город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-21338/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс": представители Бухарева К.В. по доверенности от 15.05.2019, паспорт; Бенделиани Т.Н. по доверенности от 10.04.2017, паспорт;
от Департамента ветеринарии Краснодарского края: представитель Никитина Я.С. по доверенности от 15.05.2019, удостоверение N 188;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.09.2019 по делу N А32-21338/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс"
к Департаменту ветеринарии Краснодарского края
при участии третьего лица: Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - заявитель, ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным требования Департамента ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент) от 12.04.2019 N 09-011/19-05.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Южное межрегиональное управление Россельхознадзора).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 устное ходатайство заявителя об объявлении перерыва в судебном заседании отклонено. Ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие удовлетворено. Ходатайство третьего лица об уточнении своего наименования удовлетворено. Третьим лицом по делу считать Южное межрегиональное управление Россельхознадзора. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлены доказательства о неисполнимости данного требования, или о том, что для его исполнения представлен недостаточный срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что требование является неисполнимым.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ходатайствуют о приобщении к материалам дела копий писем. Представитель Департамента возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (покупатель) и компанией "Хунланд Трейд Кфт." (Венгрия) (продавец) заключен контракт от 12.02.2014 N 2014-623/01 (далее - контракт), предметом которого являлась поставка покупателю 800 голов племенных животных КРС молочной голштинской породы, зарегистрированных Ассоциацией голштинского скота США, страна происхождения - США, на условиях DAP, РФ, порт Новороссийск согласно Инкотермс-2010. Животные поставлялись из США.
При поступлении в ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" скот поставлен на профилактический карантин.
16.06.2014 отобраны пробы крови и сыворотки крови для обязательного исследования на заболевания в соответствии с условиями ввоза в Российскую Федерацию.
При исследовании 750 проб крови на блютанг в реакции длительного связывания комплимента в 9 пробах крови установлен положительный результат, а в 35 пробах сомнительный результат (экспертиза от 17.06.2014 N 54697-54836, 54837-55071 и от 18.06.2014 N 55260-55446, 55072-55259).
В реакции имунноферментного анализа на блютанг положительный результат выявлен в 186 пробах (экспертиза от 19.06.2014 N 10757-10896, N 10897-11131 и от 20.06.2014 N 11132-11319, N 11320-11506) при исследовании 750 проб.
В связи с чем, Департаментом ветеринарии Краснодарского края обществу выдано требование от 12.04.2019 N 09-011/19-05, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 17.05.2019:
в соответствии с пунктом 1.2 Временной инструкции "О мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец", утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 27.03.1974 N 115-6а, подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс". Согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края. Пути и возможность дальнейшего использования продуктов убоя согласовать с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края не позднее, чем на следующий день после проведения убоя животных;
о выполнении требования уведомить отдел государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля "Славянский" Департамента ветеринарии Краснодарского края.
Общество, не согласившись с требованием Департамента ветеринарии Краснодарского края от 12.04.2019 N 09-011/19-05, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, созда-ют иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному право-вому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)", блутанг относится к особо опасным болезням животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), включен крупный рогатый скот.
В силу пункта 6.11 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза импортер при ввозе на таможенную территорию Союза подконтрольных товаров обязан соблюдать требования, установленные актами, входящими в право Союза.
Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), установлено, что в отношении требований к подконтрольным товарам, ввозимым из третьих стран и (или) перемещаемых между сторонами, не установленных Едиными требованиями, применяются требования, установленные национальным законодательством Стороны, на территорию которой ввозится и (или) перемещается подконтрольный товар.
Порядок предупреждения и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец (блутанг) установлен Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР от 27.03.1974 N 115-6а (далее - Инструкция). Инструкцией установлены мероприятия, необходимые для предотвращения распространения и ликвидации особо опасных болезней животных, в частности, блютанга (синий язык, катаральная лихорадка овец).
Как указано в Инструкции, крупный рогатый скот длительное время может быть вирусоносителем, не проявляя клинических признаков болезни. Возбудитель от зараженных животных передается кровососущими насекомыми (мокрицы, комары).
