г. Самара |
|
18 декабря 2019 г. |
А65-11407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С. и Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от УФК по Республике Татарстан - Вориков В.М., доверенность от 03.07.2019,
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан - Гайнутдинова С.М., доверенность от 19.08.2019, Сафина Г.Т., доверенность от 18.02.2019,
от Федеральной службы государственной статистики (Росстат) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2019 по делу N А65-11407/2019 (судья Хамитов З.Н.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан,
к Управлению Федерального Казначейства по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора - Федеральной службы государственной статистики (Росстат) г.Москва,
о признании частично незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Татарстан, о признании незаконными пунктов 1, 5, 6, 7, 8, 13 Представления УФК по РТ от 27.02.2019 N 11-22-10/1167, вынесенного по результатам плановой проверки соблюдения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602839488, ИНН 1654004245) (далее Татарстанстатом) бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении бюджетного процесса за 2017 год (далее Представление), в связи с их несоответствием бюджетному законодательству РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены частично, суд первой инстанции признал незаконными пункты 5 и 13 обжалуемого представления, в удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
УФК по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительными п. 5, 13 представления, принять по делу новый судебный акт.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительными п. 1, 6, 7 и 8 представления, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседание представитель УФК по Республике Татарстан доводы своей апелляционной жалобы поддерживал в полном объеме, представил отзыв на апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан доводы своей апелляционной жалобы поддерживал в полном объеме, представил отзыв на апелляционную жалобу УФК по Республике Татарстан.
Представитель Федеральной службы государственной статистики участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв, в котором оставляет разрешение доводов апелляционных жалоб УФК по РТ и Татарстанстата на усмотрение суда.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан (далее - УФК по РТ) от 16.11.2018 N 320 "О назначении плановой выездной проверки в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан" (далее - Приказ) в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (далее - Заявитель) в период с 19.11.2018 по 28.12.2018 проводилась плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении бюджетного процесса за 2017 год.
04.03.2019 Заявителем было получено представление УФК по РТ от 27.02.2019 N 11-22-10/1167 (далее - Представление) по результатам плановой проверки соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении бюджетного процесса за 2017 год.
Не согласившись с пунктами 1, 5, 6, 7, 8 и 13 представления, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд РТ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктами 3, 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) рабочий план счетов субъекта учета, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики субъектом учета, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).
Счет 40 160 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, а именно, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего).
Обязательства, неопределенные по величине и (или) времени исполнения, в том числе обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на указанные выплаты, подлежат отражению на счете 040160000 "Резервы предстоящих расходов".
Суд первой инстанции обосновано отклонил доводы Татарстанстата по нарушениям, указанным в пунктах 1,6,7 и 8 Представления, не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки.
По пункту 1 Представления.
В своем заявлении Татарстанстат указал, что нарушение, указанное в пункте 1 Представления не относится к периоду проверки, указанному в приказе. Согласно пункту 2 приказа темой и периодом проверки являлось соблюдение Татарстанстатом бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении бюджетного процесса за 2017 год.
Проведенной проверкой выявлено, что по состоянию на 01.01.2017 резервы предстоящих расходов (счет 1 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов") не сформированы, по строке 626 Баланса (ф.0503130) на 01.01.2017 сумма сформированных резервов составляет 0,00 рублей, а также отсутствует в Главной книге (ф. 0504072) по состоянию на 01.01.2017.
В соответствии с пунктом 1 раздела II Учетной политики Татарстанстата счет 1.401.60.000 "Резервы предстоящих расходов" формируется последним рабочим днем отчетного периода на основании информации, представленной административным отделом, содержит резерв предстоящих расходов на оплату компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование.
30.11.2018 Татарстанстатом представлен расчет резерва предстоящих расходов (счет 1 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов"), сформированных по состоянию на 01.01.2017 на общую сумму 8 768 926,30 рубля, из них: резерв на оплату отпусков (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время) в размере 6 734 966,44 рубля; резерв на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенные обязательства по перечислению страховых взносов) в размере 2 033 959,86 рубля.
