г. Вологда |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А13-4806/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. по доверенности от 23.09.2019 N 238, от бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области "Тотемский политехнический колледж" Кукановой Л.Н. по доверенности от 10.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2019 года по делу N А13-4806/2019,
установил:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области "Тотемский политехнический колледж" (ОГРН 1023501491485, ИНН 3518000936; адрес: 161300, Вологодская область, Тотемский район, город Тотьма, улица Белоусовская, дом 15; далее - учреждение, колледж) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - фонд) о признании недействительными:
- решения от 06.02.2019 N 14 в части непринятия к зачету расходов в сумме 2 389 032 руб. 74 коп., требования провести корректировку и доплатить страховые взносы в сумме 2 389 032 руб. 74 коп.;
- решения от 06.02.2019 N 23 в части уплаты недоимки в сумме 79 151 руб. 41 коп., а также пеней и штрафа в соответствующем размере;
- решения от 06.02.2019 N 40 в части уплаты недоимки в сумме 5 547 руб. 35 коп., а также пеней и штрафа в соответствующем размере.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены, решения фонда в оспариваемых частях признаны недействительными.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что надлежащим доказательством наступления страховых случаев и обоснованности расходов страхователя является листок нетрудоспособности, поскольку в случае утраты листков нетрудоспособности по спорным суммам страхователем не представлены их дубликаты, учреждение оспаривает факт наступления страховых случаев.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Колледж в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 17.12.2018 N 1818с/с.
По итогам рассмотрения материалы проверки ответчиком вынесено решение от 06.02.2019 N 14 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 433 174 руб. 34 коп., которым учреждению также предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения указанной суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 433 174 руб. 34 коп.
Одновременно ответчиком также принято решение от 06.02.2019 N 23 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым предложено уплатить недоимку в сумме 80 431 руб. 52 коп., штраф в размере 7 423 руб. 36 коп. и пени в сумме 260 265 руб. 14 коп., а также решение от 06.02.2019 N 40 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым учреждению предложено уплатить недоимку в сумме 5 636 руб. 63 коп., пени в сумме 25 641 руб. 14 коп. и штраф в размере 529 руб. 68 коп.
Основанием принятия названных решений послужил вывод подателя жалобы о нарушение управлением пункта 6 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в проверенные периоды, статей 20.1, 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с не представлением документов, подтверждающих правильность и обоснованность произведенных расходов по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Частично не согласившись с вышеназванными решениями фонда, учреждение в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 6 Закона Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 1 названного Закона предусмотрено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие, в частности, заболевания, беременности и родов и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователей выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является управление.
Статьей 8 указанного Закона определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, которыми, в том числе признаются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам регулируются Законом N 255-ФЗ.
Как указано в части 5 статьи 13 упомянутого Закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 данного Закона), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 этого же Закона).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 указанного Закона, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
С учетом изложенного, условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; документальное подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, указано, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием для непринятия к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения и отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности застрахованных лиц за период с января 2016 года по ноябрь 2016 года год вследствие их утраты.
При этом как установлено судом первой инстанции, колледж обращался в медицинские учреждения с просьбой подтвердить выдачу листков нетрудоспособности своим работникам.
В данном случае материалами дела подтверждается, что в ответах медицинских учреждений содержатся сведения о выданных листах нетрудоспособности, с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, о фамилиях, именах, отчествах работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, о периодах их нетрудоспособности.
Также лечебными учреждениями представлены копии корешков листков временной нетрудоспособности.
Дополнительно указанная информация представлена медицинскими учреждениями по определению суда об истребовании доказательств в связи с частичным отказом колледжу в предоставлении информации со ссылкой на врачебную тайну.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы сторон и имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержащаяся в представленных документах информация во взаимосвязи позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц и несение страхователем соответствующих расходов.