Пунктом 1.1 Инструкции предусмотрено, что в целях предупреждения заноса возбудителя болезни на территорию СССР не допускают ввоз овец, коз, КРС, диких жвачных животных, продуктов убоя и сырья, полученных от этих животных, а также спермы производителей из стран, неблагополучных по катаральной лихорадке овец; импорт восприимчивых к блютангу животных.
В силу пункта 1.2 Инструкции в случае обнаружения клинически больных или положительно реагирующих по РСК животных всю группу импортных животных подвергают убою. Санитарную оценку туш и внутренних органов, полученных от убоя таких животных, осуществляют в порядке, как указано в пункте 2.3 настоящей инструкции.
Из материалов дела следует, что в целях ликвидации инфекционной катаральной лихорадки КРС (блютанга) и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" (далее - Постановление N 647) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества:
- установлены ограничительные мероприятия (карантин);
- утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок (далее - Перечень).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 "О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края", в связи с выявлением в результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира в реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке крупного рогатого скота (блютангу) животных, в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30.12.1994, приложение к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 дополнено пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - администрация ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (по согласованию) отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
В связи с чем, Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края обществу выдано требование от 20.12.2017 N 03-5/17-05, в соответствии с которым обществу надлежало в срок до 29.12.2017:
- в соответствии с пунктом 1.2 Инструкции подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс". Согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края. Пути и возможность дальнейшего использования продуктов убоя согласовать с государственным управлением ветеринарии Краснодарского края не позднее, чем на следующий день после проведения убоя животных;
- о выполнении требования уведомить отдел государственной ветеринарной инспекции ветеринарного надзора и контроля "Славянский" государственного управления ветеринарии Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" (далее -Постановление от 30.06.2014 N 647) в соответствии со статьями 3.1, 9, 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом) на территории свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочнотоварный комплекс", расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от ст-цы Старовеличковской Калининского района, и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс", расположенной на расстоянии 2 км в юговосточном направлении от ст-цы Старовеличковской Калининского района, до отмены карантина; утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края согласно приложению к данному постановлению.
Согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир от 07.07.2014 N 01-12/3432, N 01-12/3433 по результатам исследований сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом иммуноферментного анализа (ИФА) из 750 исследованных проб -176 показали положительные результаты.
В результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир (письмо от 11.07.2014 N 01-12/3615 о результатах лабораторных исследований сыворотки крови КРС в реакции длительного связывания комплимента (РДСК) выявлены сероположительные к блутангу животные (10 положительных из 21 исследованных).
В связи с выявлением в результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимира в реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке крупного рогатого скота (блутангу) животных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 (далее - Постановление от 21.07.2014 N 741) в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" внесены изменения, согласно которым перечень мероприятий дополнен пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - администрация ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (по согласованию) отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 N 1010 внесены следующие изменения: в преамбуле постановления от 30.06.2014 N 647 заменены слова "в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блутангом)" словами "в целях ликвидации заболевания крупного рогатого скота инфекционной катаральной лихорадкой овец (синий язык, блутанг)"; в преамбуле постановления от 21.07.2014 N 741 слова "в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30 декабря 1994 года" заменены словами "в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27.03.1974 N 115-6а".
В соответствии с постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 N 1010 и от 30.06.2014 N 647 государственным управлением ветеринарии Краснодарского края (постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.08.2018 N 488 государственное управление ветеринарии Краснодарского края переименовано в Департамент ветеринарии Краснодарского края) Заявителю направлено требование от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14 (далее - требование от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14), содержащее указание на исполнение в срок до 20.08.2014 следующих мероприятий:
1.В соответствии с пунктами 2.2.4, 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30.12.1994 N 13-4-2/227, подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" на специально выделенной убойной площадке или санитарной бойне, мясокомбинате под контролем ГБУ "Ветуправление Калининского района".
2.Мясо и другие продукты, полученные от убоя больных и подозрительных по заболеванию животных подвергнуть промпереработке или проварке с доведением температуры в толще массы не менее 80 С в течение 2-х часов.
