город Омск |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А75-15598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14740/2019) общества с ограниченной ответственностью "РН-Бурение" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.09.2019 по делу N А75-15598/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "РН-Бурение" (ОГРН 1067746404681, ИНН 7706613770) к акционерному обществу "Ижавиа" (ОГРН 1041800002848, ИНН 1808204247) о взыскании 4 210 046 руб. 24 коп.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "РН-Бурение" - Туполевой О.А. по доверенности от 12.12.2017 (не допущена к процессу в отсутствие диплома о высшем юридическом образовании);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Бурение" (далее - ООО "РН-Бурение") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к акционерному обществу "Ижавиа" (далее - АО "Ижавиа") о взыскании 4 210 046 руб. 24 коп. основного долга по договору от 01.01.2017 N 1897-16-И.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.09.2019 по делу N А75-15598/2019 исковые требования удовлетворены частично. С АО "Ижавиа" в пользу ООО "РН-Бурение" взыскано 2 339 752 руб. 92 коп., в том числе штрафная неустойка (штраф) в размере 2 315 525 руб. 42 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 24 227 руб. 50 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РН-Бурение" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования о взыскании штрафа удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что учитывая отказы ответчика от выполнения рейсов в январе 2019, с целью оперативного принятия мер для перевозки сотрудников филиала, истцом в адрес АО "Ижавиа" направлено письмо N НФ-26-398 от 28.01.2019 о подтверждении совершения рейсов в феврале 2019, на что письмом N 14-13/730 от 30.01.2019 был получен отказ. При этом, отказ ответчика исполнять свои обязанности по договору влечет ответственность в виде штрафа предусмотренного договором и законодательством.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор от 01.01.2017 N 1897-16-И (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать авиационные услуги с использованием воздушных судов и с привлечением летного персонала согласно приложениям N N 5 и 5.1 к договору, в объемах, в сроки и по маршрутам в соответствии с планами-графиками оказания авиационных услуг и заявками на полет, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные авиационные услуги в размере и порядке в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора общая стоимость авиационных услуг по договору не превысит 312 000 000 руб. 00 коп.
Планируемый объем авиационных услуг согласован сторонами в производственной программе (приложение N 4 к договору) с возможностью последующего уточнения данного объема в соответствии с условиями договора (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 2.3 договора (в редакции дополнительного соглашения N 9 к договору) летный тариф по заданному маршруту Уфа-Сургут-Уфа на воздушном судне (тип) Як-42Д за перевозку пассажиров и их багажа составляет 1 447 203 руб. 39 коп.
Согласно пункту 2.5 договора стоимость авиационных услуг по выполнению заказанного заказчиком рейса состоит из летного тарифа (пункт 2.3 договора), действующего по соответствующему маршруту, и дополнительных расходов исполнителя, определяемых как сумма расходов исполнителя, связанных с уходом воздушного судна на запасной аэродром либо возвратом в аэропорт отправления по причине метеоусловий (аэропортовые сборы, расходы на размещение пассажиров в гостинице, расходы на дозаправку воздушного судна авиационным топливом (при возникновении такой необходимости)) в объеме согласно пункту 4.24 договора. Указанные расходы, понесенные исполнителем, включаются в дополнительные расходы без учета НДС, предъявленного исполнителю третьими лицами в применимых случаях.
Оплата фактически оказанных по настоящему договору авиационных услуг осуществляется заказчиком в течение 60 календарных дней, но не ранее, чем через 30 календарных дней после подписания сторонами акта приема-передачи оказанных услуг и предоставления заказчику оригинала счета-фактуры (пункт 2.6 договора).
Договор вступает в силу с 01.01.2017. и действует по 31.12.2021 (пункт 16.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора в состав оказываемых авиационных услуг по договору входят, с учётом назначения и спецификации воздушного судна, следующие виды услуг: перевозка пассажиров и багажа; перевозка грузов в салоне воздушного судна.
В соответствии с пунктами 4.5 - 4.9 договора планируемый объем авиационных услуг, а также сроки (периоды) их оказания указаны в производственной программе (приложение N 4) с возможностью последующего уточнения данных объемов и сроков (периодов) их оказания путем предоставления заказчиком исполнителю плана-графика оказания авиационных услуг на соответствующий месяц (пункт 4.5 договора).
