город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-26261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Карапетяна Валерика Егишовича: Карапетяна В.Е. лично, Кошелева М.Ю. по доверенности от 22.11.2018;
от министерства природных ресурсов Краснодарского края: Калякина Р.В. по доверенности от 10.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 по делу N А32-26261/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Карапетяна Валерика Егишовича к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным отказа, об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карапетян Валерик Егишович (далее - ИП Карапетян В.Е., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным решения, формализованного в письме от 20.05.2019 N 202-06.3-10-14858/18 "Об отказе в предоставлении государственной услуги", об обязании заключить на новый срок без проведения торгов договор аренды лесного участка общей площадью 0,35 га, расположенного в Белореченском лесничестве, Родниковское участковое лесничество, квартал N 2Б, части выделов 6, 7, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-04-04-08-00001, кадастровый номер 23:39:0901006:568.
Решением от 16.09.2019 суд удовлетворил заявленные требования и обязал министерство природных устранить допущенное нарушение прав индивидуального предпринимателя Карапетян Валерика Егишовича путем принятия в месячный срок решения о заключении с ним на новый срок без проведения торгов договора аренды лесного участка общей площадью 0,35 га, расположенного в Белореченском лесничестве, Родниковское участковое лесничество, квартал N 2Б, части выделов 6, 7, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-04-04-08-00001, кадастровый номер 23:39:0901006:568, а также направлении проекта договора аренды.
Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый лесной участок поставлен на кадастровый учет 25.05.2017 как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 23:39:0901006:568, уточнение границ лесного участка находилось вне компетенции и контроля предпринимателя. Карапетян В.Е. за свой счет осуществил межевание лесного участка, предоставил необходимые документы, а также устранил причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета. С заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок ИП Карапетян В.Е. обратился до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка. Письмо N 202-06.03-27733 не является решением об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок, так как, принято с нарушением Административного регламента и п. 3 ст. 74 ЛК РФ, не содержит предусмотренных нормами права оснований для отказа в заключении договора. Довод о неоднократном нарушении предпринимателем существенных условий договора, а именно п. 8.6. в части предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не подтвержден допустимыми доказательствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы министерство сослалось на то, что у министерства отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов на новый срок на основании статьи 74 Лесного кодекса РФ ввиду того, что норма указанной статьи не применима к рассматриваемым правоотношениям сторон, которые возникли на основании договора аренды, переоформленного в порядке статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка от 01.10.2003 заключен по результатам лесного конкурса сроком на 5 лет и в дальнейшем был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ на основании статьи 4 Закона N 201-ФЗ, о чем стороны подписали договор от 17.10.2008 N105/08-08. Поскольку срок действия первоначального договора от 01.10.2003 составляет менее десяти лет, то его заключение без проведения торгов противоречит положениям части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ, так как в этом случае для неопределенного круга лиц создается невозможность осуществления прав на равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и нарушаются интересы государства на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене. Договор аренды лесного участка от 17.10.2008 N 105/08-08 заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента государственной регистрации, дата государственной регистрации договора аренды - 20.11.2008, следовательно, срок его действия истек 20.11.2018, заявление о заключении договора на новый срок подано в министерство 15.04.2019, то есть, со значительным нарушением срока его подачи.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил решение суда оставить без изменения.
Во исполнение определения от 26.11.2019 предпринимателем представлены дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, копии протокола от 30.09.2003 N 57 лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда и договора аренды от 01.10.2003.
Министерством во исполнение определения от 26.11.2019 представлены копии договора от 17.10.2008 N 105/08-08, договора аренды от 01.10.2003, протокола от 30.09.2003 N 57 лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда, справки от 28.07.2003 N 50, приказа от 28.07.2008 N 302.
Представленные сторонами по делу документы приобщены к материалам дела, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
В судебном заседании представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Индивидуальный предприниматель Карапетян Валерик Егишович и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, по результатам торгов, проходивших 30.09.2003, по определению победителя на право заключить договор аренды участка лесного фонда сроком на пять лет, расположенного в Родниковском селекционно-семеноводчесом лесохозяйственном центре, лесничество Москальское квартал N 2, выдела 4,6, площадью 0,35 га, между Родниковским специализированным селекционо-семеноводческим лесхозом ГУПР и ООС МПР России по Краснодарскому краю и ИП Карапетян В.Е. заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 01.10.2003.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 28.07.2008 N 302 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 01 октября 2003 года б/н" между государственным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" и предпринимателем без проведения торгов заключен договор аренды от 17.10.2008 N 105/08-08 лесного участка площадью 0,35 га, сроком действия договора на 10 лет.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 20.11.2008 за номером 23-23-07/058/2008-258.
ИП Карапетян В.Е. 17.09.2018 обратился в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о заключении договора аренды указанного лесного участка на новый срок.
Согласно заявлению предпринимателя письмом от 25.09.2018 министерство сообщило, что испрашиваемый лесной участок не состоит на кадастровом учете и в силу ч. 2 ст. 72 ЛК РФ не может быть предметом договора аренды. Также указано, что для непрерывного срока использования участков необходимо обеспечить своевременное оформление прав.
ИП Карапетян В.Е. 01.04.2019 после изготовления межевого плана испрашиваемого участка повторно обратился в министерство 19.04.2019 с заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Письмом от 20.05.2019 N 202-06.3-10-14858/18 министерство отказало в заключении договора аренды лесного участка на новый срок, указав на пропуск срока на обращение с заявлением о заключении такого договора, наличие существенных нарушений условий заключенного ранее договора аренды - непредставление в 2016 и 2017 годах отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, отчета об использовании лесов.
Полагая, что отказ министерства в заключении договора аренда лесного участка на новый срок является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения решения об отказе в заключении договора.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
На основании статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Порядок заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
При этом должны быть соблюдены в совокупности условия, установленные частью второй данной статьи. Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что по результатам торгов по определению победителя на право заключить договор аренды спорного участка лесного фонда сроком на пять лет с ИП Карапетян В.Е. 01.10.2003 был заключен договор аренды спорного участка лесного фонда Российской Федерации для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей сроком на пять лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда подлежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, в связи с чем указанный договор от 01.10.2003 подлежал переоформлению.
На основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 28.07.2008 N 302 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 01 октября 2003 года б/н" между государственным учреждением Краснодарского края "Комитет по лесу" и предпринимателем заключен договор аренды от 17.10.2008 N 105/08-08 лесного участка площадью 0,35 га, сроком действия договора на 10 лет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ), утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
Вместе с тем, Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в ЛК РФ введены приведенные выше положения статьи 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, также предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случае, если договор аренды государственного или муниципального имущества в силу закона может быть заключен только на торгах, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Из анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что заключение нового договора аренды за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 74 ЛК РФ, возможно, если договор будет заключен с соблюдением конкурентных процедур на торгах.
В рассматриваемом случае спорный лесной участок изначально был предоставлен предпринимателю в аренду по договору от 01.10.2003, заключенному по результатам торгов - конкурса, сроком на 5 лет, в дальнейшем договор аренды был переоформлен с целью приведения его в соответствии с ЛК РФ в 2008 году с указанием срока аренды - 10 лет.
При этом переоформление договора аренды с целью приведения его в соответствие вступившему в действие с 01.01.2007 ЛК РФ и указание в договоре от 17.10.2008 N 105/08-08 срока действия договора 10 лет не свидетельствует о том, что лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено условие, дающее право на заключение договора аренды без проведения торгов, а именно: если по предыдущему договору аренды лесной участок был предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет. На торгах договор аренды заключен с предпринимателем на срок менее 10 лет, доказательства установления иных условий проведения торгов и заключения договора аренды в материалы дела не представлены.
Учитывая вышеизложенное, оснований для заключения договора аренды лесного участка без торгов, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, из материалов дела не следует.
На основании изложенного, отказ министерства в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, изложенный в письме от 20.05.2019 N 202-06.3-10-14858/19 не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным, поскольку обжалуемый отказ права и законные интересы общества не нарушает, каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, на предпринимателя не возлагает.
Довод о том, что основание отказа в предоставлении лесного участка в связи со сроком действия договора 2008 года - 10 лет не приведены в оспариваемом отказе, отклоняется, поскольку суд при рассмотрении таких споров обязан исследовать все обстоятельства по делу и оценивать все доводы, на которые ссылаются участвующие в деле лица.
Иные возражения сторон судебной коллегией не принимаются, поскольку не влияют на результат рассматриваемого спора.
При изложенных обстоятельствах, заявленные предпринимателем требования не подлежат удовлетворения, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 по делу N А32-26261/2019 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Карапетяна Валерика Егишовича отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26261/2019
Истец: Карапетян Валерик Егишович
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края