблюдено условие предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно: не обеспечен уровень софинансирования расходного обязательства за счет средств бюджета Калининградской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 52 233,7 тыс. рублей.
Так, при фактическом кассовом расходе за счет средств федерального бюджета по объекту капитального строительства "Реконструкция автомобильной дороги "Березовка Храброво-Жемчужное", км 2,05-10,65, относящейся к собственности Калининградской области" в сумме 79 642,34 тыс. рублей не обеспечен уровень софинансирования расходного обязательства за счет средств бюджета Калининградской области в сумме 154 832,69 тыс. рублей, в связи с чем, не соблюдены условия соглашения от 11 марта 2016 г. N ФДА 48/23-с.
В качестве финансирования за счет средств Калининградской области в сумме 154 832,69 тыс. рублей по данному объекту направлены средства федерального бюджета по коду бюджетной классификации 016 0409 1220154200 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" "Реализация мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства, включая проекты, реализуемые применением механизмов государственно-частного партнерства, и строительство, реконструкция и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений по решениям Правительства Российской Федерации.
Данные средства федерального бюджета предоставлены в 2015-2016 годах в соответствии с соглашениями о предоставлении в 2015-2016 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Калининградской области на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" от 25.06.2015 и 23.05.2016 N ФДА 48/23-c-l, заключенными Федеральным дорожным агентством с Правительством Калининградской области в лице министра развития инфраструктуры Калининградской области Е.И. Дятловой.
Однако как верно установлено судом первой инстанции, указанными действиями Министерства развития инфраструктуры Калининградской области не были нарушены пункт 3 статьи 132 БК РФ, пункт 8 приложения N 14 к ФЦП (в редакции от 22.02.2016 и от 25.05.2016), раздела V. "Механизм реализации Программы" ФЦП, приложения N 2 к соглашению от 11.03.2016 N ФДА 48/23-с.
Так, Постановление Правительства РФ от 20.04.2016 N 329 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" не содержит прямого запрета направления иных межбюджетных трансфертов Т2 в качестве доли софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий, реализация которых осуществляется с привлечением субсидий из федерального бюджета.
При этом субъект Российской Федерации должен обеспечить достижение значений показателей результативности, предусмотренных соглашениями о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов Т2, заключенными между Федеральным дорожным агентством и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Минфин России в ответ на обращение Росавтодора направил в Минтранс России письмо от 14.03.2019 N 19-02-05/7/17440, в котором указал, что субъекты Российской Федерации в силу ст. 179.4 БК РФ имеют возможность направлять средства, полученные в виде иных межбюджетных трансфертов (ИМБТ), на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, что не является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
При этом Минфин России в целях эффективного использования средств федерального бюджета предложил Минтрансу России внести в существующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие правила предоставления ИМБТ, новое положение о том, что доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, поступающие из федерального бюджета в виде ИМБТ, не могут направляться на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не предусматривает запрета на направление иных межбюджетных трансфертов в качестве доли софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий, реализация которых осуществляется с привлечением субсидий из федерального бюджета суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством развития инфраструктуры Калининградской области нарушений бюджетного законодательства не было допущено, им были соблюдены условия предоставления субсидий из федерального бюджета.
В связи с чем, пункт 9 оспариваемого представления Федерального казначейства от 22.11.2018 N 18-02-02/25085 признан судом не соответствующим бюджетному законодательству обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, так как не опровергают верные выводы суда об отсутствии запрета перенаправлять неизрасходованные суммы, полученные в качестве ИМБТ (в данном случае, полученные по Соглашению N 48/23-С-1 от 25.06.2015), на софинансирование по Соглашению N ФДА 48/23-С от 11.03.2016.
Правомерность такого перенаправления подтверждена и Росавтодором (т.1 л.д.29-30).
В тоже время, судом первой инстанции отказано заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1-8, 10-12 Представления, так как заявитель в нарушение ст.65 АПК РФ не указал, как нарушены его права и законные интересы, учитывая исполнение Представления в указанной части.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2019 г. по делу N А40-60939/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60939/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Федеральное Казначейство
Третье лицо: министерство финансов Калиниградской области, ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