г. Пермь |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А60-31598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игитовой А.В.,
при участии:
от истца - Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области: Капустина М.В. (паспорт, доверенность от 16.10.2019, диплом),
от ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива "Пригородное": Кочнев Ю.В. (паспорт, доверенность от 09.01.2018, диплом),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 сентября 2019 года
по делу N А60-31598/2019,
принятое судьей Федоровой Е.Н.,
по иску Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) в настоящее время Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
к СПК "ПРИГОРОДНОЕ" (ИНН 6611009022, ОГРН 1046600540348)
о взыскании предоставленных субсидий в размере 2732965 руб. 00 коп.,
установил:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Пригородное" (далее - ответчик, СПК "Пригородное") о взыскании предоставленных субсидий в размере 2 732 965 руб. 00 коп., в том числе части субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) в сумме 590 240 руб. 00 коп. и части субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в сумме 2 142 725 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.09.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Приводит доводы о невозможности применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации для регламентации правоотношений по предоставлению из федерального и областного бюджетов субсидий юридическим и физическим лицам, возникших между Министерством - как главным распорядителем бюджетных средств и ответчиком - как получателем субсидии; ответчик не входит в перечень участников бюджетного процесса; возврат ответчиком в областной бюджет субсидий, полученных с нарушением условий их предоставления, установленных нормативными правовыми актами правительства Свердловской области, мерой бюджетного принуждения не является и статьей 306.4 БК РФ не регламентируется. Ссылается, на нарушение ответчиком положений, заключенных соглашений о предоставлении субсидии из областного и федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе от 09.06.2017 N 09-84/53 и на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства от 16.06.2017 N 400. Указывает, что ответчик не соответствовал требованиям к получателю субсидий, предусмотренным в соответствующих нормативных актах, определяющих порядок предоставления данных субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП и от 09.04.2014 N 298-ПП.
В представленном отзыве ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в марте 2018 года в отношении ответчика проведена проверка правомерного получения и эффективного использования субсидий, выделенных из федерального и областного бюджета сельскохозяйственному производственному кооперативу "Пригородное" за 2016 - 2017 года, о чем составлен акт проверки от 30.03.2018 за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В ходе проверки установлено, что при подаче заявления о предоставлении субсидий, от 07.06.2017 справкой N 4110 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной СПК "Пригородное" (кооперативу) Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области (код инспекции ФПС России 6676) по состоянию на 01.05.2017 года, подтверждено отсутствие задолженности СПК в бюджеты всех уровней по налоговым и иным платежам.
В целях осуществления проверки информации, содержащейся в справке, Министерством посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) направлен запрос в Федеральную налоговую службу России (код инспекции ФНС России 6676).
В ответ на данный запрос посредством СМЭВ в Министерство поступило заключение от 26.03.2018 об имеющейся за СПК "Пригородное" по состоянию на 01.05.2017 задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства в общей сумме 117 тыс.руб.
В акте проверки сделан вывод, что в целях получения субсидий СПК "Пригородное" (кооперативом) был представлен в Министерство документ (справка), содержащий недостоверные сведения, что привело к факту неправомерного получения субсидий на возмещение затрат части процентной ставки по краткосрочным кредитам за период с января по май 2017, общая сумма которых составила 896 282 тыс. руб., в том числе - из федерального бюджета - 590 240 тыс. руб., и из областного бюджета - 306 042 тыс. руб.
В соответствии с п. 30 постановления Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (ред. от 17.03.2017) при выявлении нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также фактов неправомерного получения субсидий, субсидии подлежат возврату в течение 30-ти календарных дней с момента получения соответствующего требования.
В акте проверки также указано, что в июне 2017 года справкой от 19.06.2017 N 4186 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной СПК "Пригородное" (кооперативу) Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области по состоянию на 01.06.2017 года подтверждено отсутствие задолженности СПК "Пригородное" в бюджеты всех уровней по налоговым и иным платежам. В целях осуществления проверки информации, содержащейся в справке, Министерством посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия был направлен запрос в Федеральную налоговую службу России.
В ответ на данный запрос посредством СМЭВ в Министерство поступило заключение от 19.03.2018 об отсутствии по состоянию на 01.06.2017 за СПК "Пригородное" задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства. Таким образом, достоверность справки в данном случае подтверждена.