3.В соответствии и с п. 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30.12.1994 N 13-4-2/227, после убоя провести дезинфекцию всех мест, где находилась подвергнутая убою группа животных.
4. В срок до 31.07.2014 - согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя.
Заявитель обращался в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14, а также требования от 20.12.2017 N 09-5/17-05.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2015 и постановлением суда кассационной инстанции от 14.08.2015 по делу N А32-28272/2014, в удовлетворении заявления отказано.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2018 и постановлением суда кассационной инстанции от 26.10.2018 по делу N А32-1094/2018, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что предусмотренные оспариваемым требованием мероприятия направлены на предотвращение распространения и ликвидацию очагов особо опасной заразной болезни на территории Краснодарского края; оспариваемое требование вынесено во исполнение постановлений Администрации Краснодарского края, принятых в соответствии с Законом о ветеринарии.
В целях реализации Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 и обеспечения охраны таможенной территории Таможенного союза от ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для животных и человека, и товаров, не соответствующих Единым ветеринарным требованиям разработаны единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (далее - Требования).
В отношении требований к подконтрольным товарам, ввозимым из третьих стран (не членов Таможенного союза) и (или) перемещаемых между членами Таможенного союза, не установленных Требованиями, применяются требования, установленные национальным законодательством Стороны (члена Таможенного союза), на территорию которой ввозится и (или) перемещается подконтрольный товар.
Согласно решению Комиссии таможенного союза от 22.06.2011 N 721 "О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств" (далее -Решение) в случае отсутствия документов Таможенного союза или документов национального законодательства, действующих на территории Таможенного союза, устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро.
В силу кодекса МЭБ, Требований и Решения на территории Российской Федерации, при проведении специальных ветеринарных мероприятий, направленных на ликвидацию угрозы распространения особо опасного заболевания животных, подлежат применению требования, установленные национальным законодательством.
Порядок предупреждения и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец (блутанг) установлен временной инструкцией "О мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец" (далее - Инструкция), утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 27.03.1974.
Инструкцией установлены мероприятия, необходимые для предотвращения распространения и ликвидации особо опасных болезней животных, в частности и блутанга (синий язык, катаральная лихорадка овец) при котором, крупный рогатый скот длительное время может быть вирусоносителем, не проявляя клинических признаков болезни.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции, в случае обнаружения клинических больных или положительно реагирующих по РСК животных всю группу импортных животных подвергают убою.
Пункты 1.2 и 2.7 Инструкции Верховным Судом Российской Федерации 27.10.2015 по делу N АКПИ15-860 признаны действующими и законными.
Требование департамента от 20.12.2017 N 09-5/17-05 о проведении убоя ввезенной по импорту из США группы крупного рогатого скота признано действительным на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2018 по делу N А32-1094/2018, оставленного в силе постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 и постановлением арбитражного суд Северо-Кавказского округа от 26.10.2018.
Положительные реакции по РСК указывают на наличие антител к блютангу в сыворотке крови крупного рогатого скота и доказывают, что в стаде животных циркулирует вирус блютанга.
По причине ввоза из США на территорию Краснодарского края Заявителем партии крупного рогатого скота, положительно реагирующих по РСК животных, вся группа импортных животных, находящихся на карантинной площадке на территории бывшей СТФ N 2, принадлежащей Заявителю, должна была быть подвергнута убою на основании экспертизы 2014 года.
Динамика образования антител, которая зависит от силы антигенного воздействия (дозы антигена), частоты воздействия антигена, состояния организма и его иммунной системы, наблюдалась следующая.
1. При первом исследовании, перед отправкой в Российскую Федерацию, в лаборатории США "Colorado State" от 18.04.2014 исследовано 1537 проб в реакции ПЦР выявлено 27 положительных, т.е. подтверждено наличие вируса блютанг.
2. Экспертизой от 17.06.2014 N 54697-54836 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 140 проб из них в реакции РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 3 пробах.
3. Экспертизой от 17.06.2014 N 54837-55071 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 235 проб из них в реакции РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 1 пробе.
