город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А32-26989/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-26989/2019
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - ФГУП "ГВСУ N4") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2019 N 118-122-17 о привлечении ФГУП "ГВСУ N4" к административной ответственности по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 20.09.2019 суд изменил постановление по делу об административном правонарушении от 27.05.2019 N 118-122-17, вынесенное Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора о привлечении к административной ответственности Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уменьшив сумму административного штрафа до 50 000 рублей. В удовлетворении остальных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "ГВСУ N 4" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент направления ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" уведомления об ограничении подачи газа 13.12.2018, 28.12.2018 действовало вступившее в силу решение по делу N 2-4014/18 от 11.12.2018, вынесенное Октябрьским районным судом г. Новороссийска о признании действий ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" по ограничению, прекращению подачи газа на объекты котельной филиала УПП N 422 ФГУП ГВСУ N 4 незаконными и запрете производить ограничение и приостановление поставки газа, принятии обеспечительных мер в виде запрета действий по прекращению подачи газа до вступления в силу судебного акта по настоящему делу. Самостоятельное ограничение режима потребления газа ФГУП ГВСУ N 4 невозможно, поскольку такое ограничение будет являться уклонением от исполнения решения Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 17.09.2018 г. по делу N 2-3141/2018.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" от 03.04.2019 N 25-05-06/2531 о фактах нарушений Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное военно-строительное управление N 4" полного ограничения режима потребления газа, а также невыполнения требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа.
В ходе рассмотрения представленных материалов административный орган выявил факты нарушения предприятием положений подпункта "е" пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245, согласно которому основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является: полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Административным органом установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - поставщик) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - покупатель) заключен договор поставки газа от 25.12.2018 N 25-4-00252/18, согласно которому поставщик обязуется поставить с 01.01.2019 по 31.12.2019 газ горючий природный, и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, и/или газ горючий природный попутный, цена которого является государственно регулируемой, а также добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром", и/или организаций - собственников региональных систем газоснабжения, либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 N 1403 (кроме организаций, являющимися собственниками региональных систем газоснабжения) далее - газ), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно информации общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" в силу требований договора предприятие самостоятельно, в установленный срок не произвело ограничение/прекращение использования газа, задолженность за поставленный газ не погашена, тем самым допущено нарушение введенного в отношении предприятия полного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, а также предприятие не выполнило требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило в адрес предприятия уведомление от 13.12.2018 N 25-19-28-36/1665/70 об ограничении подачи (поставки) и отбора газа в срок до 10:00 28.12.2018. Указанное уведомление получено предприятием 13.12.2018 по электронной почте начальником энергомеханической службы Матвеевым А.П., о чем имеется отметка в уведомлении.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" направило в адрес предприятия уведомление от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 об ограничении подачи (поставки) и отбора газа в срок до 10:00 14.01.2019. Указанное уведомление получено предприятием 29.12.2018, о чем свидетельствует входящая отметка.
В связи с выявленными нарушениями, уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора в отношении ФГУП "ГВСУ N 4" составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2019 N 118-122-17 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя предприятия, извещенного 14.05.2019 о времени и месте составления протокола (л.д. 33 том 1).
По результатам рассмотрения административного дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора вынесено постановление от 27.05.2019 N 18-122-17 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ в виде 100 000 рублей штрафа.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) в отбора газа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч.
В соответствии с пунктом "е" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа" (далее - Постановление N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 7 Постановления N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренным приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что ФГУП "ГВСУ N 4" допустило нарушение введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, и невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) в отбора газа.
Допущенные нарушения не опровергаются предприятием и подтверждают представленные обращение общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" от 03.04.2019 N 25-05-06/2531, договор поставки газа от 28.12.2018 N 25-22-09/8182; уведомление общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" от 13.12.2018 N 25.19.28-36/1665/70/5787, повторное уведомление общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" от 28.12.2018 N 25-28-09/8188; копия акта о неисполнении покупателем газа обязанности по самоограничению и о невозможности выполнить мероприятия по ограничению поставки газа от 14.01.2019, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.01.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 28.02.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.03.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 30.04.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.05.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 30.06.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.07.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.08.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 30.09.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.10.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 30.11.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.12.2018, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 31.01.2019, копия акта к договору от 28.12.2018 N 25-22-09/8182 о количестве поданного-принятого газа от 28.02.2019.
Уведомления о введении ограничения подачи газа от 13.12.2018 N 25.19.2836/1665/70/5787 и от 28.12.2018 N 25-28-09/8188 получены сотрудниками предприятия, о чем имеются соответствующие отметки. Однако самостоятельно потребитель не ограничил потребление газа, что подтверждается актами поданного - принятого газа за период январь 2018 года - февраль 2019 года.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Предприятием не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению правонарушения, в том числе как по обеспечению введения ограничения потребления газа, так и по погашению задолженности.
В апелляционной жалобе предприятие указало, что на момент направления ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" уведомления об ограничении подачи газа 13.12.2018, 28.12.2018 действовало вступившее в силу решение по делу N 2-4014/18 от 11.12.2018, вынесенное Октябрьским районным судом г. Новороссийска о признании действий ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" по ограничению, прекращению подачи газа на объекты котельной филиала УПП N 422 ФГУП ГВСУ N 4 незаконными и запрете производить ограничение и приостановление поставки газа, принятии обеспечительных мер в виде запрета действий по прекращению подачи газа до вступления в силу судебного акта по настоящему делу. Самостоятельное ограничение режима потребления газа ФГУП ГВСУ N 4 невозможно, поскольку такое ограничение будет являться уклонением от исполнения решения Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 17.09.2018 г. по делу N 2-3141/2018.
Суд апелляционной инстанции не принимает приведенные доводы предприятия.
Определением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11.10.2018 в целях обеспечения иска наложен запрет ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на совершение действий по сокращению, ограничению объемов поставки газа и газопотребления на объекты филиала "УПП N 422" ФГУП "ГВСУ N 4" и в случае его сокращения, ограничения (отключения) возобновить подачу газа в полном объеме на объекты филиала "УПП N 422" ФГУП "ГВСУ N 4" до рассмотрения дела по существу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что данное определение налагает запрет на совершение ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" определенных действий.
Вместе с тем, предприятию вменяется, в том числе, непринятие мер по самостоятельному ограничению (прекращению) использования газа при наличии непогашенной задолженности за газ.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что предприятие не опровергло наличие задолженности за поставленный газ и не подтвердило оплату газа.
Доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии объективной возможности введения самостоятельно потребления, выборки газа, предприятием не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается виновное совершение предприятием правонарушения.
Судом не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения предприятия к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку организация не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Вместе с тем, принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности снижения назначенного предприятию размера административного штрафа до 50 000 рублей с учетом того, что назначенное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит, по отношению к предприятию, карательный, а не превентивный характер, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
В части снижения назначенного штрафа решение не оспорено предприятием.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 20.09.2019 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-26989/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26989/2019
Истец: ФГУП "ГВСУ N4" Филиал "Управление промышленных предприятий N422", ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 4"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", Ростехнадзор Северо-Кавказское управление Новороссийский территориальный отдел, Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору