город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А53-26685/2019 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области "Шахтинский психоневрологический интернат",
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.09.2019 по делу N А53-26685/2019
по иску Государственного унитарного предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
к Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области "Шахтинский психоневрологический интернат",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Ростовской области "Шахтинский психоневрологический интернат" (далее - ГАУСОН РО "Шахтинский психоневрологический интернат") о взыскании задолженности в размере 266 990,56 руб. за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 20.09.2019 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены полностью.
Мотивированный текст судебного акта составлен 30.09.2019.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец представил в материалы дела и сослался в иске на договор с другой датой. ГАУСОН РО ГАУСОН РО "Шахтинский психоневрологический интернат" является государственным социальным учреждением, в котором проживают инвалиды 1 и 2 группы в жилых домах, с постоянной регистрацией по месту проживания и относятся к категории потребителей, которые приравнены к населению согласно Приложению N 1 п. 1 Постановления Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания заселения относятся к потребителям, приравненным к населению. Информация о том, что в целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента, государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему канализации г. Шахты по адресам: г. Шахты ул. Шурфовая, 99, ул. 10 лет ЗИ, 124 является ошибочной. Согласно данным, указанным в Актах контрольного отбора проб сточных вод N: 1 от 18.04.2018 г.; N 1 от 10.07.2018 г.; N 1 от 08.10.2018 г.; N1 от 29.01.2019 г. пробы брались только по адресу: г. Шахты ул. Достоевского, 94. Суд применил закон, не подлежащий применению. В представленных счетах ГУП РО "УРСВ" и прилагаемых к ним расчетах неверно указаны допустимые нормы, а также не учтен процент погрешности.
Апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - организация ВКХ) и государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Ростовской области "Шахтинский психоневрологический интернат" (далее - абонент) 29.01.2018 заключен договор по транспортировке сочных вод N 108/СТ, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая транспортирование сточных вод, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку до места очистки, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре (п. 1.1 договора).
Довод о разных редакциях договора отклоняется. Ответчик ссылается на несоответствие пункта 3.3.14 экземпляра договора истца и экземпляра договора ответчика.
Между тем, указанный пункт является идентичным и обоих представленных экземплярах.
На иные несоответствия ответчиком не указано, судом апелляционной инстанции расхождений не усмотрено.
Дата договора правового значения не имеет, поскольку наличие правоотношений само по себе ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 1.3 договора прием сточных вод производится по следующим присоединениям абонента: г. Шахты, ул. Шурфовая, 99, ул. 10 лет ЗИ, 124.
Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на транспортировании сточных вод, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 2.1 договора).
В соответствии с п. 2.2 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце осуществляется до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе требовать реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объёму и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия, на централизованную систему водоотведения (п. 3.1.9 договора).
Согласно п. 3.3.14 договора абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
16.01.2019 между государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" и государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Ростовской области "Шахтинский психоневрологический интернат" заключен договор N 108/СТ на аналогичных условиях.
В целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента, государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему канализации г. Шахты по адресам: г. Шахты, ул. Шурфовая, 99, ул. 10 лет ЗИ, 124, что отражено в актах контрольного отбора проб сточных вод N 1 от 18.04.2018 г.; N 1 от 10.07.2018 г.; N 1 от 08.10.2018 г.; N 1 от 29.01.2019 г.
Пробы отобраны при участии представителей абонента, без замечаний и дополнений, о чем имеются соответствующие отметки.
Доводы о том, что пробы отобраны на ином адресе, опровергаются содержанием актов контрольного отбора проб сточных вод.
Согласно информации отраженной в Актах, отбор проб сточных вод производился из контрольного канализационного колодца по ул.Шурфовая, 99. Из контрольного колодца "ул. 10 лет ЗИ, 124 пробы не отбирались, в Актах сделана запись "стоков нет". Акты отбора подписаны представителем Ответчика без замечаний, правом на отбор и исследование параллельных (контрольных) проб сточных вод Ответчик не воспользовался.
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией, показал, что качество сточных вод, сбрасываемых абонентом, не удовлетворяет действующим "Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах", отводимых абонентами в системы канализации г. Шахты", утвержденных распоряжением Мэра г. Шахты от 26.07.2005 N 3429, а также установлено превышение нормативов по содержанию загрязняющих веществ, предусмотренных пунктами 113, 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, что подтверждается протоколами испытаний (измерений) проб воды N 104 от 23.04.2018 г.; N 356 от 10.08.2018 г.; N 822 от 14.12.2018 г.; N 15 от 04.02.2019 г.
