город Омск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А46-8458/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Кливера Е.П., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11152/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.07.2019 по делу N А46-8458/2019 (судья Чернышев В.И), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Шкуренко" (ИНН 5504086398, ОГРН 1035507025619) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Бетонный завод "Монолит", о признании недействительным решения N 10 от 18.02.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Кирпота Екатерина Константиновна (по доверенности от 20.05.2019 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Шкуренко" - Самкова Юлия Денисовна (по доверенности от 01.03.2019 сроком действия до 31.12.2019);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Шкуренко" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "Шкуренко") обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган) о признании незаконным решения от 18.02.2019 N 10 в части указания направления включающего в санитарно-защитную зону земельный участок 55:36:150101:150; в качестве устранения нарушения прав и законных интересов обществом просило внести в пункт 1 указанного решения сведений исключающих земельный участок 55:36:150101:150 из санитарно - защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит"; уведомить о таком исключении Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (том 1, л. д. 42-43).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бетонный завод "Монолит" (далее - ООО "Бетонный завод "Монолит").
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.07.2019 по делу N А46-8458/2019 требования ООО "ТД "Шкуренко" удовлетворены, признано незаконным решение Управления Роспотребнадзора по Омской области, административный орган от 18.02.2019 N 10 об установлении санитарно - защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит", площадка которого расположена по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2 от 18.02.2019, в части указания направления, включающего в санитарно-защитную зону земельный участок 55:36:150101:150. Судом определено внести в пункт 1 решения от 18.02.2019 N 10 сведения, исключающие земельный участок 55:36:150101:150 из санитарно - защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит", площадка расположена по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2, от 18.02.2019 по направлениям от внешних границ земельных участков с кадастровым номером 55:36:150101:332; 55:36:150101:518; 55:36:150101:519 и уведомить о таком исключении Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Этим же судебным актом с Управления в пользу ООО "ТД "Шкуренко" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы податель ссылается на то, что именно ООО "Бетонный завод "Монолит" несет ответственность за достоверность и обоснованность исходных данных; установление границ санитарно-защитной зоны или ее изменение носят заявительный характер, в свою очередь ООО "ТД "Шкуренко" к Управлению не обращалось.
Кроме того, административный орган полагает, что суд не наделен правом на экспертные утверждения, в условиях отсутствия заключения эксперта не может самостоятельно изменить санитарно-защитную зону, так как отсутствуют установленные показатели влияния химического, физического и биологического воздействия на среду обитания человека.
Определением от 09.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29.10.2019.
От ООО "ТД "Шкуренко" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
При подготовке к судебному заседанию судом апелляционной инстанции установлено, что материалы настоящего дела не содержат, указанных в качестве приложений к оспариваемому решению Управления, текстового и графического описания, проекта санитарно-защитной зоны и заключения эксперта, являвшихся основанием для вынесения спорного решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции 29.10.2019 представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области пояснил, что указанные документы в данном судебном заседании представить не может, в связи с чем заявил устное ходатайство об отложении судебного заседания для представления в материалы дела дополнительных документов.
В связи с удовлетворением судом ходатайства административного органа, судебное разбирательство отложено на 27.11.2019. Управлению Роспотребнадзора по Омской области предложено представить в материалы дела в срок до 22.11.2019 решение от 18.02.2019 N 10 со всеми текстовыми и графическими приложениями, заключение эксперта в полном объеме, проект санитарно-защитной зоны.
22.11.2019 от Управления Роспотребнадзора по Омской области поступили дополнения к жалобе, в которых административных орган указывает, что часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150 принадлежащая ООО "ТД "Шкуренко" входит в границы санитарно-защитной зоны ООО "Бетонный завод "Монолит" и относится к зоне производственно-коммунальных объектов IV - V классов опасности (П-3), которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий IV - V классов опасности, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Руководствуясь общедоступными сведениями, размещенными в программе "2 ГИС", Управление указывает, что участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 ООО "ТД "Шкуренко" фактически используется для размещения пейнтбольного клуба "Сталинград", относящегося к спортивному сооружению открытого типа, в силу чего права заявителя установлением санитарно-защитной зоны не нарушаются.
К дополнению приложены дополнительные документы: решение от 18.02.2019 N 10, 2, текстовое и графическое описание местонахождения границ с особыми условиями, санитарно-эпидемиологическое заключение N 55.01.02.00.Т.000753.07.16 от 25.07.2016, заключение эксперта N 198 от 21.06.2016, протокол испытаний N 34 X, 35 Х,36 Х,38 Ш от 21.01.2019, проект санитарно-защитной зоны ООО "Бетонный завод "Монолит", сведения из "2ГИС", выдержка из Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 статья 42, таблица N 1.
В судебном заседании представителем Управления заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела указанных документов.
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 26 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ и приведенными разъяснениями, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приобщает представленные административным органом дополнения к апелляционной жалобе и дополнительные документы.
На вопрос суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТД "Шкуренко" подтвердил то обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:150101:150 расположен пейнтобольный клуб. При этом документы, подтверждающие данное обстоятельство представить не смог.
На вопрос суда о наличии кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150, представитель ООО "ТД "Шкуренко" указала, что данный документ в материалы дела им не представлялся, в какой зоне находится земельный участок пояснить не смогла.
В ходе рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отложения судебного заседания с целью вынесения на обсуждение сторон вопросов, относящихся к предмету спора и пределам доказывания, доводам апелляционной жалобы и отзыву на нее (статья 133 АПК РФ, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), а также представления дополнительных документов по делу.
Определением суда апелляционной инстанции от 27.11.2019 заседание отложено на 16.12.2019, ООО "ТД "Шкуренко" предложено представить в канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда и в адрес лиц, участвующих в деле, письменные пояснения с указанием своей позиции относительно возможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П-3), а также фактических ограничений, вводимых для этого участка санитарно-защитной зоной; а также представить дополнительные документы, а именно:
- выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150, содержащую его характеристики, кадастровый паспорт земельного участка;
- доказательства того, каким образом фактически используется земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150.
Судом также предложено представить лицам, участвующим в деле, письменные пояснения с указанием своей позиции относительно того, возможен ли такой способ исполнения восстановления права, как исключение земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150 из санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит" по направлениям от внешних границ земельных участков с кадастровым номером 55:36:150101:332; 55:36:150101:518; 55:36:150101:519.
10.12.2019 от Управления поступили письменные пояснения, согласно которым земельный участок ООО "ТД "Шкуренко" с кадастровым номером 55:36:150101:150 расположен по направлению от внешних границ земельного участка ООО "Бетонный завод "Монолит" на юго-восток (ЮВ) 208 м и не относится к объектам с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха (определенными нормативами). Управление, ссылаясь на экспертное заключение ООО "Центр независимых экспертиз" от 21.06.2016 N 198, отмечает, что в соответствии с проектом ООО "Бетонный завод "Монолит" и заключением эксперта, при расчете рассеивания была получена изолиния в 0,8 ПДК по пыли неорганической, содержащей двуокись кремния 70-20% (2908) по направлению ЮВ - 246 м, а также изолиния в 1.0 ПДК по направлению на ЮВ - 177 м. Расчетная санитарно-защитная зона по физическому воздействию (шум) получена по направлению ЮВ - 84...157 м. Согласно проведенным расчетам по проекту санитарно-защитной зоны, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:150101:150, по направлении юго-восток от внешних границ ООО "Бетонный завод "Монолит", накладывается изолиния в 0,8 ПДК по пыли неорганической на расстоянии 246 м, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровню загрязняющих веществ для данного участка и не противоречит пункту 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01, а также не нарушает его права на осуществление использования земельного участка по его назначению (сельскохозяйственное производство).
Кроме этого, административный орган отметил, что само по себе исключение земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150 из решения N 10, каким-либо образом не изменит влияния загрязняющих веществ на атмосферный воздух и уровень физического воздействия от деятельности ООО "Бетонный завод "Монолит", а при изменении назначения данного участка и размещении в будущем в его границах нормируемых территорий поставит под угрозу жизнь и здоровье людей, которые будут находиться на данной территории.
12.12.2019 от ООО "ТД "Шкуренко" также поступили письменные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 относится к зоне с функциональным назначением - промышленность с расположением на ней сельскохозяйственных объектов (территориальная зона сельскохозяйственного использования). Общество отметило, что, так как земельный участок согласно схеме современного использования территории города Омска (опорному плану) относится к зоне сельскохозяйственного использования, то установление санитарно-защитной зоны ООО "Бетонный завод "Монолит" в части включения сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:150101:150, принадлежащем на праве собственности ООО "ТД "Шкуренко", приводит к невозможности фактического использования этого земельного участка по целевому назначению. ООО "ТД "Шкуренко" подтвердило, что использует земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 для корпоративных мероприятий, в остальное время на данном участке располагается пейнтбольный клуб "Сталинград". Общество указывает, что ООО "ТД "Шкуренко" не должно нести финансовые потери на оформление заказа нового проекта санитарно-защитной зоны, заключения эксперта, так как решение административного органа является незаконным.