Согласно пояснению начальника Финансово Экономического Отдела (ФЭО) Л.А. Панковой:
"Поясняю, что на 2017 год резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время и компенсаций за неиспользованный отпуск работникам Татарстанстата, включая платежи по страховым взносам с указанных сумм, не формировался и, следовательно, не был отражен в учете. Фактически сумма резерва предстоящих расходов на оплату отпусков по состоянию на 31.12.2016 была рассчитана 30.11.2018. Копии документов прилагаются.
Резерв отпусков за фактически отработанное время и компенсаций за неиспользованный отпуск работникам Татарстанстата, включая платежи по страховым взносам с указанных сумм, на 2018 год рассчитан и отражен в учете 31.12.2017".
Таким образом, в бухгалтерском учете на 01.01.2017 не сформирована полная и достоверная информация о деятельности Татарстанстата и его имущественном положении: в регистрах бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2017 не сформирован резерв предстоящих расходов (счет 040160000) при наличии фактических условий для его формирования, что привело к искажению бухгалтерской отчетности, а именно строки 626 "Резервы предстоящих расходов (040160000) Баланса (код формы по ОКУД 0503130) в сумме 8 768 926,30 рубля. Кроме того, пунктами 3, 11.1, 13, 14 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина Россииот 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), установлено, что в состав бюджетной отчетности включается Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета(ф. 0503130).
Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Показатели отражаются в Балансе (ф. 0503130) в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и конец отчетного периода (графы 6, 7, 8).
В графах "На начало года" показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом изменений показателей вступительного баланса, отраженных в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Следовательно, при заполнении и формировании вышеуказанного отчета за 2017 год заполнение графы "на начало года" является обязательным, и, как факт, относится к проверяемому периоду, то есть 2017 году.
Баланс (ф. 0503130) в составе бюджетной отчетности за 2017 год предоставлен Татарстанстатом в Росстат 05.02.2018 на электронный адрес "Gornostaeva@gks.ru@".
По пункту 6 Представления.
Татарстанстатом, при предоставлении бюджетной отчетности, не указана кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2017 по счету 1.303.05 на общую сумму 4 405,05 рублей.
Проведенной проверкой выявлено, что по состоянию на 01.01.2017 в Татарстанстате числилась кредиторская задолженность в общей сумме 4 405,05 рублей, которая не отражена в Балансе (ф.0503130) и отчете "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (ф.0503169).
17.01.2017 Татарстанстатом произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду по КБК 157 0113 1590190019 852, где в платежных поручениях в поле 107 "Показатель налогового периода" (крайний срок уплаты, установленный в требовании об уплате налогов, сборов, в формате "ДД.ММ.ГГГГ") указан 4 квартал 2016 года, в поле 108 - "Номер документа" (номер требования об уплате налога, страхового взноса, сбора) указан N 1, в поле 109 "Дата требования налогового органа об уплате налога, страхового взноса, сбора" - 31.12.2016.
Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа на общую сумму 4 405,05 рубля КБК 157 0113 1590190019 852 изменено на КБК 157 0113 15901 90019 853.
Как следует из представленных ответчиком в отзыве на иск таблиц, Татарстанстат оплатил налог за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2016 года по КБК 0113 15901 90019 853 в общей сумме 4 405,05 рублей, которая является кредиторской задолженностью.
Следовательно, в Балансе по строке 515 "Расчеты по иным платежам в бюджет (030305000, 030312000, 030313000)" и в отчете "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" по строке 0113 15901 90019 853 на начало 2017 года должна быть указана кредиторская задолженность в общей сумме 4 405,05 рублей. Согласно пояснению начальника ФЭО Л.А. Панковой:
"Поясняю, что кредиторская задолженность по оплате сбора за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4405,05 рублей по состоянию на 01.01.2017 года не отражена в форме бюджетной отчетности N 0503169, так как фактически сумма за 4 квартал 2016 года была начислена в апреле 2017 года. Оплата за 4-ый квартал был произведена 19.01.2017 на основании предварительного расчета в сумме аналогичной сумме за 3-ий квартал. Считаю, что оплата произошла преждевременно, так как фактическая сумма расчета по итогам 2016 года стала известна только в марте 2017 года при составлении декларации. Следовало сначала произвести расчет платы к декларации за 2016 год, а затем перечислить платеж. Начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2018 года будет производиться в 2019 году до 10 марта с учетом данных по расчету к декларации, после чего будет перечислен платеж".