По итогам полученных результатов качества сточных вод истцом был произведен расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимально допустимых значений показателей и концентраций в централизованную систему канализации ГАУСОН РО "Шахтинский психоневрологический интернат" в соответствии с формулой п. 123 Постановления Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 г. за периоды с 01.07.2018 г. по 01.10.2018 г.; с 01.01.2019 г. по 14.02.2019 г., а также за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимой концентрации, в части превышения максимально допустимых значений показателей и концентраций за тот же период в соответствии с п. 2.9.2 Постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 г. N348 (с изм. внесёнными Постановлением Правительства РО N340 от 12.05.2017 г.) за периоды с 01.04.2018 г. по 14.06.2018 г.; с 01.07.2018 г. по 14.02.2019 г.
ГУП РО "УРСВ" произвел расчет платы за негативное воздействие загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах ГАУСОН РО "Шахтинский психоневрологический интернат" на работу централизованной системы водоотведения г. Шахты и платы за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации в систему канализации г. Шахты за указанные периоды на общую сумму 266 990,56 руб., из них: плата за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за периоды с 01.04.2018 по 14.06.2018 и с 01.07.2018 по 14.02.2019 в размере 9 878,78 рублей, плата за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в периоды с 01.07.2018 по 01.10.2018 и с 01.01.2019 по 14.02.2019 в размере 257 111,78 рублей.
Спорные правоотношения по своей правовой природе подлежат правовому регулированию общими нормами обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, специальному регулированию главы 30 части второй названного кодекса, поскольку возникают из правоотношений в сфере потребления энергоресурса, а также специальному регулированию положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, приведенные акты разграничивают компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых осуществляет деятельность тот или иной абонент, относя к компетенции первых порядок взимания платы, включая определения ее размера путем установления повышающих коэффициентов к утвержденным тарифам при превышении хозяйствующими субъектами нормативов ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а к компетенции вторых - сами нормы ПДК с учетом местных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку сточных вод, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Разделом 1 Правил N 644 установлено, что нормативы водоотведения по составу сточных вод - это показатели состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведення сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Согласно пункту 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Никаких исключений для жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан в указанной части законодательством не предусмотрено.
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункты 113 и 114 Правил N 644).
В приложении N 3 к Правилам N 644 содержатся нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, характеризующие их физические, химические, бактериологические и другие свойства (реакция среды (pH), жиры (растворенные и эмульгированные), нефтепродукты (растворенные и эмульгированные), хлор и хлорамины, фенолы, сульфаты и др.).
Обязанность компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктом 114 названных Правил.
Как указано в подпункте "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, пунктом 61 которых предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом, в том числе соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, что предусмотрено пунктом 65 Правил N 167.
Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами регулируются Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 2, 3 Правил N 525).
Согласно пунктам 27, 28, 29 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Также абонент имеет право на проведение параллельного отбора проб сточных вод.
Как было указано выше в целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента, государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему канализации г. Шахты по адресам: г. Шахты, ул. Шурфовая, 99, ул. 10 лет ЗИ, 124, что отражено в актах контрольного отбора проб сточных вод N 1 от 18.04.2018 г.; N 1 от 10.07.2018 г.; N 1 от 08.10.2018 г.; N 1 от 29.01.2019 г. соответственно.
Пробы отобраны при участии представителей абонента, без замечаний и дополнений, о чем имеются соответствующие отметки.
Ответчик не воспользовался своим правом на проведение параллельного отбора проб сточных вод и проведение параллельного исследования отобранных проб сточных вод.
По результатам анализа проб сточных вод испытательной лабораторией выданы протоколы испытаний (измерений) проб воды N 104 от 23.04.2018 г.; N356 от 10.08.2018 г.; N822 от 14.12.2018 г.; N15 от 04.02.2019 г., согласно которым сточные воды содержат химические вещества, концентрация которых превышает предельно допустимые величины, установленные Постановлением Правительства РФ N644 от 29.07.2013 г. (приложение N5) по ph, БПК5, железу, а также по показателю железо общ., СПАВ, БПК5, установленные Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 г. N348 (с изм. внесёнными Постановлением Правительства РО N340 от 12.05.2017 г.).
Материалами дела подтверждается факт превышения ответчиком предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента, сбрасываемых в канализацию, что подтверждается актами отбора соответствующих проб, претензиями, направленными в адрес ответчика с приложением расчетов платы за превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих от ответчика в систему канализации истца, актами оказанных услуг по приему сточных вод с превышением допустимых концентраций.
Истец произвел расчет платы в соответствии с действующим законодательствам, с учетом выявленной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента и общего объема сброшенных им сточных вод.
Ответчик сумму задолженности по существу не оспорил, доказательств оплаты не представил, при таких обстоятельствах требование истца о взыскании задолженности в сумме 266 990,56 руб., из них: плата за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за периоды с 01.04.2018 по 14.06.2018 и с 01.07.2018 по 14.02.2019 в размере 9 878,78 рублей, плата за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в периоды с 01.07.2018 по 01.10.2018 и с 01.01.2019 по 14.02.2019 в размере 257 111,78 рублей, удовлетворено правомерно.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2019 по делу N А53-26685/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26685/2019
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ШАХТИНСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ"