город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2019 г. |
дело N А32-37313/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Арутюняна Арсена Армановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 по делу N А32-37313/2019 по заявлению Отдела министерства внутренних дел России по Кавказскому району к индивидуальному предпринимателю Арутюняну Арсену Армановичу о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
отдел министерства внутренних дел России по Кавказскому району (далее - заявитель, отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Арутюняна Арсена Армановича (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 18-231604-3197 от 02.08.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 заявленные требования удовлетворены, предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 02.08.2019 N 18-231604 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.06.2019 суд определил направить на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием в материалах дела достаточных доказательств наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.06.2019 административным органом в ходе проверки магазина "Ваш продуктовый" расположенного по адресу г. Кропоткин, ул. Зеленая, 10/1 установлено, что ИП Арутюнян А.А. допустил розничную продажу алкогольной продукции, а именно одной бутылки водки "Царская охота" по цене 230 рублей, в отсутствии специального разрешения (лицензии), федеральной специальной марки, ТТН, сопроводительных документов.
Алкогольная продукция была изъята административным органом на основании протокола изъятия вещей и документов от 25.06.2019, а именно водка Царская охота объемом 0,5 л. Крепостью 40 %, дата розлива 09.10.2017, штрих год 4620007630343.
01.07.2019 в отношении ИП Арутюнян А.А. было возбуждено административное расследование N 3197.
Согласно заключению эксперта N 17/4-4208э от 23.07.2019, исследуемая жидкость не соответствует требованиям ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия" по органолептическим и физико-химическим показателям и является кустарно приготовленной водно-спиртовой смесью с содержанием этилового спирта 36,2 об %.
На основании вышеизложенного в действиях ИП Арутюняна А.А. административный орган усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
02.08.2019 административным органом по данному факту в отношении индивидуального предпринимателя Арутюняна А.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 18-231604 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2, 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Административным органом установлено осуществление предпринимателем розничной продажи алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ, вступившим в силу 30 июля 2017 года, КоАП Российской Федерации дополнен новой статьей 14.17.1, частью 2 которой установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Совершение подобного правонарушения с 30 июля 2017 года влечет наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела следует, что административным органом 25.06.2019 установлен факт осуществления ИП Арутюнян А.А. розничной продажи алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии) в магазине "Ваш продуктовый" расположенном по адресу г. Кропоткин, ул. Зеленая, 10/1.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: протоколом изъятия вещей и документов, кассовым чеком от 25.062019 N 5159, заключением эксперта N 17/4-4208э от 23.07.2019 и протоколом об административном правонарушении N 18-231604 от 02.08.2019.
Доводы предпринимателя о том, что в указанном кассовом чеке указана водка "Царская", а административным органом в протоколе об административном правонарушении указана водка "Царская охота", отклонены судом.
Из представленного в материалы дела кассового чека от 25.06.2019 N 5159 следует, что ИП Арутюнян А.А. продана 25.06.2019 в 18:47 водка "Царская_" по цене 230 руб., соответственно суд пришел к выводу, что предпринимателем была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции.
Указание неполного наименования алкогольной продукции в кассовом чеке от 25.06.2019 N 5159 не свидетельствует, об отсутствии факта розничной продажи алкогольной продукции.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N 16234/06 указано, что особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях иными критериями, чем вина юридических лиц, в связи с чем применение критериев вины, установленных частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям неправомерно.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения об объективных препятствиях для надлежащего исполнения предпринимателем своей публично-правовой обязанности.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов индивидуального предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для замены административного штрафа на предупреждение или для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Предпринимателем данные требования к обороту алкогольной продукции нарушены, что представляет общественную опасность для охраняемых общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции, а также влечет прямую угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - потенциальных потребителей алкогольной продукции.
С учетом изложенного, оснований для замены административного штрафа на предупреждение или для квалификации правонарушения в качестве малозначительного судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" изъятию из незаконного оборота подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, если ее оборот осуществляется в отсутствие соответствующей лицензии.
Пунктом 2 статьи 25 вышеназванного закона предусмотрено, что изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что продукция, изъятая согласно протоколу изъятия вещей и документов 25.06.2019, подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая изложенное, суд обоснованно привлек предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения предпринимателем административного правонарушения, выразившегося в незаконном обороте алкогольной продукции (в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 по делу N А32-37313/2019 с учетом определения об исправлении опечатки от 29.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37313/2019
Истец: Отдел МВД России по Кавказскому району (г.Кропоткин), Отдел министерства внутренних дел по Кавказскому району
Ответчик: Арутюнян А А