г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А56-88080/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31255/2019) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-88080/2019 (судья Е.В. Шпачев), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с государственного казенного учреждения Ленинградской области "Региональный мониторинговый центр" (далее - учреждение, страхователь) о взыскании суммы финансовых санкций в размере 33 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-М за август 2018 года для перечисления в соответствующий бюджет.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда в виде резолютивной части от 26.09.2019 в удовлетворении требований отказано.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил судебный кт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой Ответчиком части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК Российской Федерации, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд Российской Федерации по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в отношении Учреждения составлен акт от 24.09.2018 N 257S18180008246 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесено решение N 257S19180008031 от 01.11.2018 о применении финансовых санкций в размере 33 500 руб. на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Основанием для принятия указанного решения, послужило представление Учреждением отчета по форме СЗВ-М за август 2018 года в отношении 67 застрахованных лиц 21.09.2018, то есть с нарушением установленного законодательством срока, 17.09.2018.
Пенсионным фондом выставлено требование от 03.12.2018 N 257S01180023385, согласно которому учреждению предлагалось уплатить штрафные санкции в добровольном порядке до 21.12.2018.
Поскольку учреждением данное требование не исполнено, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу четвертому статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за август 2018 год подтвержден материалами проверки, и не оспаривается Учреждением, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что привлечение Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ является правомерным.
Ссылка Учреждения, что отчет за спорный период был 17.09.2018 направлен в Пенсионный фонд по почте, в связи с чем, сроки представления отчетности не нарушены, подлежит отклонению, т.к. не представлены доказательства отправки данного отчета почтовой связью.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае сведения за август 2018 года были представлены Учреждением в Фонд 21.09.2018, то есть с нарушением срока, установленного Законом N 27-ФЗ, то Учреждение правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 33 500 руб.
Материалами дела не подтверждается нарушение Управлением процедуры привлечения Общества к ответственности.
При этом, Управление при принятии оспариваемого решения не рассматривало вопрос о возможности снижения штрафа.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В рассматриваемом случае, Учреждением заявлено ходатайство о снижении размера штрафных санкций суд.
Согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" статья 44 Закона N 212-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2015, в связи с чем, при вынесении решения по результатам проверки должностные лица органа контроля в период с 01.01.2015 по 01.01.2017 не имели полномочий по установлению смягчающих вину обстоятельств и снижению размера штрафа.
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с указанными обстоятельствами при принятии оспариваемого решения от 01.11.2018 Пенсионный фонд обязан был руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, обязывающего уполномоченный орган при принятии решения о привлечении к ответственности устанавливать наличие смягчающих обстоятельств и определять размер штрафа с учетом положений ст. 112, 114 НК РФ.
Апелляционный суд, учитывая незначительное количество дней просрочки представления отчетности, совершение Обществом правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий для бюджета ПФР, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, считает возможным снизить размер штрафа до 5 000 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-88080/2019 отменить.
Взыскать с государственного казенного учреждения Ленинградской области "Региональный мониторинговый центр" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) финансовых санкций в размере 5000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88080/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОЛХОВСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31255/19