Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2019 г. N 04АП-6215/19
г. Чита |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А58-7972/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плутон-Вита" на решение Арбитражного Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2019 года по делу N А58-7972/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плутон-Вита" (ОГРН 1141447012222, ИНН 1435287128) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2019 N 165-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Плутон-Вита" (далее - заявитель, общество или ООО "Плутон-Вита") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2019 N 165-Ж по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики (Саха) Якутия от 08 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного. Заявитель апелляционной жалобы считает, что Управлением неправомерно применены правила технической эксплуатации жилищного фонда, которые не установлены для аварийных жилых домов.
Общество отмечает, что в том доме, который признали аварийным, и он в скором подлежит сносу, текущий ремонт может быть направлен только на обеспечение нормативов для проживания (это наладка инженерного оборудования и подготовка дома к сезонной эксплуатации), так как, расходы по содержанию аварийного дома увеличиваются, за счет устранения аварий, и поддержания изношенных сетей коммуникации.
Общество настаивает, что его вина в правонарушении отсутствует.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети интернет: http://kad.arbitr.ru, что подтверждается отчётом о публикации определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "Плутон-Вита" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1141447012222.
08.05.2019 N 1423 и 03.06.2019 N1683 в адрес Управления поступили обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Якутск ул. Кузьмина 28, перенаправленное с Управы Гагаринского округа ГО "город Якутск" в котором содержалась жалоба на содержание общедомового имущества многоквартирного дома (придомовая территория, места общего пользования, полы, лестница, инженерные коммуникации, окна, двери, кровля, электропровода).
22.05.2018 руководителем Управления издан приказ N 01-09-1656-19 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Плутон-Вита" с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Кузьмина, дом 28, на основании представления от 21.05.2019.
22.05.2018 обществу вручено уведомление о проведении внеплановой/документарной/выездной проверки 23.05.2019 в 16-00 по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. Кузьмина, д. 28.
18.06.2019 должностным лицом административного органа по результатам документарной проверки составлен акт проверки N 08-01-614-19-Ж, в котором отражено: ООО "Плутон-Вита", ответственное за содержание жилого дома, расположенного по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. Кузьмина, д. 28, на основании договора на оказание жилищных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома б/н от 08.02.2019, допустило содержания и ремонта жилого дома, а именно:
- ненадлежащее содержания крыши многоквартирного дома, неисправное состояние кровли чердачного помещения, а именно местами имеются зазоры и просветы, отмечается недостаточный напуск друг на друга, отсутствие части конька, неплотное сопряжение между вентиляционным шахтой и кровлей, что не соответствует требованиям п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 г. N 491;
- отсутствие вторых входных многоквартирного дома, что не соответствует требованиям п. 4.7.1., п. 4.7.2. Правил и эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, п. 13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 г. N 491;
- ненадлежащее содержание окон многоквартирного дома, во 2-м подъезде отсутствует второе остекление, не проведена влажная уборка окон, что не соответствует требованиям п.4.7., 4.7.8, п. 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, п. 9, п. 13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержание общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства ИФ от 13.08.2016 г. N 491, п.4.8.14. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, п. 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491;
- наличие мусора на придомовой территории многоквартирного дома, на придомовой территории многоквартирного дома установлено наличие твердо-бытовых отходов (бумага, одежда, окна, бутылки и т.д.), что не соответствует требованиям п. 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "г" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 г. N 491;
- ненадлежащее содержание электропроводов многоквартирного дома, ООО "Плутон- Вита" производит эксплуатацию электропроводов, проведенных по стенам подъезда вышеуказанного дома, с видимыми нарушениями изоляции, о чем свидетельствует отсутствие изоляции в местах соединение электропроводов, п. 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РО от 03.04.2013 г. N 290, пунктов 2.6.2, 4.18.15, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.200 3 г. N 170, пп. б, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491;
- ненадлежащее содержания пола в местах общего пользования, на 1 -м этаже лестничной клетки наблюдается разрушение, деформация, прогибы, зыбкость, уклон полов составляет более 20 градусов. Неравномерная осадка фиксируется в сторону квартир, что является нарушением требований п.4.4.1, п.4.4.3 травил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, п. 12 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства БФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирное доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491.
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном дом не оборудовано и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещения и жилой дом и выходе из них, не обеспечено удобство и безопасность передвижения и размещения;
- ненадлежащее содержания лестницы в местах общего пользования, выявлены неплотное прилегание площадок и маршей, уклон, деформации, прогибы, повреждения несущих во всех подъездах, что не соответствует требованиям п.4.8.1., п.4.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п. 8 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13.08.2016 N 491;
- ненадлежащее содержание конструкции фундамента многоквартирного дома, ограждение цоколя (завалинка), фундамента жилого дома разрушена, водоотливные доски ограждения цоколя отсутствуют, что не соответствует требованиям п. 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, абз. "з" п. 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 N 491.
Обществу выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства от 18.06.2019 N 08-02-196- 19-Ж.
Законному представителю общества Борисовой Е.К. вручено уведомление от 18.06.2019 N 08-04-1776-19 о составлении протокола по факту нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. Кузьмина, д. 28, по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 24.06.2019 в 09-30 часов по адресу: город Якутск, улица Аммосова, дом 8, каб. 420.
24.06.2019 главным специалистом отдела лицензионного контроля и надзора за
содержанием жилого фонда Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Тарабукиной Д.И. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-465-19 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Протокол составлен в присутствии законного представителя общества Борисовой Е.К.