К указанным пояснениям приложена выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150, кадастровый паспорт земельного участка от 25.02.2009 N 5536/202/09-2483, схема современного использования территории города Омска (опорный план).
В заседании апелляционной инстанции 16.12.2019 судом определено приобщить поступившие пояснения от лиц, участвующих в деле, с приложенными дополнительными доказательствами.
Представитель Управления доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе с учетом дополнений и пояснений.
Представитель ООО "ТД "Шкуренко" оспаривал доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и пояснениях.
Представитель ООО "Бетонный завод "Монолит", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом дополнений), отзыв, пояснения, заслушав представителя Управления и ООО "ТД "Шкуренко", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 заместитель главного государственного санитарного врача по Омской области Усков П.А., рассмотрев проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит" (г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2), "Текстовое и графическое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон санитарно-защитная зона предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит", площадка расположена по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2"; Экспертное заключение N 158 от 21.07.2016, Санитарно-эпидемиологическое заключение N55.01.02.000.Т.000753.07.16 от 25.07.2016 по вопросу об установлении санитарно- защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит" на участках с кадастровыми номерами 55:36:150101:332, 55:36:150101:518, 55:36:150101:519 и в целях предотвращения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (далее - Постановление N 222), решением N10 установил санитарно-защитную зону предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит" по направлениям от внешних границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:150101:332, 55:36:150101:518, 55:36:150101:519, м: с севера 300,0, с северо-востока 300,0, с востока 300,0, с юго-востока 300, с юга300,0, с юго-запада 300,0, с запада 300,0, с северо-запада 300,0.
Границы установлены в соответствии с "Текстовым и графическим описанием местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких зон Санитарно-защитная зона предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит", площадка расположена по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2".
В пункте 2 приведенного решения отмечено, что в границах санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит", площадка расположена по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 219, корп. 2, на участках с кадастровыми номерами 55:36:150101:332, 55:36:150101:518, 55:36:150101:519 не допускается использования земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
26.02.2019 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области направила в адрес ООО "ТД "Шкуренко" уведомление о внесении в Единый Государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия N 12/3030.
Указанным уведомлением доведено до сведения ООО "ТД "Шкуренко", что решением Управления Роспотребнадзора по Омской области N 10 от 18.02.2019 в ЕГРН внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия 20.02.2019. В связи с изложенным на земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 наложено ограничение в использовании в связи с внесением в ЕГРН сведений о зоне 55:36-6.1494.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 принадлежит на праве собственности ООО "ТД "Шкуренко", относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Из кадастрового паспорта земельного участка от 25.02.2009 N 5536/202/09-2483 также следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 обладает видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В связи с установлением санитарно-защитной зоны решением от 18.02.2019 N 10 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150 установлены ограничения права на объект недвижимости, что отражено в выписке ЕГРН в разделе "особые отметки". Так, в силу решения N 10 в границах санитарно - защитной зоны предприятия ООО "Бетонный завод "Монолит" не допускается использование земельных участков, в том числе в целях: производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Полагая, что такое решение заинтересованного лица нарушает права и законные интересы ООО "ТД "Шкуренко" в использовании участка в соответствии с его видом разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены, что послужило основанием для обжалования решения административным органом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий приведено в пункте 4 статьи 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), под зоной с особыми условиями использования территорий понимаются, в частности, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются с целью защиты граждан и окружающей среды от негативных факторов воздействия объектов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222).
Пунктом 2 Правил N 222 на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пункту 3 Правил N 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
В соответствии с пунктом 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Согласно пункту 13 Правил N 222 заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Пунктом 14 указанных правил предусмотрено, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В силу пункта 16 Правил N 222 проект санитарно-защитной зоны содержит:
а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны являются:
а) отсутствие документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;
б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 настоящих Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, в частности подпунктом "в" пункта 27 Правил N 222 предусмотрено, что ограничения налагаемые установлением санитарно-защитной зоны не должны приводить к невозможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.
