г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А26-5279/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Баженовой Ю.С., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: Кодрик Ю.С., представитель по доверенности от 27.11.2018, паспорт,
от ответчика: генеральный директор Няттиева Е.Г., выписка из ЕГРЮЛ, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30135/2019) ООО Форум+" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2019 по делу N А26-5279/2019 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Форум+"
о взыскании
установил:
АО "ТНС энерго Карелия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к ООО "Форум+" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика, за период ноябрь 2016 года - декабрь 2017 года по договору (лицевому счету) N 90029 в сумме 52 425,36 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2019 иск удовлетворен. Суд первой инстанции указал на то, что отсутствие заключенного между управляющей организацией и гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальных услуг и не придает этот статус гарантирующему поставщику. Управляющие организации должны предоставлять собственникам помещений многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления. Из расчета (приложение к иску) стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды и оплата которой, по мнению истца, должна быть произведена ответчиком, видно, что ресурс подавался в дома, находящиеся в пос. Коткозеро Олонецкого района: N 7, N 17А, N 27 и N 29 по улице Олонецкой, N 1, N 3, N 6, N 7 и N 9 по улице Школьной. Доводы, изложенные в отзыве ответчика, отклонены судом со ссылкой на то, что в материалы дела вместе с отзывом представлены договоры управления от 31.05.2015 в отношении домов: N 7, N 17А, N 27, N 29 по улице Олонецкой, N 1, N 3, N 6, N 7, N 9 по улице Школьной, заключенные во исполнение общих собраний собственников помещений и в которых ООО "Форум +" выступает в качестве управляющей организации. О прекращении действия этих договоров ответчиком не заявлено. По сведениям сайта "www.dom.gosuslugi.ru" указанные истцом в расчете многоквартирные дома в спорный период находились в управлении ответчика. Возражений относительно фактов поставки АО "ТНС энерго Карелия" электрической энергии в данные дома ООО "Форум +" не заявило. С 01.01.2017 плата за жилое помещение включает в себя плату за коммунальные ресурсы, в том числе электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса). В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса указанная плата вносится собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в адрес управляющей организации. Доказательства начисления истцом собственникам помещений многоквартирных домов в спорный период платы за электроэнергию, поставленную именно на общедомовые нужды, и ее взимания ответчик не представил. Протоколы общих собраний собственников, на которые ссылается ООО "Форум +", не содержат сведений о порядке оплаты электроэнергии, поставленной в целях содержания общего имущества. Как следует из расчета задолженности, объем спорной электроэнергии определен истцом на основании пунктов 21 и 21(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, и представляет собой разницу между объемами ресурса по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета и объемами ресурса, потребленного в жилых помещениях. Своего контррасчета спорной энергии ООО "Форум +" не представило, при том, что, как управляющая организация, обязана производить указанный расчет.
На решение суда подана апелляционная жалоба ООО "Форум+", которое просило отменить обжалуемый судебный акт и принять новый. В обоснование доводов апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что ООО "Форум+" не осуществляло деятельности по управлению многоквартирными домами, договорные правоотношения прерваны письменными уведомлениями, представленными в материалы дела. Сведения об ООО "Форум+" как об организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, отражены на сайте www.dom.gosuslugi.ru в результате технической ошибки. Сбор информации по приборам учета, формирование квитанций по оплате за потребленную электрическую энергию, работа с должниками, сбор денежных средств за коммунальную услугу, представляемую ТНС энерго Карелия осуществляется самостоятельно, без участия ООО "Форум+". У ответчика не имеется сведений о потребленной электрической энергии, по этой причине не представлен контррасчет. Показания по приборам индивидуального учета представляются непосредственно собственниками помещений в АО "ТНС энерго Карелия". Судом не были учтены выводы, содержащиеся в судебных актах по делу N А26-7287/2017.
Также подателем апелляционной жалобы представлены дополнительные письменные объяснения, с которыми он представил дополнительные доказательства по требованию апелляционного суда. Ответчиком была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом, но собственники спорных МКД приняли решение об осуществлении управления многоквартирным домом управляющей компанией без указания ее наименования, в связи с чем правоотношения между собственниками и ООО "Формум+" оформлены как осуществление посреднической деятельности. Впоследствии собственники приняли решение об осуществлении оплаты непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В ООО "Форум+" 28.02.2017 поступил протокол общего собрания собственников о переходе многоквартирного дома по адресу - РК Олонецкий район, дер. Коткозеро, ул. Цветочная, д.2 на непосредственное управление, в связи с чем, в Управление лицензирования и контроля государственной жилищной инспекции Республики Карелия подано письменное уведомление о снятии из реестра лицензии от 30.04.2015 N 55. В апреле 2017 собственникам помещений в МКД выдано Уведомление о расторжении договора управления и технического обслуживания в одностороннем порядке, с указанием причин. Решением от 31.10.2019 N 093/13-12/РИ/2080 внесены изменения в реестр лицензий Республики Карелия. В ответ на запрос ответчика, Глава администрации Олонецкого национального района подтвердил, что ООО "Форум+" осуществляло обслуживание общего имущества некоторых многоквартирных домов.
В связи с длительным отсутствием судьи Несмияна С.И. и его последующим уходом в отставку, распоряжением заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Ракчеевой М.А., в порядке статьи 18 АПК РФ, дело передано в производство судьи Медведевой И.Г.
Апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании 11.12.2019. Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В обоснование заявленных требований, истцом представлены в материалы дела расчеты стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирных домах расположенных в деревне Коткозеро Олонецкого района Республики Карелия по ул. Школьная, д.д.N N 1, 3, 6, 7, 9 и по ул. Олонецкая, д.д. N N 7, 27, 29 за период с ноября 2016 года по декабрь 2017 года.
Поскольку электрическая энергия в данном случае поставлялась в многоквартирные жилые дома, то к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статей 153 и 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая услуги, потребленные на обслуживание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Исходя из положений приведенного пункта, изменение способа управления многоквартирным домом может иметь место не ранее принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения. При этом, выбор общим собранием собственников способа оплаты коммунального ресурса, в том числе непосредственно в пользу ресурсоснабжающей организации, не является выбором способа управления многоквартирным домом.
В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников спорных многоквартирных домов от 01.02.2015, 20.03.2015, на которых приняты решения о выборе способа управления спорными многоквартирными домами - управляющей компанией. На основании указанных договоров, между собственниками и ООО "Форум+" были заключены договоры управления многоквартирными домами от 31.03.2015 N N 16, 17, 19, 20; 21, 24, 26 от 01.02.2015 N 11.
В силу пунктов 8, 9 и 10 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 названных Правил, в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14,15,16 и 17 Правил N 354.
В силу пункта 14 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом
Таким образом, с момента заключения договоров на управление спорными многоквартирными домами, ООО "Форум+" приобрело статус управляющей компании в отношении указанных МКД. Соответственно, с указанного момента у управляющей компании возникло обязательство по приобретению коммунальных ресурсов в интересах собственником помещений многоквартирного дома и обязательство по их оплате в пользу ресурсоснабжающей компании.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электричества, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Факт поставки электрической энергии на обслуживание общего имущества в размере и стоимостью, указанных в расчете истца, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не оспорен.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между энергоснабжающей организацией и ответчиком, как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Доводы ответчика о том, что у него в спорный период отсутствовал статус управляющей организации, верно отклонен судом, тем более, что в материалы дела доказательств смены в спорный период в установленном порядке способа управления многоквартирным домов, не представлено.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения
Согласно пункту 17 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
В спорный период такого рода обстоятельства отсутствовали.
Пунктом 17(1) Прави N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 17 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не позднее 10 календарных дней до даты начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в случаях, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, ресурсоснабжающая организация доводит до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) следующую информацию:
- даты заключения и начала исполнения ресурсоснабжающей организацией договоров с ресурсоснабжающей организацией, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг;
- перечень сведений из числа указанных в абзацах восьмом - пятнадцатом пункта 6 настоящих Правил, которые собственникам жилых помещений в многоквартирном доме необходимо предоставить ресурсоснабжающей организации для расчета размера платы за коммунальную услугу;
- информация о сроках и способах внесения платы за коммунальную услугу, предоставляемую ресурсоснабжающей организацией, в том числе непосредственно в ресурсоснабжающую организацию без оплаты комиссии (для граждан);
- информация о сроках и способе передачи показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации;
- платежные реквизиты ресурсоснабжающей организации;
- информация об адресе (местонахождении) ресурсоснабжающей организации, а также адресах (местонахождении) ее филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты (при наличии).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что, по состоянию на июнь 2019 сведения об ответчике как управляющей компании спорных многоквартирных домов раскрыта на официальном сайте gosuslugi.ru. Согласно указанной информации, сорные жилые дома с 30.04.2015 находятся в управлении ООО "Форум+", лицензия от 30.04.2015 N 010000055, по состоянию на 05.06.2019
В силу пункта 3 статьи 200 ЖК РФ, лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного выше, довод ответчика о прекращении лицензии на управление многоквартирными домами, не может быть принят.
Истец участником рассмотрения спора в рамках дела N А26-7287/2017 не являлся, следовательно, исходя из положений статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные в рамках указанного дела, не обладают преюдициальным значением в рамках данного дела, оснований для учета указанных обстоятельств судом первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.08.2019 по делу N А26-5279/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5279/2019
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: ООО "Форум +", ООО "Форум+"
Третье лицо: ООО "Форум +"