город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А53-27152/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Щибров М.В. по доверенности от 13.12.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель Колтунова Н.А. по доверенности от 23.07.2019, копия диплома от 23.06.2000, удостоверение УР N 168054;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Агрос"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.09.2019 по делу N А53-27152/2019
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Агрос"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменения сведений о КФХ "Агрос"; об обязании осуществить государственную регистрацию изменения сведений,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Агрос" (далее - заявитель, КФХ "Агрос") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) N 261А от 08.02.2019 об отказе в государственной регистрации изменения сведений о КФХ "Агрос", об обязании осуществить государственную регистрацию изменения сведений о КФХ "Агрос" содержащихся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001, путем включения в ЕГРЮЛ сведений о новых членах КФХ "Агрос" - Сухареве Дмитрии Александровиче, Сухареве Романе Александровиче.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.09.2019 отказано в удовлетворении требования заявителя. Решение мотивировано тем, что решение инспекции соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Агрос" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что невозможность подачи заявления установленной формы об изменении состава членов КФХ "Агрос", само по себе не может служить основанием к отказу в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении КФХ, членов КФХ, зарегистрированного в качестве юридического лица в соответствии с требованиями утратившего в настоящее время силу Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Допущенные КФХ "Агрос" отступления от установленных требований в части заполнения листов В, Г, Д, Е, Ж формы заявления Р14001 не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления или нарушения его формы, а свидетельствуют о пробеле в законодательстве. Приказ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" не применяется в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель крестьянского (фермерского) хозяйства "Агрос" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель МИФНС N 26 по РО не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 04.12.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.12.2019 до 10 час. 40 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.12.1993 постановлением Главы Администрации Боковского района Ростовской области N 933 зарегистрировано КФХ "АГРОС". Главой КФХ утвержден Сухарев И.И., членами КФХ являлись Сухарева Н.П., Сухарев А.И.
Решением членов КФХ "АГРОС", оформленным протоколом N 1 общего собрания членов КФХ от 19.10.2006 Сухарев И.И. добровольно сложил полномочия Главы КФХ, новым Главой КФХ избран Сухарев А.И.
27.12.2015 Глава КФХ Сухарев А.И. умер, о чем свидетельствует свидетельство о смерти от 31.01.2016.
Согласно Листу записи ЕГРЮЛ от 13.09.2017 в ЕГРЮЛ внесены сведения: об исключении записи о Сухареве И.И. и о новом Главе КФХ Сухаревой Т.М.
24.01.2019 в КФХ "АГРОС" поступили заявления от Сухарева Д.А, Сухарева Р.А. (сыновья Главы КФХ Сухаревой Т.М.) о принятии их в члены КФХ "АГРОС".
25.01.2019 между 3-ми членами КФХ "АГРОС" было заключено соглашение N 1 членов КФХ "АГРОС" о порядке использования плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности КФХ.
25.01.2019 решением Главы КФХ "АГРОС" Сухарев Д.А., Сухарев Р.А. приняты в члены КФХ, а также принято решение о направлении в МИФНС N 26 по РО соглашения N 1.
01.02.2018 в электронном виде в МИФНС N 26 по РО были направлены следующие документы: заявление от Сухарева ДА., Сухарева Р.А. от 24.01.019 о приемке в члены КФХ; соглашение N 1 от 25.01.2019 между 3-ми членами КФХ; решение Главы КФХ "АГРОС" от 25.01.2019; заявление по форме Р 14001 о внесении изменений в сведения о КФХ в ЕГРЮЛ.
08.02.2019 МИФНС N 26 по РО приняло Решение N 2761А от 08.02.2019 об отказе в государственной регистрации изменения сведений о КФХ "АГРОС", содержащихся в ЕГРЮЛ, ввиду того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения (изменения) сведений об участниках юридических лиц отличных от перечисленных в пункте 7.12 "Требований к оформлению документов, представленных в регистрирующий орган", утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ -7- 6/25@ (далее - Требования).
08.05.2019 КФХ "АГРОС" в УФНС по РО подана жалоба на Решение N 2761А от 08.02.2019 об отказе в государственной регистрации изменения сведений о КФХ "АГРОС", содержащихся в ЕГРЮЛ, которая получена УФНС по РО 13.05.2019.