4. Экспертизой от 18.06.2014 N 55072-55259 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 188 проб из них в реакции РДСК антитела к вирусу блютанг не обнаружены.
5. Экспертизой от 18.06.2014 N 55260-55446 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 187 проб из них в реакции РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 5 пробах.
6. Экспертизой от 19.06.2014 N 10757-10896 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 140 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 34 пробах.
7. Экспертизой от 19.06.2014 N 10897-11131 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 235 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 50 пробах.
8. Экспертизой от 20.06.2014 N 11132-11319 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 188 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 44 пробах.
9. Экспертизой от 20.06.2014 N 11320-11506 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 187 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 46 пробах.
10. Экспертизой от 21.06.2014 N 29540-29679 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 140 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 9 пробах.
11. Экспертизой от 21.06.2014 N 29680-29914 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 235 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 10 пробах.
13. Экспертизой от 22.06.2014 N 30055-30242 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 188 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 12 пробах.
14. Экспертизой от 22.06.2014 N 30243-30429 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 187 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 10 пробах.
15. Экспертизой от 22.06.2014 N 30055-30242 ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследовано 188 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 12 пробах.
16. Экспертизой от 07.07.2014 N 01-12/3433 ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследовано 586 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 132 пробах.
17. Экспертиза от 07.07.2014 N 01-12/3432 ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследовано 586 проб из них методом ИФА выявлены антитела к вирусу блютанг в 41 пробе.
18. Экспертизой от 11.07.2014 N 01-12/3615 ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследовано 19 проб из них методом РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 9 пробах.
19. Экспертизой от 02.12.2014 N 01-12/6747 ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследовано 739 проб из них методом ПЦР Экспертное учреждение отметило, что в представленной к доставленным пробам описи отмечено дублирование номеров животных, следовательно, интерпретация полученных результатов по концентрации иммуноглобулинов в пробах не возможна.
20. Экспертизой от 02.12.2014 N 01-12/6747 ФГБУ "ВНИИЗЖ" исследовано 27 проб из них методом РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 10 пробах.
21. Экспертизой от 14.06.2017 N 5357-5979 ФГБНУ "ФИЦВиМ" исследовано 623 пробы из них методом РДСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 5 пробах.
22. Экспертизой от 04.08.2017 N 5357/1-5979/1 ФГБНУ "ФИЦВиМ" исследовано 623 пробы из них методом РСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 5 пробах.
23. Экспертизой от 08.12.2017 N 13056-13669 ФГБНУ "ФИЦВиМ" исследовано 614 проб из них методом РСК выявлены антитела к вирусу блютанг в 8 пробах.
24. Экспертизой от 08.05.2018 N 620-645 ФГБНУ "ФИЦВиМ" исследовано 26 проб из них методом РСК антитела к вирусу блютанг не обнаружены.
Динамика выявления при проведении лабораторных исследованиях в период с 2014 по 2018 годы антител к вирусу блютанга свидетельствует о циркуляции вируса блютанга в стаде.
Результаты исследований 26 проб сыворотки крови от 08.05.2018 свидетельствуют о том, что антитела не обнаружены только у исследованной группы животных и не свидетельствует о благополучии всего стада.
Антитела появляются в крови животного с 10 дня заболевания, максимально накапливаются к 30 дню заболевания, при высоком титре сохраняются 6-8 недель после заболевания.
Одной из эпизоотологических особенностей блютанга является его природно-очаговый характер. Циркуляция вируса в организме переносчиков, животных неблагополучного стада обеспечивает существование стойкого очага и обусловливает стационарность болезни.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 09.10.2018 по делу была назначена дополнительная судебная биологическая экспертиза, произвести которую поручено экспертам Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук (далее -ФГБНУ ФИЦВиМ).
Согласно заключению эксперта ФГБНУ ФИЦВиМ от 16.11.2018, по результатам проведенных исследований пробы сыворотки крови от коровы с инвентарным номером 6313 методом РСК, антитела к вирусу блютанга не обнаружены. Исследования проводились в соответствии с инструкцией по применению Набора препаратов для диагностики блютанга у овец и крупного рогатого скота РСК и МФА от 03.03.2008.