На основании результатов данной проверки истец обратился к ответчику с требованием о возврате субсидий, в связи с выявленным Министерством нарушением со стороны ответчика порядка предоставления субсидий (а именно, в связи с предоставлением ответчиком недостоверных данных об отсутствии налоговой задолженности по состоянию на 01.05.2017).
Указанные обстоятельства послужили для истца основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 78 Кодекса, субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (статья 1).
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с частью 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, приложением N 9 к которой являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 76-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2013 N 110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области" (далее - Порядок).
Согласно Порядку субсидии предоставляются в целях возмещения части фактических понесенных получателями затрат и размер предоставляемой получателю субсидии не должен превышать размер фактически понесенных получателем затрат.
Одним из условий получения субсидии является отсутствие просроченной задолженности.
Согласно пункту 8 Регионального порядка и пункту 17 Регионального порядка по технике у организаций агропромышленного комплекса, претендующих на получение субсидии (далее - получатели) на 01 января текущего финансового года или 01 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидии (в том числе технической субсидии), должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1 пункта 12 Регионального порядка и подпункта 2 пункта 13 Регионального порядка по технике несоответствие Получателя данному требованию является безусловным основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении Субсидии.
Пунктами 10 Регионального порядка и Регионального порядка по технике установлено, что Получатели вправе в подтверждение своего соответствия вышеуказанному требованию предоставить в Министерство справку из налогового органа об отсутствии у Получателя по состоянию на 01 января текущего финансового года или на 01 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство, Управление и органы государственного финансового контроля Свердловской области осуществляют обязательные проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии (п. 26 Порядка).
В случае выявления министерством, управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения получателем условий предоставления субсидии, а также фактов неправомерного получения субсидии, выявления факта отчуждения получателем имущества в течение пяти лет с даты заключения Соглашения о предоставлении субсидии, расторжения договора лизинга субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение тридцати календарных дней с даты получения получателем требования о возврате субсидии. Требование о возврате субсидии направляется Министерством получателю в течение пятнадцати рабочих дней с даты оформления акта проверки (п. 27 порядка).
Таким образом, по условиям Правил, именно на Министерство возложена обязанность проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Следовательно, при принятии решения о предоставлении субсидии, Министерство имело возможность самостоятельно, с целью проверки предоставленных сведений, запросить у налогового органа в порядке межведомственного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) у ответчика задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов - на дату подачи заявления, при выявлении факта не соответствия требованиям Правил - отказать в предоставлении субсидии, что им сделано не было.
Между тем, только по результатам проверки проведенной Министерством в марте 2018 года правомерного получения и эффективного использования субсидий, выделенных из федерального и областного бюджетов сельскохозяйственному производственному кооперативу "Пригородный" за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (акт проверки от 30.03.2018), установлено, на 01.05.2017 у общества имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
18.04.2018 Министерством было направлено требование о возврате субсидии в областной бюджет от 17.04.2018 N 06-01-82/2732.
Вместе с тем, на дату подписания соглашений от 09.06.2017 N 09-84/53 и от 16.06.2017 N 400 задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов у ответчика (СПК "Пригородное") отсутствовала, что сторонами не оспаривается.
Какие-либо негативные последствия для государства и общества не наступили, допущенное нарушение установленного порядка предоставления субсидии имеет формальный характер, следовательно, требования об ответственности за нарушение, несоразмерны объему заявленных требований.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно сформировавшейся практике Конституционного суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06.06.1995 N 7-П. от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 N 14-П и от 14.07.2003 N 12-П, Определение от 05.03.2004 N 82-0).
В данном случае субсидии были предоставлены в рамках осуществления государственных программ:
- государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы",
- государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года", а также принципы и цели государственной политики поддержки сельского хозяйства.
Факт целевого использования предоставленных ответчику средств истцом не оспаривается.
Актом проверки от 30.03.2018 не установлено нецелевого использования выделенных ответчику денежных средств, установлено эффективное использование субсидий, выделенных из федерального и областного бюджета сельскохозяйственному производственному кооперативу "Пригородное" за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств Министерством не оспорен, цели и задачи государственной программы в целом достигнуты, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с мнением суда о том, что оснований для взыскания правомерно предоставленной ответчику и использованной им по целевому назначению субсидии и, соответственно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Оснований для взыскания с Управления сельского хозяйства Тамбовской области государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2019 года по делу N А60-31598/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31598/2019
Истец: Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ПРИГОРОДНОЕ"