28.06.2019 законному представителю общества Борисовой Е.К. административным органом вручено определение от 25.06.2019 N 02-03/144 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.07.2019 в 11 часов 40 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427.
Рассмотрение протокола об административном правонарушении от 24.06.2019 и материалов проверки в отношении общества состоялось 02.07.2019, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
05.07.2019 руководителем Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) Чусовской Н.Г. вынесено постановление N 165-Ж в полном объеме о признании виновным ООО "Плутон-Вита" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "Плутон-Вита", не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно оценил выявленные нарушения как ненадлежащее соблюдение жилищного законодательства, правил содержания и ремонта жилых домов.
Суд апелляционной инстанции оценив материалы дела не находит законных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
Из содержания данной статьи следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Плутон-Вита" выступает в качестве лица, ответственного за содержание общего имущества в жилом доме, находящемся по адресу: г. Якутск, ул. Кузьмина, дом 28, и является субъектом административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Общество, согласно пункту 2 договора на оказание жилищных услуг по обслуживанию многоквартирного дома по адресу: г. Якутск ул. Кузьмина 28, б/н от 08.02.2019, обязалось выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, правилами предоставления жилищных услуг.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 3.3 указанного выше постановления от 17 февраля 2011 года N 11, отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Из текста оспариваемого постановления следует, что ООО "Плутон-Вита" вменяется нарушение пунктов 1, 7, 8, 12, 13, 20, 23, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, абз. "з", "г" пункта 11, пунктов 13, 14 Правил N 491, пунктов 2.6.2, 4.4.1, 4.4.3, 4.7, 4.7.1., 4.7.2, 4.8.1, 4.8.3, 4.8.14, 4.18.15, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170.
Так, пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых в отношении всех видов фундаментов, в том числе, проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; определение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов.
Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в том числе, проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 8 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление прогибов несущих конструкций, нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки, врубок в конструкции лестницы, а также наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 12 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, выполняемых целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения.
Пунктом 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе мытье окон.
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен перечень работ, по содержанию придомовой территории в теплый период года, в ом числе: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
На основании пункта 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1 Правил N 170).
Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (пункт 4.4.3 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей (пункт 4.7.1 Правил N 170).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1 Правил N 170).
При прогибах лестничных маршей и площадок, превышающих допускаемые нормы (в случае увеличивающейся деформации), работники организации по обслуживанию жилищного фонда должны усиливать несущие элементы лестниц (по проекту), предварительно приняв меры по безопасности эксплуатации лестниц (пункт 4.8.3 Правил N 170).
Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями (пункт 5.6.1 Правил N 170).
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природноклиматических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункт 13 Правил N 491).
Согласно пункту 14 Правил N 491 результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений). Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе заявлениями гр. Мурашевой Е.Ф. от 06.05.2019, 29.05.2019, актом проверки от 18.06.2019 N 08-01-614-19-Ж, протоколом об административном правонарушении от 24.06.2019 N 08-07-465-19 подтверждается, что общество, являясь лицом, на которое возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Якутск, улица Кузьмина, дом 28, допустило нарушение законодательства в сфере жилищных правоотношений, а именно нарушение правил и норм, регулирующих содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений.
Указанные выше обстоятельства зафиксированы административным органом, установлены судом, полностью подтверждаются материалами дела и свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.22 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Каких-либо объективных причин невозможности соблюдения обществом правил и норм, регулирующих содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась ни административным органом, ни судом не установлено.
Являясь специализированной организацией по эксплуатации жилищного фонда и лицом, обеспечивающим сохранность, управление, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома для сохранения и повышения его потребительских качеств в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, принимая на обслуживание многоквартирный дом, возлагает на себя бремя ответственности за содержание его общего имущества в течение всего периода управления и действия договора.
Вина общества в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушений и выполнения, возложенных на него Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 170, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что указанное свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Довод заявленные обществом в апелляционной жалобе о том, что Управлением применены нормы технической эксплуатации жилищного фонда, где не прописаны, что они должны применяться для аварийных жилых домов, подлежат отклонению.
Требования минимального перечня услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, обязателен для всех лиц, отвечающих перед собственниками за управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы общества о том, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, признается несостоятельными, направленными на уклонение от административной ответственности за содеянное, сам по себе факт нахождения дома в аварийном состоянии и не проведения ремонта не может служить основанием для освобождения общества от ответственности ввиду законодательно установленной обязанности общества по обеспечению жильцов нормативными условиями для проживания.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, сроки сноса дома не установлены, как указывает сам заявитель, аварийный жилой дом должен войти в программу расселения до 2025 года.
В доме в настоящее время проживают жильцы, в связи с чем ООО "Плутон -Вита", получая от жителей плату за содержание и ремонт дома обязано принимать меры, направленные на обеспечение безопасного и благоприятного проживания в нем граждан.
Таким образом, ООО "Плутон-Вита" в силу уставной деятельности и обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома, обязано оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в исключительных случаях незамедлительно устранять выявленные нарушения.
Суд апелляционной инстанции, существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установил.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом характера совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также учитывая, что неисполнение заявителем возложенных на него обязанностей может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для уменьшения суммы наложенного на общество административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для квалификации противоправного деяния общества в качестве малозначительного и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 октября 2019 года по делу N А58-7972/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25843/2023
Должник: ООО "ПАЛИТРА"
Кредитор: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, Колодкин Павел Викторович, ООО "ПАЛИТРА-СЕРВИС", ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
Третье лицо: Казанцева Вера Александровна, ААУ "ЦФОПАК", ИП Семенов Георгий Владимирович, Каканов Константин Владимирович