Пунктом 18 раздела Инструкции N 191н указано, что по строке 515 Баланса отражается сумма остатков по счетам 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет", 030312000 "Расчеты по налогу на имущество организаций", 030313000 "Расчеты по земельному налогу".
Пунктом 167 Инструкции N 191н указано, что в графе 1 отчета "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде по кредиторской задолженности - счета 020500000 "Расчеты по доходам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами" (по счетам 030402000 "Расчеты с депонентами", 030403000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами". Номера счетов бюджетного учета, отражаемые в графе 1, должны содержать а в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации, действующие в отчетном периоде. Коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета отражаются со значением "ноль".
В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
По пункту 7 Представления.
Татарстанстатом в бюджетной отчетности не указана кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018 по счету 1.303.05 на общую сумму 7 131,30 рублей.
Проведенной проверкой выявлено, что по состоянию на 01.01.2018 в Татарстанстате числилась кредиторская задолженность в общей сумме 7 131,30 рублей, которая не отражена в Балансе (ф.0503130) и отчете "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (ф.0503169).
Как следует из таблиц, представленных в отзыве ответчика, по налогу за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год сформирована дебиторская задолженность в общей сумме 2 629,87 рубля, а также кредиторская задолженность в общей сумме 7 131,30 рублей.
Однако кредиторская задолженность в общей сумме 7 131,30 рубля сторнирована с помощью бухгалтерских справок, а именно: бухгалтерская справка от 31.12.2017 N 247:
Дебет 1 401.20 "Расходы текущего финансового года" - Кредит 1.303.05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"; бухгалтерская справка от 31.12.2017 N 280:
Дебет 1 401.20 "Расходы текущего финансового года" - Кредит 1.303.05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
По данным таблицы представленной ответчиком видно, что с помощью бухгалтерских справок от 31.12.2017 N 247 и N 280 кредиторская задолженность в общей сумме 7 131,30 рублей обнуляется.
Таким образом, в Балансе по строке 515 "Расчеты по иным платежам в бюджет (030305000, 030312000, 030313000)" и в отчете "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" по строке 0113 1590190019 853 на 01.01.2018 должна быть указана кредиторская задолженность в общей сумме 7 131,30 рубля.
Согласно пояснению начальника ФЭО Л.А. Панковой:
"Бухгалтерской справкой N 247 от 31.12.2017 года отражены проводки по начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2017 года: Д401.20 К303.05 - на сумму 7131,30 рублей, а также проводки по начислению платы (сторно) Д401.20 К303.05 на сумму -1978,05 рублей. Предположительно, сторнирующими проводками произвели корректировку начисленных платежей за негативное воздействие по итогам 2017 года в разрезе районов с учетом начислений за предыдущие кварталы 2017 года.
В 2017 году 31 декабря были оформлены бухгалтерские справки N 280 по начислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2017 года на сумму 7131,30 рублей с отражением сторнирующих проводок Д401.20 КЗ03.05. В результате проведения данных операций была уменьшена сумма кредиторской задолженности, что отразилось на показателе в форме 0503169 годовой бюджетной отчетности за 2017 год. В 2018 году вышеуказанные проводки были вновь проведены в январе 2018 года, то есть кредиторская задолженность была восстановлена. С какой целью были сделаны данные проводки, пояснить затрудняюсь, так как в этот период времени не работала в Татарстанстате".
В пункте 18 Инструкции N 191н указано, что по строке 515 Баланса отражается сумма остатков по счетам 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет", 030312000 "Расчеты по налогу на имущество организаций", 030313000 "Расчеты по земельному налогу".
В пункте 167 Инструкции N 191н указано, что в графе 1 отчета "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде по кредиторской задолженности - счета 020500000 "Расчеты по доходам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами", 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 030400000 "Прочие расчеты с кредиторами" (по счетам 030402000 "Расчеты с депонентами", 030403000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами". Номера счетов бюджетного учета, отражаемые в графе 1, должны содержать в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета коды бюджетной классификации, действующие в отчетном периоде. Коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета отражаются со значением "ноль".
