г. Москва |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А41-63697/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ДНП "Дачное" (ОГРН: 1105017002947, ИНН: 5017087873) - Марков С.В. представитель по доверенности от 08.04.19 г.
от ДНП "ЛЕСНОЕ" (ОГРН: 1105017002936, ИНН: 5017087866) - Марков С.В. представитель по доверенности от 08.04.19 г.,
от Администрации городского округа Истра Московской области (ИНН 5017015766, ОГРН 1035003055889) - представитель не явился, извещен
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814) - представитель не явился, извещен,
от РОСЛЕСХОЗ (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) - представитель не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977, ИНН 7716642273) - представитель не явился, извещен,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен,
от НП "Дачное"- представитель не явился, извещен,
от НП "Лесное" рассмотрев апелляционную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Дачное", Дачного некоммерческого партнерства "Лесное" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2019 года по делу N А41-63697/19, принятое судьей Кузьминой О.А.,
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Дачное", Дачного некоммерческого партнерства "Лесное" к Администрации городского округа Истра Московской области, третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, РОСЛЕСХОЗ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, НП "Дачное" и НП "Лесное" о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Дачное" (далее- ДНП "Дачное"), Дачное некоммерческое партнерство "Лесное" (далее- ДНП "Лесное" ) обратились в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Администрация) с требованиями:
1. Признать незаконным решение Администрации городского округа Истра от 18.04.2019 N 1330,1331 об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование сроком до пяти лет в соответствии с п. 11 ч.2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков:
- ДНП "Дачное" для ведения садоводства земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 480 м юго-восточнее д. Лисавино, имеющего кадастровый номер 50:08:0040356:239;
- ДНП "Лесное" для ведения садоводства земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 460 м юго-восточнее д. Лисавино, имеющего кадастровый номер 50:08:0040356:238.
2. В порядке ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать Администрацию городского округа Истра Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, а именно предоставить в соответствии с п.11 ч.2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование сроком до пяти лет земельные участки:
- ДНП "Дачное" для ведения садоводства земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 480 м юго-восточнее д. Лисавино, имеющего кадастровый номер 50:08:0040356:239;
- ДНП "Лесное" для ведения садоводства земельного участка площадью 9700 кв.м, расположенного по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 460 м юго-восточнее д. Лисавино, имеющего кадастровый номер 50:08:0040356:238.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, РОСЛЕСХОЗ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, НП "Дачное" и НП "Лесное"
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2019 года по делу N А41-63697/19,, в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 112-114).
Не согласившись с указанным судебным актом, ДНП "Дачное" и ДНП "Лесное" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истцов, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, На территории Истринского района находятся следующие земельные участки: - площадью 9700 кв.м, расположенный по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 480 м юго-восточнее д. Лисавино, с кадастровым номером 50:08:0040356:239; - площадью 9700 кв.м, расположенный по адресу: Истринский муниципальный район, сельское поселение Ермолинское, в 460 м юго-восточнее д. Лисавино, с кадастровым номером 50:08:0040356:238. Данные участки поставлены на кадастровый учет на основании Постановлений Главы Истринского муниципального района Московской области N 38/1 и N 39/1 от 15.01.2008 г. о предварительном согласовании места размещения дачных поселков. 13.02.2019 г. заявители обратились в администрацию о предоставлении участков в безвозмездное пользование в порядке пп. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
18.04.2019 г. в письме N 1030, 1031 администрация ответила отказом
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей истцы обратились в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что ДНП "ДАЧНОЕ" и ДНП "ЛЕСНОЕ" являются дачными партнерствами, а в льготном порядке по правилам п.п. 11 п.2 ст.39.10 ЗК РФ, участки предоставляются для садоводства и огородничества, и имеется спор о праве.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 10.1 Земельного кодекса полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Спорные правоотношения связаны с предоставлением земельных участков для ведения гражданами садоводства (огородничества), в связи с чем нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - закон N 66-ФЗ), поскольку, как указывают заявители, их организации созданы в период действия данного закона. Заявители пояснили, что к данным правоотношениям неприменимы нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 13 закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений были урегулированы статьей 14 закона N 66-ФЗ.
