17 декабря 2019 г. |
Дело N А83-5847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием Кономопуло Натальи Михайловны, представителя от Инспекции по жилищному надзору Республики Крым - Каштанова А.О. по доверенности от 02.12.2019 N 05-30/9583, от муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Центральный Жилсервис" - Дикун А.А. по доверенности от 30.08.2019 N 5203,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Центральный Жилсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года по делу N А83-5847/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Центральный Жилсервис" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Кономопуло Наталья Михайловна о признании недействительным предписания,
установил:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Центральный Жилсервис" (далее по тексту - Жилсервис, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее по тексту - административный орган, Инспекция) от 07.03.2019 N 244.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года заявление удовлетворено частично. Суд признал недействительным предписание Инспекции N 244 от 07.03.2019 в части осуществлять начисление платы за отопление исходя из площади 52,5 кв.м. В части признания недействительным предписания Инспекции произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N16, а именно: с 01.08.2015 по настоящее время перерасчет исходя из уменьшения начисляемой площади с 60,5 кв.м до 52,5 кв.м в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Инспекции произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N 16, а именно: с 01.08.2015 по настоящее время перерасчет исходя из уменьшения начисляемой площади с 60,5 кв.м до 52,5 кв.м, Жилсервис обратился с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять в этой части новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Жилсервиса поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От Инспекции и третьего лица поступили возражения на апелляционную жалобу, в судебном заседании ее представитель и третье лицо против удовлетворения жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 06.03.2019 по 07.03.2019 на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 05.03.2019 N 573 Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка Жилсервиса.
В ходе проверки составлен акт осмотра многоквартирного дома N 68-Д по ул. Севастопольская, в г. Симферополе от 06.03.2019, а по ее результатам - акт внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 380 от 07.03.2019, которым зафиксировано, что начисление платы собственнику квартиры N 16 дома N 68-Д по ул.Севастопольская в г. Симферополе производится на площадь 60,5 кв.м, с 01.08.2015, на основании приказа МУП "Центральный Жилсервис" N 144 от 05.07.2018.
Указанные изменения в площади, по которой производятся начисления обусловлены использованием собственниками квартир N 15, 16, 24 и 22 указанного дома общего коридора между квартирами N 15, 16, 24 и 22 дома N 68-Д по ул.Севастопольская в г. Симферополе, о чем свидетельствует акт от 26 июня 2018 года.
Согласно предоставленного кадастрового паспорта общая площадь квартиры, находящейся в собственности составляет 52,5 кв.м.
Таким образом, Жилсервис в нарушение ч,5 ст. 15, ч.1 ст.37, ч. 158 ЖК РФ производит начисление собственнику квартиры N 16 дома N 68-Д по ул.Севастопольская в г.Симферополе с 01.08.2015 исходя из площади 60,5 кв.м, в то время как площадь указанного помещения составляет 52,5 кв.м.
С целью недопущения выявленных нарушений Инспекцией Жилсервису выдано предписание N 244 от 07.03.2019, которым предписано произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N16, а именно с 01.08.2015 по настоящее время исходя из уменьшения начисляемой площади с 60,5 кв.м до 52,5 кв.м; осуществлять начисление платы за отопление исходя из площади 52,5 кв.м Установлен срок исполнения предписания до 08.04.2019.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, Жилсервис обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Жилсервиса в части признания недействительным предписания Инспекции произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N 16, а именно: с 01.08.2015 по настоящее время перерасчет исходя из уменьшения начисляемой площади с 60,5 кв.м до 52,5 кв.м, суд первой инстанции исходил из того, что начисление платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется исходя из площади жилых и вспомогательных помещений жилого (нежилого) помещения, которая подтверждается правом собственности на такое помещение.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из анализа статьи 20 ЖК РФ, п. 2.1. Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 387, Инспекция является уполномоченным органом в сфере государственного жилищного надзора на проведение проверок по соблюдению обязательных требований жилищного законодательства и вынесение предписаний в случае выявления нарушений.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В статье 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу требований с части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно требованиям пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.12.2018 N 51876-ОО/04 "О размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив" в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации.
Таким образом, действующее законодательство, ставя в обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, регулирует порядок и размеры уплаты, путем заключения, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений, договора управления многоквартирным домом, при этом допускается указание в договоре управления возможности индексации установленных тарифов.
Изложенное свидетельствует о том, что начисление платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется исходя из площади жилых и вспомогательных помещений жилого (нежилого) помещения, которая подтверждается правом собственности на такое помещение.
Из материалов дела следует и по своей сути не оспаривается сторонами, что Жилсервис производит начисления за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N 16 исходя из площади 60,5 кв.м, включая в жилую площадь квартиры площадь общего коридора, при этом согласно технического паспорта указанной квартиры, ее площадь составляет 52,5 кв.м, соответственно именно на данную площадь должны производиться начисления.
Таким образом, предписание от 07.03.2019 в части обязания заявителя произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственнику квартиры N 16, а именно: с 01.08.2015 по настоящее время перерасчет исходя из уменьшения начисляемой площади с 60,5 кв.м. до 52,5 кв.м является законным и обоснованным, вследствие чего суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм права в связи с не распределением судебных расходов отклоняется апелляционным судом поскольку заявитель не лишен права обратится в суд первой инстанции в порядке ст. 112 АПК РФ для разрешения вопроса о судебных расходах.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500,00 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года по делу N А83-5847/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Центральный Жилсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5847/2019
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Кономопуло Наталья Михайловна