В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его W деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
По пункту 8 Представления.
Татарстанстатом в бюджетной отчетности в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) Татарстанстата за 2017 год по строке 090 по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" отсутствуют данные на начало года и на конец отчетного периода. При этом согласно оборотно-сальдовой ведомости по забалансовому счету 09 на начало 2017 года числилось 76 единиц имущества, на конец 2017 года - 59 единиц имущества.
Согласно пункту 332 Инструкции N 157н на забалансовых счетах учреждением учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество; имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению) и т.п.); материальные ценности, учет которых согласно Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства, стоимостью до 3000 рублей включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
Согласно пункту 349 Инструкции N 157н забалансовый счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.
Учетной политикой Татарстанстата не установлен исчерпывающий перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09. Также, не определено в какой оценке материальные ценности учитываются на забалансовом счете 09 - в условной (1 штука - 1 рубль) или по фактической цене приобретения материальных ценностей.
Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.
Татарстанстатом к проверке представлена оборотно-сальдовая ведомость по забалансовому счету 09 за 2017 год.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по забалансовому счету 09 в 2017 году в Татарстанстате автошины, автосигнализации, автоаккумуляторы, колесные диски, датчики давления шин с радиопередающим устройством учитывались по количеству единиц.
Согласно статье 12 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению в валюте Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Инструкции N 191н бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Согласно пункту 20 Инструкции N 191н, Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, в том числе по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (код строки 090).
Согласно пояснениям ведущего специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Татарстанстата Л.И. Самигуллиной:
"Аналитический учет по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" ведется в Карточке количественно- суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества, транспортных средств по видам материальных ценностей и их количеству, что и отражено в Учетной политике Татарстанстата. К забалансовому счету 09 может быть введена аналитика, которая закрепляется в Учетной политике. Учет запасных частей по стоимости их приобретения или в условной оценке также зависит от того, что будет прописано в Учетной политике".
Таким образом, доводы заявителя по вышеуказанным пунктам не основаны на нормах закона, следовательно, требования о признании недействительными изложенных пунктов удовлетворению не подлежат
В части требования о признании незаконными пунктов 5 и 13 Представления суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По пункту 5 Представления указано, на нарушение Татарстанстатом в виде не предоставления бюджетной отчетности в отчете "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" в сумме 12 537,00 рублей. В графе 2 раздела 2 "Сведения о просроченной задолженности" (ф.0503169) при фактическом указании данной суммы в графе 11 раздела 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности".
Как следует из пояснений заявителя, Татарстанстатом сформирована и своевременно представлена годовая отчетность согласно указаний из письма Росстата от 15.01.2018 N ИМ-14-5/78-ТО о предоставлении бюджетной отчетности за 2017 год.
Отчетность за 2017 год представлена в строгом соответствии с требованиями к заполнению форм бюджетной отчётности, перечисленным в письме Федеральной службы государственной статистики от 15.01.2018 N ИМ-14-5/78-ТО (далее - Письмо), согласно которому в подсистему "Учет и Отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) выгружается без раздела 2 "Сведения о просроченной задолженности". В соответствии с Письмом показатели в формах бюджетной отчетности за 2017 год, представленные в подсистеме "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет", должны соответствовать показателям годовой бюджетной отчетности за 2017 год, представляемым на бумажном носителе. Помимо этого, Заявителем дополнительно были даны пояснения по поводу просроченной дебиторской задолженности и причин её образования в Разделе "Иная информация" Пояснительной записки к годовой бюджетной отчётности за 2017 год (ф.0503160).
Кроме того, согласно пункту 10.8 совместного Письма Минфина России N 02-06-07/6076 и Казначейства России N 07-04-05/Шб48 от 02.02.2018 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчётности, сводной бухгалтерской отчётности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2017 год" раздел 2 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) должен заполняться только по показателям задолженности 1 млн. рублей и более.
На дату заполнения бюджетной отчетности задолженность Татарстанстата составляла 12537, 00 рублей, то есть менее 1 млн. рублей.
