г. Саратов |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А12-21506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2019 года по делу N А12-21506/2019
по заявлению акционерного общества "Кирова" (404306, Волгоградская область, Октябрьский район, с. 2-е Жутово, ул. Центральная, д. 31, офис 1, ОГРН 1183443002126, ИНН 3458002534)
к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, д. 16, ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Кирова" (далее - АО "Кирова", общество, заявитель, страхователь) с заявлением о признании незаконным уведомления Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, орган фонда социального страхования, Учреждение) в лице филиала N 11 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2019, обязании ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Кирова".
Решением суда первой инстанции от 05 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным уведомление ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 11 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.04.2019, обязал Учреждение в лице филиала N 11 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Кирова".
Кроме того, с органа фонда социального страхования в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 26.04.2019 N 3411070394 ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации установило заявителю тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4,50 %, что соответствует виду экономической деятельности общества "разведение овец и коз", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (25 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
16.05.2019 заявитель направил в орган фонда социального страхования заявление о пересмотре установленного в уведомлении от 26.04.2019 тарифа с приложением заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности "Выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур", справки-подтверждения основного вида экономической деятельности, пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2018 год.
Письмом от 05.06.2019 ГУ - Волгоградское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отказало заявителю в пересмотре установленного тарифа ввиду нарушения срока предоставления документов, подтверждающих основной вид деятельности.
АО "Кирова", полагая, что уведомление от 26.04.2019 N 3411070394 является незаконным, установление тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4,50 % нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, основывался на том, что заявителем в орган фонда социального страхования представлены документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности "Выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ под классом профессионального риска понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Согласно пунктам 2, 3 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими Правилами, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
На основании положений пункта 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55) (далее - Порядок подтверждения основного вида деятельности).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида деятельности основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку подтверждения основного вида деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку подтверждения основного вида деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что заявителем в орган пенсионного фонда представлены предусмотренные пунктом Порядка подтверждения основного вида деятельности документы, подтверждающие вид деятельности "Выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур".
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности право органа фонда социального страхования самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
По смыслу пункта 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида деятельности, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельностити.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Фонд социального страхования не оценил представленные заявителем документы в подтверждение осуществления АО "Кирова" вида деятельности "Выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур", указав лишь, что данные документы представлены обществом после истечения установленного пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида деятельности срока.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленные обществом в орган фонда социального страхования документы подтверждают осуществление АО "Кирова" заявленного вида деятельности "Выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2019 года по делу N А12-21506/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21506/2019
Истец: АО "КИРОВА"
Ответчик: ГУ ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