г. Самара |
|
16 декабря 2019 г. |
А65-18817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С. и Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от Касаткина Александра Сергеевича - не явились,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Олехнович А.М., доверенность от 17.06.2019,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Касаткина Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2019 по делу N А65-18817/2019 (судья Кириллов А.Е.)
по заявлению Касаткина Александра Сергеевича, г.Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав
УСТАНОВИЛ:
Касаткин Александр Сергеевич обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованиями о признании незаконным решения Управления ФНС по Республике Татарстан за N 2.8-19/0143265@ от 30 апреля 2019 года, об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений в отношении Касаткина А.С. как участника ООО "ГТОСПОРТ" имеющего задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, и не истекли три года с момента исключения ООО "ГТОСПОРТ" из ЕГРЮЛ, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции, в качестве второго ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе, Касаткин А.С. просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступили отзывы инспекции и управления налоговой службы на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления налоговой службы просила в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на отсутствие нарушения закона при принятии обжалуемого заявителем решения.
Представители заявителя и второго ответчика участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС N 18 по Республике Татарстан из Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан в отношении ООО "ГТО-СПОРТ" ОГРН 1081690041135 поступили:
- Справка N 1275-0 от 21.06.2017 г. "о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах", согласно которой последняя дата предоставления отчетности 04.06.2012 г.;
- Справка N 1275-С от 21.06.2017 г. "об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов", согласно которой отсутствуют сведения об открытых банковских счетах.
В связи с чем инспекцией было принято решение N 16477 от 30.06.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица юридического лица - ООО "ГТО-СПОРТ" из ЕГРЮЛ с указанием: "в случае, если настоящее решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ГТО-СПОРТ" затрагивает права и законные интересы указанного юридического лица, кредиторов или иных лиц, в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, поименованными лицами не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения может быть направлено соответствующее заявление".
Сообщение о предстоящем исключении ООО "ГТО-СПОРТ" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 26 (640), 2017, часть 2 от 05.07.2017/1172.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 129-ФЗ, в связи с отсутствием требований кредиторов, 23.10.2017 г. государственным регистрационным номером 6171690945123 Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "ГТО-СПОРТ" из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
23.07.2015 заявителем на имя директора ООО "ГТО-СПОРТ" Карягина Д.С. направлено и получено заявление о выходе из состава участников.
03.04.2019 заявителем направлен запрос в УФНС по РТ с требованием об исключении сведений о нем, как об участнике ООО "ГТО-СПОРТ". Решением по жалобе от 30.04.2019 в удовлетворении жалобы отказано, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд РТ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сослался на следующие доводы и обстоятельства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляемый в регистрирующий орган: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации для внесения в Реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Пунктом 7 статьи 23 Закон N 14-ФЗ установлено, что доля или часть доли переходит к обществу, в том числе, с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества.
Согласно пункта 1 статьи 26 Закона N 14-ФЗ участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества. Заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. В случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу (пункт 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ).
Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 14-ФЗ, в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли.
Согласно пункту 6.1. статьи 23 Закона N 14-ФЗ в случае выхода участника из общества в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 94 ГК РФ, пунктом 7 статьи 23 и пунктом 6.1. статьи 23 Закона N 14-ФЗ, именно с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества он перестает быть участником. Следовательно, с даты получения Обществом заявления участника о выходе он утрачивает статус участника общества.
На основании пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" при разрешении споров, связанных с выходом участника из общества, судам необходимо исходить из того, что выход участника из общества осуществляется на основании его заявления, с момента подачи которого его доля переходит к обществу. Временем подачи такого заявления следует рассматривать день передачи его участником как совету директоров (наблюдательному совету) либо исполнительному органу общества (единоличному или коллегиальному), так и работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции.
Положения Закона N 129-ФЗ, устанавливающие перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а также определяющие порядок представления таких документов, призваны обеспечить на основании обращений уполномоченных лиц актуальность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и имеющих особый публичный статус (определение Конституционного суда Российской Федерации от 24.12.2012 N2288-0)
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
По решению регистрирующего органа - Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, 23.10.2017 ООО "ГТО-СПОРТ" исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным номером (ГРН) 6171690945123.
При этом, по состоянию на 23.10.2017 г., согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ одним из участников ООО "ГТО-СПОРТ" являлся Касаткин Александр Сергеевич (ИНН 166000317458).
В соответствии с п. 2 ст. 94 ГК РФ, при подаче участником общества заявления о выходе из общества или предъявлении им требования о приобретении обществом принадлежащей ему доли в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доля переходит к обществу с момента получения обществом соответствующего заявления. Участнику должна быть выплачена действительная стоимость доли в уставном капитале или с его согласия должно быть выдано в натуре имущество такой же стоимости в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом.
Пунктом 7.1. статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Вместе с тем, согласно п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.
Таким образом, заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества, может быть участник общества, которым были представлены все документы, необходимые в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ оспариваемых изменений.
Однако Касаткиным А.С. какие-либо заявления в регистрирующий орган не представлялись, решение об исключении ООО "ГТО-СПОРТ" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего деятельность юридического лица не обжаловалось.
Кроме того, ООО "ГТО-СПОРТ" 23.10.2017 г. утратило свою правоспособность в связи с исключением из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ в сведения об утратившем правоспособность юридическом лице.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовые основания для внесения в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, прекратившего правоспособность, изменений в такие сведения отсутствуют. При этом в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные в ЕГРЮЛ сведения сохраняются.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа может быть признан судом недействительными при одновременном наличии двух групп оснований - не соответствие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае, заявителем не представлено уведомление о выходе из состава общества, надлежащим образом направленное ООО "ГТО-СПОРТ", а также не представлено достаточных доказательств обращения в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ до ликвидации юридического лица.
Заявитель не представил доказательств и доводов, каким образом оспариваемое решение по жалобе УФНС по РТ от 30.04.2019 г. нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не свидетельствуют о том, что заявитель, на момент принятия регистрирующим органом решения об исключении общества из ЕГРЮЛ, вышел из состава его участников. Указанные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2019 г. по делу N А65-18817/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18817/2019
Истец: Касаткин Александр Сергеевич, г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральнойналоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань