г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А56-80937/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Межитов А.Р. (доверенность от 05.02.2019)
от ответчика: Мыльников Г.В. (доверенность от 01.07.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33806/2019) ООО "Траст Лес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 по делу N А56-80937/2019 (судья Варенникова А.О.), принятое по иску Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" к ООО "Траст Лес" об обязании провести мероприятие по очистке земель лесного фонда,
установил:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - истец, Учреждение, ЛОГКУ "Ленобллес") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Траст лес" (далее - ответчик, Общество) об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ответчика в аренде, от захламления путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 54 выделе 36 Мгинского участкового лесничества (географические координаты N 5924228.9 Е 310041.1), на лицензированный полигон ТБО, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 09.10.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ООО "Траст Лес" обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на недоказанность истцом того обстоятельства, что выявленная свалка образовалась в результате деятельности ответчика или ему принадлежит. Обязанность арендатора по ликвидации свалок бытовых отходов на арендованной площади законодательно не установлена.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, ходатайствовал о приобщении дополнительных документов, представитель истца против удовлетворения ходатайства и жалобы возражал. Апелляционный суд ходатайство удовлетворил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей природной среды и Обществом 24.12.2014 заключен договор аренды лесного участка N 1/З-2014- 12, в соответствии с условиями которого в пользование Общества был передан лесной участок площадью 120 653 га, расположенный в Ленинградской области, Кировское лесничество, Березовское участковое лесничество в границах кварталов N N 1-174, Березовское участковое лесничество в границах кварталов N N 1-158, Войкобайкальское участковое лесничество в границах кварталов N N 1-158, Войкобайкальское участковое лесничество в границах кварталов N N 126-138, 142, 150-152, 163-168, 174-179, 187-195, 198-217, Мгинское участковое лесничество в границах кварталов N N 1-131, Мгинское участковое лесничество в границах кварталов NN1-50,53-68,73-89,93-111,115-131,138- 196, Пелловское участковое лесничество в границах кварталов NN1-85,Вороновское участковое лесничество в границах кварталов NN1-26,30,34-41,43-48,19-147,Шумское участковое лесничесвто в границах кварталов N33-38,41-43,208,216- 224,301,307,308,311-316,402,403,404,406,409,410,420,421.
В соответствии с пунктом 2.3.15 Устава ЛОГКУ "Ленобллес", утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области N 443 от 27.05.2016 года, Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" осуществляет на землях лесного фонда федерального государственного лесной надзор (лесная охрана) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Лесничим Мгинского участкового лесничества Кировского лесничества-филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в ходе патрулирования подведомственной территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами.
Установлено, что согласно акту о лесонарушении N 34 от 23.11.2018 в Мгинском участковом лесничестве в квартале 54 выделе 36 выявлены загрязнения лесов твердыми бытовыми отходами общим объемом 18 м3. Факт нахождения указанных несанкционированных свалок отходов на лесных участках также подтверждается фотоматериалами.
Согласно информации, представленной Кировским лесничеством, указанный земельный участок, расположенный в квартале 54 выделе 36 Мгинского участкового лесничества Кировского лесничества, передан в аренду ООО "Траст лес" (ИНН 7841001904) по договору N 1/З-2014-12 от 24.12.2014.
В адрес арендатора лесного участка ООО "Траст лес" направлено письмо от 23.11.2018 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства - уборке несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Актом осмотра территории от 24.06.2019 установлено, что захламление не ликвидировано.
Таким образом, по состоянию на 24.06.2019 года в Мгинском участковом лесничестве в квартале 54 выделе 36 выявлено загрязнение лесов твердыми бытовыми отходами общим объемом 18 м3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, действовавшими до 06.06.2017, предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Подпункт "И" пункта 17 договора аренды возлагает на арендатора обязанность выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. Проект не может противоречить императивным нормам и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Положениями статьи 14 Закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-ОЗ "Об обращении с отходами в Ленинградской области" предусмотрено, что обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не применимы.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженных на арендуемом лесном участке свалок, расположенных в квартале в квартале 54 выделе 36 Мгинского участкового лесничества.
Ненадлежащее выполнение ООО "Траст лес" возложенных на него законом обязанностей по очистке лесов от захламления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Дополнительно представленные доказательства не опровергают выводов суда, вместе с тем Общество не лишено возможности обратиться к лицу, осуществившим несанкционированный сброс промышленных отходов, вина которого будет доказана в рамках материала дела КУСП N 1961 от 12.11.2018 с требованием о взыскании убытков в порядке регресса.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2019 по делу N А56-80937/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80937/2019
Истец: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ТРАСТ ЛЕС"