город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А32-28383/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Азаров Д.В. по доверенности от 09.01.2019, диплом от 26.06.2010, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.09.2019 по делу N А32-28383/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик"
к Администрации муниципального образования Крымский район
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик" (далее -заявитель, ООО "ТеплоЭнергетик", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными предписаний Администрации муниципального образования Крымский район от 20.02.2019 N 4 и от 25.04.2019 N 14.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обязанности по замене приборов учета неправомерно возложена на управляющую организацию за свой счет, поскольку в перечне и стоимости работ, являющихся приложением к договорам по управлению многоквартирными домами "обслуживание узлов учета тепловой энергии специализированной организацией" не подразумевает собой замену прибора учета, а только мелкий ремонт.
От ООО "ТеплоЭнергетик" поступили ходатайства о приобщении дополнительных документов - извещения о непригодности к применению, свидетельства о поверке, технического заключения и рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Представитель администрации возражает против приобщения данных документов.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство, учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, согласно которым принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
В судебном заседании представитель администрации возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик" своего представителя в судебное заседание не направило, о его проведении извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.01.2019 N 11 администрацией муниципального образования Крымский район в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, обществом не выполнены мероприятия по поверке узлов учета тепловой энергии и не введены в эксплуатацию узлы учета горячего водоснабжения и тепловой энергии в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л".
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом администрации муниципального образования Крымский район ООО "ТеплоЭнергетик" выдано предписание от 20.02.2019 N 4, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 22.04.2019:
- провести поверку либо замену узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л";
- ввести узлы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в эксплуатацию в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л".
25.04.2019 на основании распоряжения администрации муниципального образования Крымский район от 23.04.2019 N 31 специалистами администрации проведена внеплановая выездная проверка ООО "ТеплоЭнергетик" с целью проверки ранее выданного предписания от 20.02.2019 N 4.
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом предписания от 20.02.2019 N 4.
В связи с чем, контролирующим органом вынесено предписание от 25.04.2019 N 14, в соответствии с которым заявителю необходимо в срок до 15.07.2019 обеспечить устранение выявленных правонарушений.
Общество, не согласившись с предписаниями контролирующего органа от 20.02.2019 N 4 и от 25.04.2019 N 14, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона от 06.12.2017 N 3700-КЗ органы местного самоуправления муниципальных образований город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, Ейский район, Крымский район, Туапсинский район (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края (далее -отдельные государственные полномочия), в том числе, по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством обэнергосберрежении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261 -ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются, в том числе, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергетик" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л".
В ходе проведения администрацией муниципального образования Крымский район внеплановых документарных проверок по вопросу соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации установлено, что обществом в нарушение подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не выполнены мероприятия по поверке узлов учета тепловой энергии и не введены в эксплуатацию узлы учета горячего водоснабжения и тепловой энергии в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л".
По итогам проверки, уполномоченным должностным лицом администрации муниципального образования Крымский район ООО "ТеплоЭнергетик" выданы предписание от 20.02.2019 N 4 и от 25.04.2019 N 14, в соответствии с которыми заявителю необходимо:
- провести поверку либо замену узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л";
- ввести узлы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в эксплуатацию в многоквартирных домах по адресам: г. Крымск, ул. Белинского, д. 37 "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "К", "М", "У" и ул. Октябрьская, д. 37 "А", "Б", "Г", "Д", "Ж", "И", "Л".
В обоснование незаконности указанных предписаний, общество указывает, что поверка и введение в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в указанных многоквартирных домах невозможна, поскольку узлы учета подлежат замене, в связи с истечением установленного срока их эксплуатации.
Кроме того, заявитель указывает, что при выходе из строя общедомового прибора учета, обязанность по его замене должна быть исполнена управляющей организацией в форме заключения соответствующего договора с организацией, осуществляющей поставку в многоквартирный дом соответствующего коммунального ресурса.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2013 ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Вместе с тем, названная норма не прекращает обязанность управляющих организаций проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества обслуживаемых многоквартирных домов, в том числе принимать меры по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом ввод прибора учета в эксплуатацию является неотъемлемой частью процедуры установки прибора учета, ее завершающим этапом.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Специальной процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с этим, общедомовой прибор учета с момента установки включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 61 и 62 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
В силу пункта 63 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, обязанность по созданию комиссии по вводу узла учета в эксплуатацию, поверке узла учета возложена на владельце узла учета.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия по вводу в эксплуатацию приборов учета возложены на управляющую организацию.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что на момент заключения договора управления МКД коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме был установлен силами ресурсоснабжающей организации, но не введен в эксплуатацию.
Документальные доказательства выхода из строя приборов учета, обществом в материалы дела не представлены, в связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что обязанность по проведению поверки и введению в эксплуатацию спорных узлов учета правомерно возложена на управляющую организацию.
Апелляционной коллегия не принимает доводы общества о неправомерности возложения обязанности по замене приборов учета на управляющую организацию за свой счет, поскольку в перечне и стоимости работ, являющихся приложением к договорам по управлению многоквартирными домами, заключаемым собственниками помещений с ООО "ТеплоЭнергетик", для жильцов установлены нормативы оплаты за услугу "обслуживание узлов учета тепловой энергии специализированной организацией".
В заявлении суда общество указывало, что 13.12.2017 ООО "ТеплоЭнергетик" направило в адрес АО "Краснодартеплосеть" письмо N 997/01/14 с просьбой рассмотреть возможность перевода индивидуальных тепловых приборов вышеуказанных многоквартирных домов на независимую схему теплоснабжения, а также выполнить мероприятия по установке и замене приборов учета используемых энергетических ресурсов на объектах, подлежащих оснащению приборами учета. Кроме того, общество обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий при заключении договора.
Не принимаются довод апелляционной жалобы о том, что прибор не пригоден к применению, свидетельства о поверке, техническое заключение, что, по мнению общества, подтверждает отсутствие обязанности общества.
Представленные доказательства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых предписаний. Кроме того, неосуществление мероприятий по поверке и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии приводит к значительным затратам энергоресурсов и нарушает права собственников жилых помещений в части размера платы за поставляемый коммунальный ресурс.
Учитывая совокупность вышеперечисленных обстоятельств, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемых предписаний.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 26.09.2019.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2019 по делу N А32-28383/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28383/2019
Истец: ООО "ТеплоЭнергетик"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КРЫМСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРЫМСКОГО РАЙОНА, Администрация муниципального образования Крымского района