г. Москва |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А40-163396/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2019 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-163396/19, принятое судьей О.Ю. Лежневой, по исковому заявлению АО "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании денежных средств в размере 22 837,20 руб.,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
АО "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 22 837,2 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2019 года по делу N А40-163396/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "РН-Транс" 26.12.2018 отправило на станцию Загородняя Куйбышевской ж.д. порожний вагон-цистерну N 57317299 по транспортной железнодорожной накладной N 34745067, который ОАО "РЖД" обязано было доставить к определенному сроку. На станцию назначения порожний вагон- цистерна был доставлен с нарушением срока доставки на 15 суток.
В связи с тем, что страны станций отправления и назначения являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), к спорным отношениям подлежит применению указанное соглашение.
В соответствии с § 1 статьи 24 раздела II СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, установленного в параграфе 2 статьи 24 раздела II СМГС.
Согласно § 5 статьи 24 раздела II СМГС исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателем прибытия груза, при этом неполный сутки считают за полные.
Согласно положениям статьи 785 ГК РФ, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).
Согласно ст. 45 СМГС, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, исчисленный в соответствии со ст. 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки. Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в сумме 22 837 руб. 20 коп.
Заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом первой инстанции отклонено связи со следующим.
Согласно §7 и 8 статьи 47 СМГС, перевозчик обязан в 180-дневный срок со дня получения претензии рассмотреть ее, дать ответ и при полном или частичном признании претензии уплатить причитающуюся сумму.
При частичном или полном отклонении претензии перевозчик сообщает основание отклонения претензии и одновременно возвращает документы, приложенные к претензии.
В соответствии со статьей 48 СМГС, иски к перевозчику на основании настоящего Соглашения предъявляются о превышении срока доставки груза - в течение 2 месяцев. Указанные в § 1 настоящей статьи сроки исчисляются с момента возникновения права предъявления иска, установленного в § 2 статьи 47 "Требования по договору перевозки. День начала течения срока давности в срок не включается.
Предъявление претензии, оформленной в соответствии со статьей 46 "Претензии" настоящего Соглашения, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи. Течение срока давности продолжается с того дня, когда перевозчик сообщил о полном или частичном отклонении его претензии или с момента истечения срока, установленного в § 7 статьи 46 "Претензии" настоящего соглашения, если претензия оставлена перевозчиком без ответа.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно статье 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Учитывая положения статей 47, 48 СМГС, статьями 165.1, 200, 202 ГК РФ, срок исковой давности продолжает своё течение именно после того, как истец получил ответ от перевозчика (ответчика) о частичном или полном отклонении претензии.
Согласно отчету об отслеживании отправления по почтовому идентификатору N 44309932310534 на конверте ответ на претензию направлен 30.05.2019 и получен адресатом только 03.06.2019.
При этом исковое заявление подано в суд 20.06.2018, то есть в пределах срока исковой давности. Срок исковой давности после получения ответа на претензию составляет 2 месяца, в соответствии с пунктом 3 и 4 статьи 202 ГК РФ и статьи 48 СМГС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Пунктом 4 статьи 202 ГК РФ установлено, что со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается.
Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности. Статьёй 48 СМГС установлено, что срок исковой давности по требованиям о превышении срока доставки составляет 2 месяца. Предъявление претензии, оформленной в соответствии со статьей 46 Претензии настоящего соглашения, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи.
Течение срока исковой давности продолжается с того дня, когда перевозчик сообщил претендателю о полном или частичном отклонении его претензии или с момента истечения срока, установленного в § 7 статьи 46 "Претензии" настоящего Соглашения, если претензия оставлена перевозчиком без ответа.
Учитывая, что срок исковой давности по спорным правоотношениям составляет 2 месяца и прерывается после предъявления претензии в силу закона, то после получения ответов на претензии течение срока исковой давности возобновляется и в соответствии со статьей 202 ГК РФ удлиняется на 2 месяца, учитывая, что ответы ОАО "РЖД" на претензии были получены истцом 03.06.2019, срок исковой давности должен был истечь лишь 04.09.2019. Поскольку исковое заявление было подано непосредственно в суд 20.06.2019, истцом не пропущен срок исковой давности в соответствии со статьями 202 ГК РФ и 48 СМГС.
В силу ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд наделен правом уменьшения неустойки в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Суд первой инстанции, с учетом периода просрочки исполнения обязательства, величины ненадлежащим образом исполненного обязательства, отсутствия доказательств причинения истцу убытков в результате допущенной ответчиком просрочки, пришел к выводу о чрезмерности заявленной истцом к взысканию неустойки и полагает, что неустойка подлежит уменьшению до 15 000 руб.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении Истцом претензионного порядка отклоняется как необоснованный по следующим основаниям.
Согласно § 1 статьи 14 Соглашения о международном железнодорожном сообщении (далее - СМГС) в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной (§ 3 ст. 14 СМГС).
Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства (§ 5 статьи 14 СМГС).
На основании статьи 45 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки.
В соответствии с § 2 статьи 46 СМГС право предъявления претензии принадлежит получателем - к перевозчику выдавшему груз. Перевозчиком, выдающим груз является ОАО "РЖД" в лице филиала Куйбышевской железной дороги в связи, с чем АО "РН-Транс" обратилось с претензией N ПС-1359-У-2019 от 21.03.2019 к указанному филиалу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 62 приказа ОАО "РЖД" от 30.03.2016 N 15 "О договорной и претензионной работе в ОАО "РЖД" поступившие в ОАО "РЖД" претензии рассматривает ответственное подразделение. В случае поступления претензии в подразделение, не являющееся ответственным за ее рассмотрение, претензия перенаправляется ответственному подразделению в течение одного рабочего дня со дня ее поступления.
С момента направления претензии в адрес Ответчика и направлением искового заявления в суд прошло 3 месяца. Кроме того, претензия не только получена ответчиком, но и представлен письменный ответ N ТЦФТООП-19/249 от 30.04.2019, из которого следует, что претензия Истца не только получена, но и рассмотрена Ответчиком.
Кроме того, ссылка Ответчика в своих доводах на § 6 статьи 46 СМГС, является несостоятельной, так как Истцом направлена претензия по одной отправке и с подлинником накладной. Факт направления оригинала накладной, подтверждается квитанцией DHL, которая имеется в материалах дела. В письменном ответе на претензию N ТЦФТООП-19/249 от 30.04.2019 отсутствует информация о нарушении § 3 и § 5 статьи 46 СМГС.
В связи с вышеизложенным, Ответчик, получив претензию, не был лишен возможности передать требования истца для урегулирования спора в соответствующее структурное подразделение ОАО "РЖД", вместе с тем, претензия отклонена по формальным основаниям.
По смыслу п. 8 ч. 2 ст. 125, ч. 7 ст. 126, п.2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Учитывая, что в поведении ответчика не усматривается намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, оставление иска без рассмотрения привело бы к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Довод апелляционной жалобы о пропуске Истцом срока исковой давности является также необоснованным.
Согласно §7 и 8 статьи 47 СМГС, перевозчик обязан в 180-дневный срок со дня получения претензии рассмотреть ее, дать ответ претендателю и при полном или частичном признании претензии уплатить претендателю причитающуюся сумму.
При частичном или полном отклонении претензии перевозчик сообщает претендателю основание отклонения претензии и одновременно возвращает документы, приложенные к претензии.
В соответствии со статьей 48 СМГС, иски к перевозчику на основании настоящего Соглашения предъявляются о превышении срока доставки груза - в течение 2 месяцев. Указанные в § 1 настоящей статьи сроки исчисляются с момента возникновения права предъявления иска, установленного в § 2 статьи 47 "Требования по договору перевозки. Подсудность" настоящего соглашения. День начала течения срока давности в срок не включается.
Предъявление претензии, оформленной в соответствии со статьей 46 "Претензии" настоящего Соглашения, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи. Течение срока давности продолжается с того дня, когда перевозчик сообщил претендателю о полном или частичном отклонении его претензии или с момента истечения срока, установленного в § 7 статьи 46 "Претензии" настоящего соглашения, если претензия оставлена перевозчиком без ответа.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно статье 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Учитывая положения статей 47, 48 СМГС, статьями 165.1, 200, 202 ГК РФ, срок исковой давности продолжает своё течение именно после того, как истец получил ответ от перевозчика (ответчика) о частичном или полном отклонении претензии.
При этом исковое заявление было подано 20.06.2018, то есть в пределах срока исковой давности. Срок исковой давности после получения ответа на претензию составляет 2 месяца, в соответствии с пунктом 3 и 4 статьи 202 ГК РФ и статьи 48 СМГС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Пунктом 4 статьи 202 ГК РФ установлено, что со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается.
Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.
Статьёй 48 СМГС установлено, что срок исковой давности по требованиям о превышении срока доставки составляет 2 месяца. Предъявление претензии, оформленной в соответствии со статьей 46 Претензии настоящего соглашения, приостанавливает течение сроков давности, предусмотренных в § 1 настоящей статьи. Течение срока исковой давности продолжается с того дня, когда перевозчик сообщил претендателю о полном или частичном отклонении его претензии или с момента истечения срока, установленного в § 7 статьи 46 "Претензии" настоящего Соглашения, если претензия оставлена перевозчиком без ответа.
Учитывая то, что срок исковой давности по спорным правоотношениям составляет 2 месяца и прерывается после предъявления претензии в силу закона, то после получения ответов на претензии течение срока исковой давности возобновляется и в соответствии со статьей 202 ПС РФ удлиняется на 2 месяца Соответственно, учитывая то, что ответы ОАО "РЖД" на претензии были получены истцом 03.06.2019, срок исковой давности должен был истечь лишь 04.09.2019. Поскольку исковое заявление было подано непосредственно в суд 20.06.2019, истцом не пропущен срок исковой давности в соответствии со статьями 202 ГК РФ и 48 СМГС.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2019 года по делу N А40-163396/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163396/2019
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"