Во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, специалистами Заявителя и департамента 24.10.2018 комиссионно, отобраны образцы сыворотки крови от коровы с инвентарным номером 6313, о чем был составлен соответствующий акт.
Одновременно с направлением в ФГБНУ ФИЦВиМ образца (проба) сыворотки крови отобранной от животного с инвентарным номером 6313, аналогичный образец (проба) направлен для проведения исследования в ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" (г. Кропоткин, ул. Красноармейская, 303).
ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" исследование пробы сыворотки крови, отобранной от животного с инвентарным номером 6313, проведено методом РДСК, в соответствии с инструкцией по применению Набора препаратов для диагностики блютанга реакцией длительного связывания комплемента (РДСК) от 03.03.2009.
По результатам проведенных исследований (экспертиза N 9565/134575 от 01.11.2018) получен положительный результат: в пробе сыворотки крови от коровы с инвентарным номером 6313 обнаружены антитела к вирусу блютанга в разведении 1:10, что свидетельствует о высокой концентрации антител.
Выявление антител к вирусу блютанга по результатам проведенных исследований ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" у животного с инвентарным номером 6313, а также у других животных ранее нереагирующих свидетельствует о сохранении угрозы дальнейшего распространения заболевания на территории Краснодарского края.
Довод общества о том, что, исходя из требований Инструкции, установление карантина и комплекс мероприятий по борьбе с болезнью блютанг, могут проводиться только при наличии у животных вируса, выявленного методом РСК, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку требованием от 12.04.2019 N 09-011/19-05 карантин на территории Заявителя не устанавливается.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-27784/2014 Заявителю отказано в признании недействительными постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 и от 21.07.2014 N 741.
Принятые судебные акты по делам N А32-28272/2014 и А32-27784/2014 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
В обоснование своих требований Заявитель ссылается на Апелляционное определение от 24.01.2019 по делу N 33-23/2019, которое не содержит доказательств несоответствия оспариваемого требования от 12.04.2019 N 09-011/19-05 нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Постановлением Президиума Краснодарского краевого суда апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда по делу N 33-23/2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В постановлении указано, что в соответствии с экспертными заключениями при проведении лабораторных исследований в период с 2014 по 2018 годы выявлена динамика проявления антител к вирусу блютанга, то данное обстоятельство свидетельствует о циркуляции блютанга в стаде.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что в целях предотвращения распространения и ликвидации очага блютанга, отчуждение и изъятие животных, определение времени и места проведения убоя проводится и определяется Госветуправлением и находится исключительно в его компетенции.
Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2015 по делу N 308-КГ15-11771 сделан вывод о том, что Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края" принято уполномоченным лицом, в установленном порядке, соответствует положению статей 3.1, 9, 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Решению Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317, а также целям и задачам, определенным в статьях 1-2 Закона о ветеринарии, направлено на предотвращение угрозы распространения особо опасной заразной болезни животных на территории Краснодарского края, установленные мероприятия не противоречат требованиям указанных нормативных правовых актов в области ветеринарии.
Госветуправлением обществу выдано требование от 28.07.2014 N 65.01-4418/14-14, в соответствии с которым обществу также надлежало произвести убой животных, ввезенных из США до 20.08.2014.
Законность требования от 28.07.2014 N 65.01-4418/14-14 установлена вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.08.2015 по делу N А32-28272/2014.
Госветуправлением обществу выдано требование от 20.12.2017 N 09-5/17-05, в соответствии с которым обществу также надлежало произвести убой животных, ввезенных из США до 29.12.2017.
Законность требования от 20.12.2017 N 09-5/17-05установлена вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2018 по делу N А32-1094/2018.
Общество обращалось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконным бездействия по уклонению от исполнения предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 обязанности принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни - блутанг на бывшей СТФ N 2, расположенной на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2016 по делу N А32-4641/2016 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Согласно постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016 Управление Россельхознадзора обязано принять решение в порядке пункта 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - Постановление N 310), о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества.