Таким образом, предоставление земельных участков для садоводства производится в особом льготном порядке, регламентированном законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03.06.2016 N 309-КГ16-1219, от 16.04.2015 N 309- ЭС14-6056 и от 21.04.2015 N 309-ЭС14-5958.
Поскольку доказательств обращения членов ДНП "ДАЧНОЕ" и ДНП "ЛЕСНОЕ" в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями и утверждения органом местного самоуправления списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового земельного участка, в материалах дела отсутствуют, суд пришел к выводу, что порядок предоставления земельных участков для целей ведения садоводства в рассматриваемом случае нельзя признать соблюденным.
Соответственно, предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040356:238 и 50:08:0040356:239 под организацию и строительство садоводческого товарищества только по правилам ст. 39.10 ЗК РФ без учета требований Закона N 66-ФЗ неправомерно.
Согласно материалам ДНП "ДАЧНОЕ" и ДНП "ЛЕСНОЕ" создано его учредителями не в той последовательности и не в том порядке, которые определены статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Списочный состав членов товариществ не представлен ни в Администрацию, ни в материалы дела.
Как указывает заинтересованное лицо, список не утверждался органом местного самоуправления, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, не производился.
Заявители указали, что четырех учредителей обоих партнерств они считают членами дачных партнерств.
При этом суд отмечает, что ДНП "ДАЧНОЕ" и ДНП "ЛЕСНОЕ" являются дачными партнерствами, а в льготном порядке по правилам п.п. 11 п.2 ст.39.10 ЗК РФ, участки предоставляются для садоводства и огородничества.
При указанных обстоятельствах предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства исключительно по общим нормам Земельного кодекса Российской Федерации без учета требований Федерального закона N 66-ФЗ нарушает права граждан, претендующих на приобретение образованных земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ.
При этом установленный Федеральным законом N 66-ФЗ порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства и огородничества соответствует принципу целевого назначения земель и принципу дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (подпункты 8 и 10 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку исключает возможность произвольного предоставления земельных участков для указанных целей и вне зависимости от потребности граждан в ведении садоводства.
Сам по себе факт создания партнерств для удовлетворения потребности их четырех учредителей в дачном строительстве не может являться определяющим критерием для правонаделения партнерств земельными участками для указанной цели.
В связи с чем обжалуемый отказ не привел к нарушению прав дачных партнерств.
Кроме того суд отмечает следующее. В ЗК РФ предусмотрен различный порядок предоставления земельных участков в зависимости от того, создана некоммерческая организация гражданами для ведения садоводства или дачного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов предусматривается только в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства.
При этом предоставление земельного участка осуществляется на праве безвозмездного пользования на период разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 4 статьи 39.10 ЗК РФ).
После образования в соответствии с проектом межевания территории садовые земельные участки могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Иной порядок устанавливается для юридических лиц, созданных гражданами для ведения дачного хозяйства.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, таким организациям осуществляется исключительно на торгах по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (пункт 10 статьи 39.11 ЗК РФ).
После образования в соответствии с проектом межевания территории дачные земельные участки также могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Исходя из содержания подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка (под дачное хозяйство) не предоставляет возможность предоставления некоммерческой организации в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка для ведения, в том числе садоводства.
Суд также отмечает, что, по сведения заинтересованного лица, участки имеют наложения на земли лесного фонда. До устранения данного обстоятельства предоставления участков с кадастровыми номерами 50:08:0040356:238 и 50:08:0040356:239 в порядке главы 24 АПК РФ не представляется возможным ввиду наличия спора о праве.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы заявителей об изменениях, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ, является несостоятельной ввиду следующего.
Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Однако какие-либо права на испрашиваемые участки в период до 01.01.2016 г. не регистрировались. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрация правомерно отказала в предоставлении участков с кадастровыми номерами 50:08:0040356:238 и 50:08:0040356:239 в безвозмездное пользование заявителей.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2019 года по делу N А41-63697/19, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63697/2019
Истец: ДНП "Дачное", ДНП "Лесное"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143500, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ИСТРА, ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ, Д. 4, Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, НП "ДАЧНОЕ", ТУ ФАУГИ в МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