9 декабря 2019 г. |
А43-30666/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шикиной Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019
по делу N А43-30666/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 12, стр. 2; ОГРН 1147746651898, ИНН 7728881149) "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области от 27.06.2019 N ПП-4/2019,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" - Пиняковой Е.В. по доверенности от 21.10.2019 N 161 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" в лице "Верхневолжского межрегионального управления ведомственной охраны" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление, уполномоченный орган) от 27.06.2019 N ПП-4/2019.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Управление настаивает на законности оспариваемого предписания, поскольку на основании статьи 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" все работники ведомственной охраны без каких-либо исключений обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Управление о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании приказа Управления от 20.05.2019 N 326 должностные лица Управления в период с 03 по 27 июня 2019 года провели плановую выездную проверку филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны", результаты которой зафиксированы в акте проверки от 27.06.2019 N П-4/2019.
По окончании проверочных мероприятий 27.06.2019 Управление выдало Обществу предписание N ПП-4/2019 об устранении выявленных нарушений: в нарушение статьи 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" 12 работников ведомственной охраны не прошли ежегодный профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность предписания.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" к полномочиям войск национальной гвардии отнесено осуществление в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу пункта 6 Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 660, должностные лица органа государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений подразделением охраны обязательных требований при проведении проверки вправе, в том числе, запрашивать у подразделения охраны документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе учредительные документы, организационно-распорядительные документы (акты), а также гражданско-правовые договоры и иные документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки (с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации); осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы проведения проверок юридических лиц регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" утверждены Положение об организации работы химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы), Инструкция по заполнению учетной формы N 452/у-06 "Направление на химико-токсикологические исследования", Инструкция по заполнению учетной формы 451/у-06 "Справка о доставке биологических объектов на химико-токсикологические исследования", Инструкция по заполнению учетной формы N 454/у-06 "Справка о результатах химико-токсикологических исследований", Инструкция по заполнению учетной формы N 453/у-06 "Журнал регистрации химико-токсикологических исследований", Инструкция по заполнению отчетной формы N 59 "Отчет о работе химико-токсикологической лаборатории наркологического диспансера (наркологической больницы)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2006 N 7544).
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определены Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ).
В силу абзацев 2, 3 статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ на работников ведомственной охраны распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень).
В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение (пункт 7 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н).
Согласно этому же пункту осмотры проводятся 1 раз в год врачами (невролог, оториноларинголог, офтальмолог, дерматовенеролог, хирург), проводятся лабораторные и функциональные исследования (острота зрения, поля зрения, аудиометрия, исследование вестибулярной функции).
Осуществляемая Обществом охранная деятельность непосредственно связана с ношением и применением оружия, что в силу названных выше Перечня работ и требований статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя обеспечить прохождение всеми работниками обязательного ежегодного профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что состоящим в штате филиала ООО "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" 12 работникам в соответствии с возложенными на них трудовыми обязанностями непосредственно не разрешено ношение оружия и его применение.
Законодательство связывает обязанность по ежегодному прохождению профилактических медицинских осмотров не с должностными обязанностями работников, а с работой в ведомстве и службе, которым разрешено ношение оружия и его применение.
Как следует из материалов дела, на момент проведения проверки Управление выявило факт не прохождения 12 работниками Общества (список является приложением к акту проверки) ежегодного профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в соответствии с требованиями пункта 7 Приложения N 2 Перечня.
Согласно информации самого Общества эти работники прошли периодический медицинский осмотр в соответствии с положениями пункта 3.2.2.4 Приложения N 1 Перечня в январе, феврале, марте, апреле и июне 2018 года у врачей невролога и офтальмолога 1 раз в 2 года, а также в марте-июне 2019 года получили справки о прохождении химико-токсикологического исследования по форме N 454/у-06.
Вместе с тем, такое обследование не соответствует требованиям статьи 6 Федерального закона N 77-ФЗ, в связи с чем у Управления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Предписание является законным и обоснованным, исполнимым, что подтверждается фактическим его исполнением заявителем.
Позиция Общества по делу является юридически неверной, основанной на неправильном толковании норм Федерального закона N 77-ФЗ и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 27.06.2019 N ПП-4/2019 выдано уполномоченным органом и соответствует требованиям Федерального закона N 77-ФЗ, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Требования Общества являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 по делу N А43-30666/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела суд относит на заявителя понесенные им по делу судебные расходы.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.09.2019 по делу N А43-30666/2019 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны" в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области от 27.06.2019 N ПП-4/2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30666/2019
Истец: ООО "Транснефть-Охрана"
Ответчик: Управление Федеральной Службы войск национальной гвардии РФ по Нижегородской области
Третье лицо: Куликов Н.С., ООО "Транснефть - Охрана", ООО Филиал "Транснефть-Охрана" "Верхневолжское межрегиональное управление ведомственной охраны"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9687/20
09.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8011/19
07.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8011/19
11.09.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-30666/19
17.07.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-30666/19