Во исполнение судебного акта по вышеуказанному делу, Управлением Россельхознадзора принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 25.11.2016, а также решение о внесении изменения в решение от 25.11.2016 о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 16.01.2017 (далее - Решение от 25.11.2016).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 удовлетворены заявленные Госветуправлением требования о признании недействительным Решения Россельхознадзора от 25.11.2016.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2017 по делу N А32-2160/2017 также установлена необходимость подвергнуть убою всю группу крупного рогатого скота, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - Администрация ООО "Кубанский молочнотоварный комплекс" (по согласованию), отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
При этом, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2017 по делу N А32-2160/2017 указано, что содержащийся в постановлении суда апелляционной инстанции вывод о том, что указанное решение заинтересованного лица должно соответствовать Правилам отчуждения, Инструкции и принятому во исполнение ветеринарного законодательства Постановлению N 647 (с учетом Постановления N 741), обоснован и не противоречит вступившим в законную силу судебным актам по делам N А32 -28272/2014 и А32-27784/2014.
Пункт 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением N 310, определяет, что организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. В рассматриваемом случае такой порядок установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 (с учетом постановления главы администрации Краснодарского края от 21.07.2014 N 741).
Письмом от 16.11.2017 N 03-09-14/8148 Управление Россельхознадзора на запрос Госветуправления представило разъяснения по вопросу исполнения решения от 12.09.2017, в котором указано, что, поскольку общество прямо поименовано в Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 (с учетом постановления главы администрации Краснодарского края от 21.07.2014 N 741), указанные постановления являются для общества одновременно распорядительными документами, обязывающими произвести уничтожение продукции, и фактически в данной ситуации заменяющими принятие отдельного решения по запросу об отчуждении животных.
Статьей 9 Закона о ветеринарии установлено, что должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, имеют право, в том числе, предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Ввиду того, что проведение убоя ввезенной по импорту партии КРС является одним из пунктов Плана организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блютангом) животных на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края, ответчик руководствовался статьей 9 Закона о ветеринарии, при направлении обществу требования 12.04.2019 N 09-011/19-05.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" (далее - постановление N 310). Согласно пункту 8 постановление N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.09.2013 N 1038 был утвержден Порядок возмещения ущерба, понесенного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Краснодарского края (в настоящее время утратил силу). Указанный порядок не регламентировал порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства для предотвращения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в связи с чем, ссылка общества на указанный порядок не принимается судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя об отсутствии у Государственного управления ветеринарии Краснодарского края полномочий на предъявление обществу оспариваемого требования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку статьей 9 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, имеют право, в том числе, предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Ввиду того, что проведение убоя ввезенной по импорту партии крупного рогатого скота является одним из пунктов Плана организационно-хозяйственных, зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий по оздоровлению от заболевания инфекционной катаральной лихорадкой крупного рогатого скота (блютангом) животных на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" Калининского района Краснодарского края, Госветуправление руководствовалось статьей 9 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", при направлении ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" требования 12.04.2019 N 09-011/19-05.
Довод общества о неисполнимости требования отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку общество могло обратиться в Департамент ветеринарии Краснодарского края за разъяснениями касательно порядка исполнения выданного ему требования. Вместе с тем этим своим правом оно не воспользовалось.
В обосновании неисполнимости требования общество представляет переписку с перерабатывающими предприятиями (ИП Маклова Е.Д., ИП Кузнецова А.Б., ООО "КУБАНЬ МЯСО"),которые отказали обществу в проведении убоя животных, указав, что отсутствует у них специальная площадка для проведения убоя КРС- носителя вируса блютанг.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод, так как отказ незначительного количества перерабатывающих предприятий, не может подтвердить факт неисполнимости требования.
Таким образом, требование вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое требование от 12.04.2019 N 09-011/19-05 не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования общества.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2019 по делу N А32-21338/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21338/2019
Истец: ООО " Кубанский молочно-товарный комплекс "
Ответчик: Государственное Управление Ветеринарии Краснодарского Края, ДЕПАРТАМЕНТ ВЕТЕРИНАРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея, ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