город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А01-1296/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
внутренних дел по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 08.10.2019 по делу N А01-1296/2019 (судья Хутыз СИ.)
по иску некоммерческой организации "Адыгейский республиканский фонд
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее -истец, НО "АР фонд капремонта МКД") обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея (далее - МВД по РА, ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 31.12.2017 в размере 784 517,18 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.10.2019 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 449 727,53 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не принял довод об отсутствии договорных взаимоотношений о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между сторонами. У ответчика отсутствовала возможность пользования денежными средствами для оплаты денежных обязательств, поскольку они не были санкционированы финансовым органом.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, МВД по РА является собственником жилых помещений общей площадью 4 291,2 кв.м, расположенных в многоквартирных домах (далее - МКД) согласно перечню по адресам: Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Пржевальского,2, помещения 1-72; Тахтамукайский район, п.Энем, ул.Чкалова, 24/4, помещения 23,14,16; Кошехабльский район, а.Кошехабль.ул.Джаримова, 6, помещение 5; Майкопский район, п.Краснооктябрьский, ул.Школьная, 6, помещение 11.
Указанные жилые помещения являются собственностью Российской Федерации и находятся в оперативном управлении МВД по РА, что подтверждается имеющимися в деле выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Истец в соответствии с частью 1 статьи 169 и частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации произвел расчет начислений по взносам на капитальный ремонт, исходя из установленного в соответствующий период минимального размера взноса, что за период с 01.10.2014 по 31.12.2017 составило 784 517 рублей 18 копеек.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 12.11.2018 исх.N 18-583 с требованием оплатить задолженность. Поскольку ответчик оплату не произвел, НО "АР фонд капремонта МКД" обратилась в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в 3 праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статей 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. Право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества.
Следовательно, являясь владельцем жилых помещений на праве оперативного управления, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Правительством Республики Адыгея утверждена "Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы". Указанная программа размещена в газете Советская Адыгея от 15.01.2014.
Таким образом, обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений МКД на территории Республики Адыгея возникла с октября 2014 года.
В целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Республики Адыгея, постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.07.2013 N 165 была создана Некоммерческой организации "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" -Региональный оператор.
Многоквартирные жилые дома расположенные по адресам: Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Пржевальского,2, помещения 1-72; Тахтамукайский район, п.Энем, ул.Чкалова, 24/4, помещения 23,14,16; Кошехабльский район, а.Кошехабль.ул.Джаримова, 6, помещение 5; Майкопский район, п.Краснооктябрьский, ул.Школьная, 6, помещение 11, включены в Перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках 4 краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Адыгея на 2014-2043 годы".
Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Адыгея, составляет: на 2014 год 4 рубля 10 копеек на 1 кв.м общей площади помещений МКД не оборудованных лифтом; на 2015 год 4,35 рубля на 1 кв.м общей площади помещений МКД не оборудованных лифтом; на 2016 и 2017 года 4,93 рубля на 1 кв.м общей площади помещений МКД не оборудованных лифтом; на 2018 год 5,18 рублей на 1 кв.м общей площади помещений МКД не оборудованных лифтом.
В период с 01.10.2014 по 31.12.2017 исходя из площади принадлежащих ответчику помещений 4 291,20 кв.м, задолженность по взносам на капитальный ремонт составила 784 517,18 руб.
Ответчиком обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт не исполнена, указанное обстоятельство МВД по РА не оспаривало, как и наличие площади жилых помещений. Ответчиком возражений в части порядка определения размера взносов на капитальный ремонт, примененных ставок и площади нежилого помещения, не заявлено. Контррасчета не представлено.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявило о пропуске срока исковой давности.
Как установлено статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Расчет задолженности за период с 24.03.2016 по 31.12.2017, произведенный судом первой инстанции с учетом применения срока исковой давности, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным, в связи с чем требования истца о взыскании задолженности за период с 24.03.2016 по 31.12.2017 в размере 449 727,53 руб. правомерно удовлетворены. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Расчет задолженности с учетом применения срока исковой давности арифметически не оспорен. Контррасчет не представлен.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии договорных взаимоотношений о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между сторонами подлежит отклонению, так как не влияет на обязанность по уплате взносов, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2015 заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта не требуется.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.10.2019 по делу N А01-1296/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1296/2019
Истец: Некоммерческая организация "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многквартирных домах", НО "АР фонд КРОИ в многоквартирных домах"
Ответчик: Министерство внутренних дел по Республике Адыгея