План-график оказания авиационных услуг формируется заказчиком в одностороннем порядке и направляется исполнителю в сроки, указанные в пункте 6.1 настоящего договора. Далее выполнение полетов на воздушных судах в календарном месяце осуществляется исполнителем на основании плана-графика оказания авиационных услуг и заявок на полет.
Заявка на полет должна быть направлена исполнителю не позднее 3 дней, предшествующих дню вылета.
Заявка на полет, список пассажиров, справка о весе багажа, груза и его свойствах и характере, направляются исполнителю с использованием факсимильной связи или по электронной почте по реквизитам, указанным в разделе 19 договора (далее - направляется по факсу или электронной почте) с подтверждением получения (Ф.И.О. принявшего лица, время, дата).
Из пункта 4.10 договора следует, что подтверждение приема заявки на полет оформляется подписью исполнителя с приложением печати и отправляется заказчику в течение 12 часов по факсу или электронной почте с подтверждением получения. В случае отсутствия подтверждения получения заявки на полет заказчиком в течение 24 часов заявка на полет считается принятой исполнителем.
Пунктами 6.1, 6.4 договора заказчик обязался предоставлять за 10 рабочих дней до окончания текущего календарного месяца план-график оказания авиационных услуг на следующий календарный месяц, составленный по форме приложения N 1 к настоящему договору; предоставлять исполнителю в сроки и в порядке согласно условиям договора необходимые документы и информацию для организации и подготовки планируемого полета по заявке на полет заказчика.
Пунктами 5.1, 5.8 договора исполнитель обязался предоставлять в согласованные сторонами сроки и время заявленные воздушные суда (приложение N 5 к договору) для оказания авиационных услуг, указанных в настоящем договоре. Обеспечивать наличие необходимого количество воздушных судов для оказания авиационных услуг в полном объеме; обеспечивать расчетное количество заявленных воздушных судов согласно приложению N 5 к договору в течение всего срока действия настоящего договора. В случае отсутствия технической возможности поддерживать постоянную летную годность всего расчетного количества заявленных воздушных судов, в течение 24 часов исполнитель должен выработать решение, проинформировать о нем заказчика и принять все необходимые меры для восстановления расчетного количества заявленных воздушных судов.
Как утверждает истец и следует из материалов дела, истец 16.01.2019 направил ответчику заявки для совершения авиарейсов 21.01.2019 и 25.01.2019 по маршруту г.Уфа - г.Сургут - г.Уфа.
Вместе с тем, ответчик отказался выполнить рейсы по указанному маршруту в связи с отсутствием технической возможности, что подтверждается письмами ответчика N 14-13/279 от 17.01.2019, N 14-13/402 от 23.01.2019 (л.д. 39-40).
Таким образом, в связи с отказом ответчиком от согласования заявок авиарейсы по маршруту г. Уфа - г. Сургут - г. Уфа в указанные даты не состоялись.
Кроме того с целью подтверждения ответчиком выполнения авиарейсов для доставки персонала НФ ООО "РН-Бурение" по маршруту г. Уфа - г. Сургут - г. Уфа 07.02.2019 и 11.02.2019 истцом ответчику направлено письмо 28.01.2019 N НФ-26-398 (л.д. 39).
Письмом N 14-13/730 от 30.01.2019 ответчик отказался от выполнения полетов в феврале 2019 по указанному маршруту в связи с отсутствием технической возможности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец направил ответчику претензию с требованием об оплате штрафа в размере 4 210 046 руб. 24 коп.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
19.09.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Проанализировав отношения сторон, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сложившиеся между сторонами гражданско-правовые отношения являются обязательствами возмездного оказания и подлежат регулированию нормами главы 39 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (возмездное оказание услуг), раздела 3 части 1 ГК РФ (общие положения об обязательствах) и условиями заключенного договора.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 8.5 договора предусмотрено, что в случае неисполнения, несвоевременного и/или иного ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему договору, ответчик несет ответственность в размере и на условиях предусмотренных приложением N 9 к договору.