ООО "ТД "Шкуренко", ссылаясь на нарушение прав общества установлением сведений санитарно-защитной зоны 55:36-6.1494, указывает, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В ходе рассмотрения настоящей жалобы апелляционным судом приобщена к материалам дела выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:150101:150, согласно которому последний принадлежит на праве собственности ООО "ТД "Шкуренко", относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Из кадастрового паспорта земельного участка от 25.02.2009 N 5536/202/09-2483 также следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 обладает видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам (пункт 1 статьи 85 ЗК РФ).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
В силу пункта 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно статье 48 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" спорный земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне (П), в свою очередь данные выделены для обеспечения правовых условий формирования промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских объектов различных классов опасности, деятельность которых связана с высокими уровнями шума, загрязнения, интенсивным движением большегрузного автомобильного и железнодорожного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Зона производственно-коммунальных объектов I - II классов опасности (П-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий I - II классов опасности, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне производственно-коммунальных объектов I - II классов опасности приведены в таблице N 1 статьи 42 и статье 43 настоящих Правил.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне производственно-коммунальных объектов I - II классов опасности приведены в таблице N 1 статьи 42 и статье 43 настоящих Правил.
Максимальный класс опасности объектов и сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, - I (по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Таблица N 1 "Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска" статьи 42 решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 содержит указание на следующие условные обозначения: О - основной вид разрешенного использования, У - условно разрешенный вид использования, В - вспомогательный вид разрешенного использования, (условный знак не указан) - запрещенный вид использования
В соответствии с вышеуказанной таблицей в отношении объектов сельскохозяйственного назначения установлен условно разрешенный вид использования - теплично-парниковые объекты, питомники, дендрарии для выращивания, селекции и воспроизводства садовых и огородных культур, декоративных и лекарственных растений; а также установлен основной вид разрешенного использования - коллективные овощехранилища.
Таким образом, с учетом того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:150101:150 расположен в зоне производственно-коммунальных объектов, то в этой зоне разрешено использовать только такие объекты сельскохозяйственного назначения, как теплично-парниковые объекты, питомники, дендрарии для выращивания, селекции и воспроизводства садовых и огородных культур, декоративных и лекарственных растений, а также коллективные овощехранилища.
Из представленного обществом кадастрового паспорта спорного земельного участка от 25.02.2009 N 5536/202/09-2483 усматривается, что весь земельный участок был занят и необходим для использования нежилого строения: оранжереи и бытового корпуса, одноэтажного здания с одноэтажной кирпичной пристройкой, общей площадью 31 008,10 кв.м, литеры А, А1. Условный номер 55-55-01/114/2005-076.
Не один из названных видов деятельности ООО "ТД "Шкуренко" на спорном земельном участке не имеет право осуществлять в силу расположения земельного участка в зоне производственно-коммунальных объектов.
Следовательно, с учетом того, что спорный земельный участок был предоставлен под обслуживание здания оранжереи, то он и был отнесен к таком виду разрешенного использования как "для сельскохозяйственного производства".
Как было выше сказано, в силу пункта 5 Правил N 222 и внесения в ЕГРН ограничений со дня установления санитарно-защитной зоны на земельный участок, расположенный в границах такой зоны, не допускается размещение объектов размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства, размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Единственно разрешенный вид - эксплуатация оранжереи пункту 5 Правил N 222 не противоречит.
Кроме того, как пояснила представитель ООО "ТД "Шкуренко" суду апелляционной инстанции на данный момент на земельной участке с кадастровым номером 55:36:150101:150 оранжерея отсутствует, так как была снесена.
При таких обстоятельствах, доводы ООО "ТД "Шкуренко" о том, что установленная санитарно-защитная зона нарушает права заявителя, так как влечет невозможность для общества осуществлять сельскохозяйственную деятельность, признаются несостоятельными, поскольку общество и до установления данной зоны было не вправе ее осуществлять, так как земельный участок предоставлялся именно для использования оранжереи, а не производства и перерабоки сельскохозяйственной продукции.
Более того, ООО "ТД "Шкуренко" подтвердило утверждение административного органа о том, что земельный участок фактически используется для игры в пейнтбол.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленная санитарно-защитная зона не препятствует использованию земельного участка, находящегося на землях населенного пункта в зоне (П3), поскольку именно в зоне (П3) предусмотрена возможность формирования санитарно-защитных зон (как один из возможных видов пользования землей), в свою очередь, осуществлять сельскохозяйственную деятельность не может, поскольку противоречит правилам землепользования и застройки.
По убеждению апелляционного суда, решение от 18.02.2019 N 10 не является незаконным, так как не привело к нарушению подпункта "в" пункта 27 Правил N 222.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Омской области от 12.07.2019 по делу N А46-8458/2019 подлежит отмене, апелляционная жалоба административного органа - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 12.07.2019 по делу N А46-8458/2019 - отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Шкуренко" о признании недействительным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 18.02.2019 N 10 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8458/2019
Истец: ООО "Торговый дом "Шкуренко"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области
Третье лицо: ООО "Бетонный завод "Монолит"