17 декабря 2019 г. |
Дело N А83-11431/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 17 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конгресс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2019 по делу N А83-11431/2018 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конгресс" (298309, республика Крым, город Керчь, улица Орджоникидзе, дом 103/2) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Керчи Республики Крым (298300, Республика Крым, город Керчь, улица Кирова, дом 17) о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Конгресс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр), в котором просило: 1) признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, кадастровый номер 90:19:010103:6579, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, по ул. Орджоникидзе, выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации N 90/007/001/2018-334 от 07.05.2018; 2) обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Конгресс" на объект незавершенного строительства, кадастровый номер 90:19:010103:6579, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, по ул. Орджоникидзе.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2019 в удовлетворении требований ООО "Конгресс", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Конгресс" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.01.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то что объект незавершенного строительства был создан в соответствии с действовавшим законодательством и все необходимые для регистрации права собственности документы и сведения были представлены в Госкомрегистр.
ООО "Конгресс", Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Керчи Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, было проведено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения от 29 января 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Керченского горисполкома N 495 от 30.05.1997 "О разрешении фирме "Конгресс ЛТД" проектно-изыскательных работ по организации рынка и разработка проекта отвода земельного участка по ул. Орджоникидзе в г. Керчи" было дано разрешение на разработку проекта. Проект организации территории рынка был разработан и согласован.
На основании решения Керченского горисполкома N 829 от 12.09.1997, был заключен договор о предоставлении права временного пользования землей от 12.09.1997, цель: для организации территории рынка.
Впоследствии было осуществлено строительство временного рынка на 150 мест, который был принят в эксплуатацию.
Согласно утвержденного акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 24.12.1997, временный рынок на 150 мест был принят в эксплуатацию.
Вышеназванный акт был утвержден решением Керченского горисполкома N 1293р от 26.12.1997.
07.12.2000 исполнительный комитет Керченского городского совета заключил с ООО "Конгресс" договор аренды земельного участка, площадью 0,21 га по ул. Орджоникидзе г. Керчи, сроком до 27.10.2003, с целью расположения рынка.
В дальнейшем, решением Керченского горисполкома N 947 от 11.10.2002 Заявителю было разрешено произвести реконструкцию рынка. В суде первой инстанции представитель Общества пояснил, что была начата, но не завершена, реконструкция административно-хозяйственного блока, который приобрел признаки капитального строения, то есть объекта незавершенного строительства.
07.10.2016 Администрация г. Керчи заключила с Заявителем договор аренды указанного земельного участка с аналогичным видом разрешенного использования, сроком на три года. В указанном договоре, в пункте 1.3 установлено, что на участке располагаются объекты недвижимости - комплекс хозяйственных зданий и сооружений.
30.01.2018 Общество обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, кадастровый номер 90:19:010103:6579, площадью 90,4 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, по ул. Орджоникидзе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в связи с отсутствием разрешения на строительство заявленного к регистрации объекта, государственным регистратором осуществление государственной регистрации права, 07.02.2018 было приостановлено до 07.05.2018.
В дальнейшем, 29.03.2018 в Госкомрегистр от Общества поступило заявление о принятии дополнительных документов в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, а именно представлено решение исполнительного комитета Керченского городского совета от 11.10.2002 N 947 "О разрешении ООО "Конгресс" реконструкции рынка по ул. Орджоникидзе в г. Керчи", согласно пункту 2.2. которого, установлено получить в инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля разрешение на производство строительных работ, а пунктом 2.3 - выполнить благоустройство территории после окончания реконструкции и предъявить объект к сдаче в эксплуатацию.
19.04.2018 государственным регистратором Госкомрегистра были сделаны межведомственные запросы в Администрацию г. Керчи Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение "Муниципальный Архив города Керчи".
Согласно ответу Администрации г. Керчи Республики Крым от 27.04.2018, сведения о разрешении на производство строительных работ и ввода в эксплуатацию, по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 90:19:010103:6579, расположенного по адресу: г. Керчь, ул. Орджоникидзе отсутствуют.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, 07.05.2018 Госкомрегистром было отказано Обществу в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - объекта незавершенного строительства, кадастровый номер 90:19:010103:6579, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, по ул. Орджоникидзе, в соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ.
Не согласившись с вышеназванным отказом, ООО "Конгресс" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлен ст. 14, 21 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 данного Закона.
Статьей 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным иным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитально о строительства на земельном участке в соответствии с разрешением использованием такого земельного участка и ограничениям установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитально строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Отказывая в проведении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, Госкомрегистр исходил из того, что Обществом не было представлено разрешение на строительство заявленного к регистрации объекта.
В свою очередь, представленные в Госкомрегистр договор аренды земельного участка от 07.12.2000 и разрешение исполнительного комитета Керченского городского совета N 947 от 11.10.2002, не предусматривали размещение на спорном земельном участке объектов капитального строительства, учитывая, что земельный участок был представлен Обществу для реконструкции рынка.
Между тем, из вышеназванного договора аренды земельного участка следует, что целью аренды, согласно прилагаемому плану, является размещение рынка. При этом, утвержденное архитектурно-планировочное задание предусматривает размещение лишь нестационарных торговых объектов (лотки).
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Госкомрегистром обоснованно было отказано Обществу в проведении государственной регистрации права на незавершенный объект недвижимости. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Кроме того, требование Общества об обязании Госкомрегистра произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Конгресс" на объект незавершенного строительства, является производным от первоначального требования, соответственно также не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 января 2019 года по делу N А83-11431/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конгресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11431/2018
Истец: ООО "КОНГРЕСС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