Пунктом 2.1 приложения N 9 к договору установлено, что при не оказании и/или несвоевременном оказании (задержка более 2 часов от времени, указанного в заявке на полет) авиационных услуг ответчиком, произошедшем не по вине истца, Истец имеет право предъявить ответчику, а ответчик обязан оплатить, штраф в размере 20% (двадцать) летного тарифа, указанного в пункте 2.3 договора, за каждый час задержки, но не более 80% (восемьдесят) летного тарифа. При этом исполнитель за свой счет обеспечивает обслуживание и размещение пассажиров заказчика в соответствии с нормами, установленными в Федеральных авиационных правилах "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 и иными нормативными документами гражданской авиации РФ.
Поскольку материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение условий договора исполнителем, суд апелляционной инстанции считает требование истца обоснованным.
Расчет штрафа, представленный истцом, судом проверен, признан ошибочным, надлежащий расчет штрафа, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 приложения N 9 к договору (не более 80% летного тарифа (1 447 203,39*80%=1 157 762,71), составляет 2 315 525 руб. 42 коп. (1 157 762,71*2).
В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется оказывать авиационные услуги с использованием воздушных судов и с привлечением летного персонала согласно приложениям N N 5 и 5.1 к договору, в объемах, в сроки и по маршрутам в соответствии с планами-графиками оказания авиационных услуг и заявками на полет.
Вместе с тем, доказательства исполнения истцом принятых на себя обязательств отсутствуют, план-график оказания авиационных услуг и заявки на полет в феврале 2019 года в материалы дела не представлены.
Как уже было указано выше, согласно пунктам 4.5 - 4.9 договора планируемый объем авиационных услуг, а также сроки (периоды) их оказания указаны в производственной программе (приложение N 4) с возможностью последующего уточнения данных объемов и сроков (периодов) их оказания путем предоставления заказчиком исполнителю плана-графика оказания авиационных услуг на соответствующий месяц.
План-график оказания авиационных услуг формируется заказчиком в одностороннем порядке и направляется исполнителю в сроки, указанные в пункте 6.1 настоящего договора. Далее выполнение полетов на воздушных судах в календарном месяце осуществляется исполнителем на основании плана-графика оказания авиационных услуг и заявок на полет.
Заявка на полет должна быть направлена исполнителю не позднее 3 дней, предшествующих дню вылета.
Заявка на полет, список пассажиров, справка о весе багажа, груза и его свойствах и характере, направляются исполнителю с использованием факсимильной связи или по электронной почте по реквизитам, указанным в разделе 19 договора (далее - направляется по факсу или электронной почте) с подтверждением получения (Ф.И.О. принявшего лица, время, дата).
Пунктами 6.1, 6.4 договора заказчик обязался предоставлять за 10 рабочих дней до окончания текущего календарного месяца план-график оказания авиационных услуг на следующий календарный месяц, составленный по форме приложения N 1 к настоящему договору; предоставлять исполнителю в сроки и в порядке согласно условиям договора необходимые документы и информацию для организации и подготовки планируемого полета по заявке на полет заказчика.
Ссылка подателя жалобы на письмо от 28.01.2019 N НФ-26-398 о подтверждении совершения авиарейсов в феврале 2019 года не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанное письмо не является ни планом-графиком оказания авиационных услуг, ни заявкой на полет, предусмотренными названными выше пунктами договора на оказание авиационных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. Кредитор не считается просрочившим в случае, если должник был не в состоянии исполнить обязательство, вне зависимости от того, что кредитором не были совершены действия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта (пункт 1 статьи 406 ГК РФ).
Принимая во внимание, что в нарушение условий договора план-график оказания авиационных услуг и заявки на полет в феврале 2019 года заказчиком не направлялись (что сторонами не оспаривается), а также буквальное толкование условий пункта 2.1 приложения N 9 к договору (согласно которого штраф предусмотрен за не оказание / ненадлежащее оказание исполнителем услуг по заявке) суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что штраф подлежит взысканию только за не исполнение/ненадлежащее исполнение исполнителем услуг по заявкам истца от 16.01.2019 на выполнение полетов 21.01.2019 и 25.01.2019.
При данных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению частично в размере 2 315 525 руб. 42 коп.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Бурение" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.09.2019 по делу N А75-15598/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15598/2019
Истец: ООО "РН-БУРЕНИЕ"
Ответчик: АО "ИЖАВИА"