В Федеральное Казначейство бюджетная отчетность представляется путем загрузки в подсистему "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет".
Согласно требованиям вышеуказанных совместных писем Минфина и Казначейства России, загрузка Сведений в подсистему "Учет и отчетность" проводилась без раздела 2. Татарстанстат дополнительно указал по поводу просроченной дебиторской задолженности и причин ее образования в Разделе "Иная информация" Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности за 2017 год (ф.0503160).
Кроме того, Федеральным казначейством в подсистеме "Учет и отчетность" установлено контрольное соотношение (внутридокументальный контроль), которое формирует тип ошибки "Арифметическая", комментарий - "Раздел 1 Сведений ф. 0503169 заполняется в разрезе контрагентов по показателям свыше 1 млн. руб."
Доказательств иного ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того суд соглашается что нарушения указанное в пункте 13 Представления также отсутствует по следующим основаниям.
В ходе контрольно-ревизионного мероприятия должностным лицам УФК по РТ были даны пояснения о том, что в авансовом отчете N 000000328 от 28.07.2017 не указаны номер и дата расходного кассового ордера в связи с тем, что подотчётным лицом до выдачи под отчет, то возникшая разница (перерасход) погашается при условии, что авансовый отчет утвержден руководителем учреждения.
После утверждения авансового отчета N 000000328, по расходно-кассовому ордеру N 137 от 31.07.2017 Кузнецов П.А. получил денежные средства в сумме 2987,90 рублей, из которых 1147,90 рублей - перерасход по авансовому отчету N 000000328 от 28.07.2017 и 1840 рублей - на приобретение товарно-материальных ценностей согласно служебной записки от 28. перерасхода была представлена служебная записка с визой руководителя о выдаче подотчётной суммы на хозяйственные расходы. На основании указанного документа подотчётному лицу была выдана сумма с учетом имевшегося перерасхода.
А именно, в ходе проверки УФК по РТ указало, что на лицевой стороне авансового отчета N 000000328 от 28.07.2017 в графе "Кассовый ордер" в разделе "Сведения о внесении остатка, выдаче перерасхода" не внесены сведения о номере и дате расходного кассового ордера или платежного поручения, подтверждающего выбытие денежных средств для выдачи перерасхода подотчетного лицу.
Исходя из показателей авансового отчета N 000000328 от 28.07.2017 видим следующее: материально-ответственное лицо Кузнецов П.А. получил денежные средства в сумме 3800 рублей, приобрел товарно-материальные ценности на сумму 4947,90 рублей и перерасход составил 1147,90 рублей.
Согласно п.216 Приказа Министерства финансов Российской федерации от 1 декабря 2010 N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" в случае, если понесенные подотчетным лицом расходы превышают сумму, выданную ему 07.2017
Бухгалтерский учет в Татарстанстате ведется с помощью программного продукта 1С: Бухгалтерия и авансовые отчеты также формируются с применением этой автоматизированной системы.
Таким образом, при формировании авансового отчета от 28.07.2017 автоматизированным способом отражение в этом же авансовом отчете возмещения суммы перерасхода, полученной 31.07.2017, практически не предоставляется возможным, т.к. документ (авансовый отчет) уже сформирован 28.07.2017 и утвержден руководителем.
В следующем авансовом отчете Кузнецова П.А. от 14.08.2017 N 000000343 в строке "предыдущий аванс (остаток/перерасход)" указана сумма перерасхода по авансовому чету N 000000328 - 1147,90 рублей, что предусмотрено формой авансового отчета ф.0504505.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в отношении формирования авансового отчета автоматизированным способом четко выразило свою позицию в письме от 23.12.2016 N 02-07-10/77837.
Таким образом, суд первой инстанции считает правомерно признал недействительными пункты 5, 13 Представления Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан от 27.02.2019 N 11-22-10/1167, вынесенного по результатам плановой проверки соблюдения Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602839488, ИНН 1654004245) бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении бюджетного процесса за 2017 год.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным в части признания недействительными пунктов 1, 6, 7 и 8 и подлежит удовлетворению в части пунктов 5 и 13 предписания.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 г. по делу N А65-11407/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11407/2019
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Федеральная служба государственной статистики (Росстат)