В свою очередь, заявляя в апелляционной жалобе о том, что копии корешков листков нетрудоспособности и ответы медицинских организаций не позволяют фонду сделать вывод об обоснованности расходов по выплате пособий, апеллянт, тем не менее, ни в оспариваемых решениях, ни в жалобе не указал, почему ему недостаточно информации, содержащейся в этих документах, и какая еще именно информации, отсутствующая в данных документах, объективно необходима ответчику для проверки правильности исчисления размеров пособий, затраты на возмещение которых понесены колледжем в рассматриваемые периоды в спорной сумме.
Между тем, как правильно указал суд в обжалуемом решении, не обеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не могло являться достаточным основанием для принятия учреждением оспариваемого решения о непринятии к зачету расходов.
Как верно отмечено судом, в случае утраты таких листков правомерность произведенных расходов может быть подтверждена иными документами, включая письма лечебных учреждений, которые в совокупности содержащихся в них сведений подтверждают, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались застрахованным лицам и предъявлялись к оплате страхователю.
При наличии такой информации, подтвержденной представленными заявителем и медицинскими организациями документами и позволяющей проверить обоснованность произведенных заявителем расходов на выплату пособий работникам, у фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету расходов учреждения, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленном размере в спорный период.
При этом судом обоснованно учтена аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 307-КГ18-14530 по делу N А21-9220/2017, от 12.12.2014 N 309-КГ14-5016 по делу N А76-25354/13, в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2015 по делу N А13-7200/2014, от 06.06.2018 N А21-9220/2017.
Кроме того, апелляционная инстанция считает необходимым отметить, что в любом случае у фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения от 06.02.2019 N 23 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым предложено уплатить недоимку в сумме 80 431 руб. 52 коп., штраф в размере 7 423 руб. 36 коп. и пени в сумме 260 265 руб. 14 коп., а также решения от 06.02.2019 N 40 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым учреждению предложено уплатить недоимку в сумме 5 636 руб. 63 коп., пени в сумме 25 641 руб. 14 коп. и штраф в размере 529 руб. 68 коп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пунктом 10 которых предусмотрено, что расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет непринятие таких расходов к зачету. Страховщик вправе требовать восстановить указанную сумму, но указанные обстоятельства не свидетельствуют о занижение облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могут начисляться страховые взносы.
При этом отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Учреждение ссылается на то, что непринятые к зачету расходы на выплату пособий утрачивают статус пособий, выплаченных в соответствии с законодательством, и перестают быть выплатами, освобождаемыми от обложения страховыми взносами, и становятся объектом обложения страховыми взносами в общем порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 этого Закона установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Таким образом, право застрахованного лица получать соответствующие пособия по социальному страхованию в случае наступления временной нетрудоспособности, иного страхового случая за счет средств фонда гарантировано действующим законодательством.
В связи с этим, из смысла названных норм следует, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности являются для работодателя обязательными социальными выплатами; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место страховой случай и данный факт подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
При этом если данные суммы выплачены по неправильно оформленным документам или с иным нарушением статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается.
Согласно требованиям статьи 11 Закона N 165-ФЗ, страховщик в случае, если расходы произведены с нарушением законодательства, или документально не подтверждены, вправе лишь не принимать такие расходы к зачету в счет уплаты страховых взносов по тому виду обязательного страхования, за счет страховых взносов по которому они были выплачены.
В силу пункта 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из положений статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ следует, что расходы, понесенные страхователем в счет начисленных страховых взносов и не принятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами (недоимкой).
Следовательно, на непринятые к зачету расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат начислению дополнительные взносы, поскольку такое начисление ведет к двойному налогообложению.
Таким образом, у учреждения не имелось правовых оснований для доначисления страховых взносов по эпизоду не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
В связи с этим требования колледжа правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Несогласие фонда с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 сентября 2019 года по делу N А13-4806/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4806/2019
Истец: БПОУ ВО "Тотемский политехнический колледж"
Ответчик: ГУ Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: БУЗ ВО "Вологодский областной госпиталь ветеранов войн", БУЗ ВО Верховажская ЦРБ, БУЗ ВО Вологодская областная клиническая больница, БУЗ ВО Никольская ЦРБ, БУЗ ВО Тотемская ЦРБ, ООО "МЦ Бодрость", Санаторий "Родник"