28.05.2019 Решением N 15-22/192 Заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Шевченко А.А. рассмотрена жалоба КФХ "АГРОС", которым данная жалоба на Решение N 2761А от 08.02.2019 об отказе в государственной регистрации Межрайонной ИФНС России N26 по Ростовской области оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Проверив законность оспариваемого решения инспекции, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Исходя из положений вышеназванных норм, заявители должны доказать факт нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на момент совершения оспариваемых действий должностным лицом, а также указать каким именно нормам права не соответствует решение ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, 01.02.2019 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью Сухаревой Т.М. представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р 14001, решение Главы КФХ "АГРОС" о приемке в члены КФХ от 25.01.2019, заявление от 24.01.2019 Сухарева Романа Александровича о приеме в члены КФХ "АГРОС", заявление от 24.01.2019 Сухарева Дмитрия Александровича о порядке использования плодов, продукции и доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства от 25.01.2019.
Согласно представленному комплекту документов в отношении КФХ "АГРОС" вносятся в сведения о новых участниках (членах) КФХ "АГРОС" Сухареве Романе Александровиче, Сухареве Дмитрии Александровиче.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129 - ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
08.02.2019 Межрайонная ИФНС России N 26 по Ростовской области на основании подпунктов "х", "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ЕРЦ принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении КФХ "АГРОС" (ОГРН 1026100745648).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок представления документов при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Из содержания пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащееся в заявлении сведения достоверны.
Формы документов и требования по их заполнению в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25 @ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Требования).
Требованиями утверждена форма заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (Р14001).
Судом первой инстанции установлено, что основанием для решения об отказе послужило то обстоятельство, что представленное КФХ "АГРОС" в регистрирующий орган заявления, заполненного с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации", а именно, заполнены листы "Д" заявления Р14001 в отношении участников юридического лица - физических лиц.
Суд первой инстанции рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о том, что представленное заявление для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по форме Р14001 не соответствует Требованиям по заполнению данной формы.
В соответствии с пунктом 7.12 Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25 @ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", Листы В, Г, Д, Е, Ж заявления заполняются в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
Следовательно, в силу пункта 7.12 Требований, регламентирующих порядок заполнения заявлений, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации внесения изменений, не предусмотрено внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах потребительского кооператива, а также изменение сведений о них.
Данная позиция подтверждается Письмом ФНС России от 26.08.2016 N CA-4- 14/15705@, а также выводами Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенными в постановлении от 14.10.2016 по делу N А03-24432/2015.
Пунктом 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с данной статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
В соответствии с частью 5 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Специальным законом, регулирующим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" сведения о членах фермерского хозяйства содержатся в соглашении о создании фермерского хозяйства.
При этом, Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не содержит информацию о необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о членах фермерского хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжении Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное дополнительно не установлено.
Подпунктами 5.9.38 и 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба устанавливает (утверждает) формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Согласно подпункту 9.8 Положения о Федеральной налоговой службе установлено, что руководитель Федеральной налоговой службы на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной налоговой службы.
С учетом предоставленных полномочий Федеральной налоговой службой в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил был подготовлен нормативный правовой акт, утверждающий формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указанный документ был в установленном порядке согласован с Министерством финансов Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект данного нормативного правового акта был размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) с 13.12.2011 по 23.12.2011. Заключения по результатам независимой антикоррупционой экспертизы не поступали.
Учитывая изложенное, Федеральной налоговой службой был утвержден приказ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Приказ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации" был представлен в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
По результатам поведенных правовой и антикоррупционной экспертиза приказа от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации", противоречий законодательству Российской Федерации, действовавшему на момент утверждения акта, а также коррупционных факторов выявлено не было.
Таким образом, приказ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации" утвержден компетентным органом в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий и соответственно зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.05.2012, регистрационный N 24139.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона Федеральная налоговая служба Приказом утвердила Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Пункт 2.12 Требований предусматривает, что содержащие сведения об учредителях (участниках) листы А, Б, В, Г, Д заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденного приказом, заполняются в отношении учредителей (участников) обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, учреждений, унитарных предприятий, жилищных накопительных кооперативов.
Аналогичные положения отражены в пункте 7.12. Требований.
Проверка законности Приказа была осуществлена Верховным Судом Российской Федерации (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2013 N АКПИ13- 916, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2014 N АПЛ14-8). При этом Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что пункт 2.12 Требований соответствует действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает, является определенным и каких-либо неясностей не содержит.
Учитывая изложенное, положения приказа ФНС России не противоречат Федеральному закону N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части отсутствия обязанности по представлению сведений в регистрирующий орган об учредителях (участниках).
Данная позиция отражена в письме Минфина России от 30.06.2016 N 03-01- 11/38354.
При таком положении, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что приказ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации" не применяется в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств
По вопросу внесения ранее изменений в состав членов КФХ "АГРОС" суд первой инстанции указал следующее.
26.08.2016 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области представлен комплект документов, в том числе, заявление по форме Р14001 в отношении КФХ "АГРОС". Согласно представленному комплекту документу изменения вносятся в сведения об участниках (членах) фермерского хозяйства (заполняются листы "Д" на прекращение участия Сухарева Ивана Ивановича, и на внесение сведений о новом участнике (члене) КФХ Сухаревой Татьяне Михайловне), а также вносятся изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
02.09.2016 Единым регистрационным центром принято Решение N 26616А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В связи с тем, что пунктом 2.12. Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации" в ЕГРЮЛ вносятся сведения об учредителях хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения (изменений) сведений об участниках юридических лиц отличных от перечисленных в пункте 2.12 Приказа.
Исходя из положений пункта 2.12 Требований в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения об участниках только в отношении хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, отражение в ЕГРЮЛ сведений об участниках юридических лиц иных организационно-правовых форм не предусмотрено действующим законодательством.
В целях недопущения отражения в ЕГРЮЛ сведений, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в случае представления заявления по форме Р14001 с заполненным листом "Д" в части прекращения участия в отношении организаций, отличных от перечисленных в пункте 7.12 Требований, ЕРЦ принята позиция о возможности осуществления государственной регистрации.
06.09.2016 в Межрайонную ИФНС России N 26 по Ростовской области представлено заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001, согласно которому в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении участия Сухарева Ивана Ивановича (заполнен лист "Д"), а также вносятся изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
13.09.2016 в отношении представленного комплекта документов Единым регистрационным центром принято решение о государственной регистрации.
Представив 06.09.216 в регистрирующий орган заявление Р14001 с заполненным лисом "Д" в отношении только лишь прекращающего участие члена КФХ "АГРОС", заявитель согласился с решением 326616А от 02.09.2016 об отказе в государственной регистрации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах крестьянских (фермерских) хозяйств.
При таком положении, решение регистрационного органа от 08.02.2019 N 2761А об отказе в государственной регистрации юридического лица в отношении КФХ "АГРОС" принято в соответствии с положениями действующего законодательства.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Представленное заявителем заявление по форме Р14001 не соответствовало установленным требованиям, в связи с чем, регистрирующий орган обоснованно квалифицировал данное обстоятельство как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации изменений в соответствии с подпунктами "х", "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В апелляционной жалобе заявителем приводятся нарушение норм, которые рассмотрены судом первой инстанции, указание на данные нарушения сводятся к несогласию с решением арбитражного суда, и не устанавливают незаконность судебного акта.
Довод жалобы о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведений о составе членов КФХ "АГРОС" Регистрирующим органом 27.01.2016 и 13.09.2016 не состоятелен, по причине подмены понятий в частности прекращение полномочий и внесения сведений о возложении полномочий, прекращение у участника обязательственных прав в отношении юридического лица. Кроме того, КФХ "АГРОС" 26.08.2016 обращался за государственной услугой по внесению сведений о новом участнике Сухаревой Татьяне Михайловне. 02.09.2016 Межрайонной ИФНС России N 26 по Ростовской области принято решение об отказе в государственной регистрации по идентичным основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного выше, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области N 2761А от 08.02.2019 об отказе в государственной регистрации соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на выводы суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.09.2019 по делу N А53-27152/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27152/2019
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "АГРОС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 26 по Ростовской области, РФ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 26 по РО